Решения районных судов

Решение от 29.09.2009 №А66-6026/2009. По делу А66-6026/2009. Тверская область.

Решение

29 сентября 2009 г. г.Тверь Дело № А66–6026/2009

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Перкиной *.*. , при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой *.*. , при участии представителей: заявителя – Черниковой *.*. по доверенности, ответчика – Конышевой *.*. по доверенности, рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ООО «Белогородское жилищное управление» (г.Тверь) к Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области (г.Кимры) о признании решения от 15.06.2009 № 3613 недействительным

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Белогородское жилищное управление» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области (далее - Инспекция) о признании решения от 15.06.2009 № 3613 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафовза счет денежных средств на счетах Общества в банках недействительным и отмене.

Заявление мотивировано отнесением задолженности по налогам к четвертой очереди, нарушением Инспекцией положений статей 100, 126, 129, 134, 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее – Закон о банкротстве), пунктом 13 Постановления ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам и санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве».

Ответчик с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.59-60). Свою позицию обосновал отсутствием после 31.12.2008 ограничений по взысканию обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства в силу изменений, внесенных в статью 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» Федеральным законом от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закона «О несостоятельности (банкротстве)», наступлением срока уплаты текущих платежей.

Как следует из материалов дела, Решением Арбитражного суда Тверской области от 10 ноября 2008 года по делу № А66-1683/2008 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Мировов Александр Валерьевич. Срок конкурсного производства в отношении должника установлен 1 год.

Инспекция направила Обществу требование № 30719 об уплате 734241 руб. недоимки по состоянию на 23.04.2009 в срок до 14.05.2009.

В связи с неисполнением Обществом данного требования в установленный срок Инспекция вынесла Решение от 15.06.2009 № 3613 о взыскании 734241 руб. счет денежных средств Общества на счетах в банках в порядке статьи 46 НК РФ.

Не согласившись с данным Решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.



При рассмотрении дела суд исходит из следующего.

Статьей 5 Закона о банкротстве определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Согласно пункту 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам; все требования кредиторов об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Из приведенной нормы Закона следует, что в случае возникновения задолженности по уплате предприятием текущих обязательных платежей, возникших в период конкурсного производства, налоговый орган имеет право предъявить требование об уплате налога только в рамках конкурсного производства и в соответствии с положениями Закона № 127-ФЗ.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что сумма задолженности, взыскиваемая инспекцией, возникла 24.04.2009 (требование от 24.04.2009 № 30719), то есть после признания Общества несостоятельным (банкротом) и открытия в отношении него конкурсного производства.

Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.

Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.

Следовательно, с момента открытия в отношении Общества конкурсного производства Инспекция не вправе производить взыскание с него налогов в бесспорном порядке.

Таким образом, у налогового органа отсутствует возможность списания (взыскания) в бесспорном порядке текущих платежей, поскольку это противоречит нормам законодательства о банкротстве. Данная ситуация фактически приведет к нарушению очередности погашения задолженности установленной в рамках дела о несостоятельности.

Довод Инспекции о том, что Федеральным законом от 30.12.2008 № 296-ФЗ из Закона о банкротстве исключены положения, которые препятствовали Инспекции производить взыскание задолженности по текущим платежам в конкурсном производстве, судом отклоняется в связи с тем, что Закон о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ) не подлежит применению к спорным правоотношениям.



В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ Закон о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ.

К делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу названного Федерального закона, применяются положения Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 № 296-ФЗ.

С момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ, положения Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, независимо от даты принятия указанного дела о банкротстве к производству. Дальнейшее рассмотрение дела о банкротстве осуществляется в соответствии с Законом о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ).

Кроме того, из содержания пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве в новой редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ следует, что требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Согласно статье 2 Закона о банкротстве (с изменениями и дополнениями) для целей данного Федерального закона уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 “Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства“ Федеральная налоговая служба с момента ее образования определена уполномоченным органом.

Таким образом, существенных изменений, допускающих принудительное взыскание Инспекцией обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, в статье 142 Закона о банкротстве не внесено.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению. Поскольку определением суда от 30.06.2009 заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, судебные расходы с Инспекции не подлежат взысканию.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 177, 180-182, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Тверской области

Решил:

Признать недействительным Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тверской области от 15.06.2009 № 3613 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый Арбитражный апелляционный суд, г.Вологда, в месячный срок с момента его принятия.

Судья *.*. Перкина