Решения районных судов

Постановление от 30.09.2009 №А14-2014/2009. По делу А14-2014/2009. Российская Федерация.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Постановление

30 сентября 2009 года Дело № А14-2014/09

г. Воронеж 54/23

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2009 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Семенюта Е.А.,

судей Сергуткиной В.А.

Протасова А.И.



при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.

при участии:

от УФРС по Воронежской области: Жаглин П.И. - специалист-эксперт по доверенности №12-д от 11.01.2009 г.,

от Администрации Панинского муниципального района Воронежской области: представители не явились, извещены надлежащим образом;

Лепнева Н.И.: не явилась, извещена надлежащим образом;

Лепнев С.Л.: не явился, извещен надлежащим образом.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.05.2009 г. по делу № А14-2014/09/54/23 (судья Т.Н.Максимович) по заявлению Администрации Панинского муниципального района Воронежской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности

Установил:

Администрация Панинского муниципального района Воронежской области (далее по тексту – Администрация района) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с требованиями о признании недействительным отказа управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее по тексту – УФРС по Воронежской области, Управление, регистрирующий орган) от 02.12.2008 г. № 22/009-2008-572 в государственной регистрации права собственности муниципального образования – Панинский муниципальный район Воронежской области на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, Панинский район, р.п. Перелешинский, ул. Мира, д. 55, кв. 2 и обязании УФРС по Воронежской области зарегистрировать право собственности муниципального образования на указанную квартиру.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Лепнева Н.И. и Лепнев С.Л.



Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.05.2009 г. по делу № А14-2014/09/54/23 заявленные требования удовлетворены частично. Суд обязал Управление Федеральной регистрационной службы по Воронежской области зарегистрировать право собственности муниципального образования – Панинский муниципальный район Воронежской области на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, Панинский район, р.п. Перелешинский, ул. Мира, д. 55, кв. 2.

В удовлетворении требований о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области от 02.12.2008 № 22/009/2008-572 в государственной регистрации права собственности Панинского муниципального района Воронежской области на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, Панинский район, р.п. Перелешинский, ул. Мира, д. 55, кв. 2 Администрации Панинского муниципального района Воронежской области судом отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, УФРС по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит Решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное в части удовлетворения требований об обязании УФРС по Воронежской области зарегистрировать право собственности муниципального образования – Панинский муниципальный район Воронежской области на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, Панинский район, р.п. Перелешинский, ул. Мира, д. 55, кв. 2. В дополнении к жалобе регистрирующий орган указывает на то, что в нарушение требований Закона №122-ФЗ предприятием банкротом ЗАО «Перелешинское» не была проведена государственная регистрация права собственности на передаваемый в муниципальную собственность жилой объект.

Представитель УФРС по Воронежской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Администрация Панинского муниципального района Воронежской области, надлежащим образом уведомленная, в судебное заседание представителей не направила. Суду представила отзыв, в котором просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения. В указанном отзыве Администрация ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.

Третьи лица Лепнева Н.И., Лепнев С.Л., надлежащим образом уведомленные, в судебное заседание не явились.

В порядке ст.ст.156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей Администрации Панинского муниципального района Воронежской области и третьих лиц Лепневой Н.И., Лепнева С.Л.

В судебном заседании 22.09.2009 г. на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 29.09.2009 г.

Учитывая, что заявитель обжалует судебный акт лишь в части и при этом от лиц, участвующих в деле, не поступило возражений, апелляционный суд в порядке части 5 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя УФРС по Воронежской области, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Постановлением Панинского районного Совета депутатов от 03.03.2003г. № 161 в муниципальную собственность Панинского района были переданы по заявлению конкурсного управляющего ЗАО «Перелешинское» Таланова И.Ю. объекты соцкультбыта по акту приема-передачи от 03.03.2003г., в том числе жилой дом, расположенный по адресу: Воронежская область, Панинский район, р.п. Перелешинский, ул. Мира, д. 55.

07.02.2005 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица – ЗАО «Перелешинское» в связи с его ликвидацией по решению суда.

01.11.2008 г. Администрация района обратилась в УФРС по Воронежской области с заявлениями о регистрации права собственности муниципального образования Панинский район Воронежской области на квартиру, общей площадью 50,5 кв.м., расположенную по адресу: Воронежская область, Панинский район, р.п. Перелешинский, ул. Мира, д. 55, кв. 2, представив для регистрации Постановление Панинского районного Совета депутатов от 03.03.2003г. № 161 и акт приема-передачи от 03.03.2003г., а также кадастровый паспорт жилого помещения.

Сообщением от 02.12.2008 г. № 22/009/2008-572 Администрации района отказано в государственной регистрации указанного права со ссылкой на абзацы 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Основанием для отказа в государственной регистрации послужило отсутствие государственной регистрации права собственности ЗАО «Перелешинское» на переданный в муниципальную собственность жилой фонд, что по мнению государственного регистратора свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, также заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для государственной регистрации прав.

Администрация района, полагая, что отказ в государственной регистрации права не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы муниципального образования Панинского муниципального района Воронежской области, как собственника спорного объекта недвижимости, а также зарегистрированных и проживающих в указанной квартире граждан, создав им препятствия в реализации гарантированного государством права на приватизацию жилья, обратилась с заявлением в Арбитражный суд Воронежской области.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеются все законные основания для государственной регистрации права собственности муниципального образования на спорный объект недвижимости.

Апелляционная инстанция находит данную позицию арбитражного суда области верной, соответствующей фактическим обстоятельствам и действующему законодательству с учетом следующего.

В силу статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (п. 1 ст. 17 Закона о регистрации).

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установленный ст. 17 Закона о регистрации, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и включает в себя в частности акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации).

В государственной регистрации прав может быть отказано в том числе, если не представлены документы, необходимые для регистрации.

В силу пункта 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности устанавливается специальным законом.

До принятия указанного закона на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 г. №2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением №3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Согласно пункту 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 г. №8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

В силу изложенных выше норм выписка из реестра муниципального имущества от 19.03.2009 г. №431, содержащая номер и дату присвоения постоянного реестрового номера муниципального имущества, является правоподтверждающим документом в отношении права собственности муниципального образования на спорную квартиру.

Представленные выписка содержит необходимые сведения об объекте, выдана надлежащим образом и подписана надлежащим лицом.

Представленные Администрацией документы: сообщение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 24.02.2009 г. №13-997, справка Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области от 13.03.2009 г. №7-2258, сообщение УФРС по Воронежской области от 25.02.2009 г. №22/004/2009-158 подтверждают фактическую передачу спорного объекта недвижимости в муниципальную собственность, никем не оспорены, а их совокупность позволяет достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости, что в силу статей 6 и 17 Закона РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ, является основанием для государственной регистрации соответствующего права.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что имеются все законные основания для государственной регистрации права собственности муниципального образования – Панинский муниципальный район Воронежской области на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, Панинский район, р.п. Перелешинский, ул. Мира, д. 55, кв. 2 и обоснованно удовлетворил требования Администрации в указанной части.

Довод УФРС по Воронежской области о том, что регистрация права собственности муниципального образования без государственной регистрации ранее возникших прав ЗАО «Перелешинское» на спорный объект невозможна, был правомерно отклонен судом первой инстанции. Передача спорного объекта в муниципальную собственность осуществлялась в рамках исполнения требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 г. №6-ФЗ, действовавшем на момент признания ЗАО «Перелешинское» несостоятельным (банкротом). В силу п.п. 4,5 статьи 104 названного Закона объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, подлежали передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления. Передача данных объектов осуществлялась по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий.

Ненормативный акт, согласно которого имущество было передано и который был представлен в числе документов-оснований для регистрации спорного объекта, на настоящий момент никем не оспорен, не признан недействительным, действует.

Ссылка подателя апелляционной жалобы на неприменение подлежащей применению нормы права – ст.8 Гражданского кодекса РФ является несостоятельной и отклоняется апелляционным судом.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих сделать вывод о незаконности обжалуемого судебного акта, УФРС по Воронежской области заявлено не было.

Кроме того, апелляционная инстанция находит возможным отметить, что регистрация права собственности муниципального образования на спорную квартиру напрямую затрагивает права третьих лиц – граждан, которые обратились в Администрацию с заявлением о приватизации жилого помещения, в котором проживают. В данном случае, отсутствие регистрации препятствует осуществлению предоставленного законом права на передачу в собственность квартиры, срок реализации которого ограничен. Так, с 1.03.2010 года утрачивает силу ст.1 Закона РФ от 4.07.1919 г. №1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской федерации», предусматривающую бесплатную передачу в собственность граждан РФ занимаемых жилых помещений.

Апелляционная инстанция находит, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

В связи с чем, Решение Арбитражного суда Воронежской области в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в апелляционном суде не подлежат взысканию, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты госпошлины в силу закона.

Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.05.2009 г. по делу № А14-2014/09/54/23 в части обязания Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области зарегистрировать право собственности муниципального образования – Панинский муниципальный район Воронежской области на квартиру, расположенную по адресу Воронежская область, Панинский район, р.п.Перелешинский, ул.Мира, д.55 кв.2 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев с момента вступления в законную силу.

Председательствующий судья Е.А. Семенюта

Судьи В.А.Сергуткина

А.И.Протасов