Решения районных судов

Решение от 02.11.2009 №А47-7762/2009. По делу А47-7762/2009. Оренбургская область.

Решение

г. Оренбург Дело № А 47-7 762/2009

02 ноября 2009г.

Резолютивная часть решения объявлена 26.10.2009г.

В полном объеме Решение изготовлено 02.11.2009г.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Цыпкиной *.*. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой *.*. ,

в открытом судебном заседании рассмотрел дело по заявлению индивидуального предприним Ф.И.О. проживающего по адресу: г. Оренбург, пр. Гагарина, 252 – 84, о признании незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга, выразившиеся в выставлении инкассовых поручений о взыскании налогов, пени и санкций и об обязании Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В судебном заседании приняли участие представители сторон

от зая Ф.И.О. – представитель (доверенность от 21.09.2009г., б/н, постоянная);

от ответчика: Срыбный Александр Владимирович – ведущий специалист - эксперт юридического отдела (доверенность от 02.02.2009г., № 6, постоянная).

В соответствии со ст. 163 АПК РФ суд объявлял в судебном заседании перерыв с 21 октября 2009 г. по 26 октября 2009. После перерыва присутствовали те же представители сторон.



Установил:

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее по тексту – Инспекция, налоговый орган) по результатам выездной налоговой проверки 28.03.2008г. в отношении индивидуального предпринимателя Подурова *.*. (далее по тексту – Подуров *.*. , заявитель) вынесено Решение № 16-18/14598 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Подуров *.*. обращался в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании указанного решения частично недействительным.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 06 октября 2008г. по делу № А47-2 798/2008АК-29, в удовлетворении заявленных Подуровым *.*. требований было отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2009г. Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.10.2008г. по делу № А47-2798/2008 изменено. Заявленное требование индивидуального предприним Ф.И.О. удовлетворено частично, признано недействительным Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга от 28.03.2008 № 16-18/14598 в части предложения уплатить НДФЛ в сумме 785463 руб. 34 коп., ЕСН в сумме 185362 руб.86 коп., НДС в сумме 1260956 руб.78 коп., привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДФЛ в сумме 157092 руб., по ЕСН в сумме 37072 руб58 коп., по НДС в сумме 189042 руб.23 коп., привлечения к налоговой ответственности по п.2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налоговой декларации по НДФЛ за 2004г. в сумме 443466 руб., по ЕСН в сумме 106232 руб.24 коп. В остальной части заявленных требований отказано. В кассационной инстанции Решение суда не обжаловалось.

Инспекция 21 мая 2009г. направила в адрес Подурова *.*. требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.05.2009г. № 106226, № 106229, № 106230, № 106231. В данных требованиях предлагалось уплатить налоги, пени и штрафы в срок до 05.06.2009г.

В связи с не исполнением данных требований 24 июня 2009г. начальник инспекции принимает решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках № 47690, № 47693, № 47694, № 47695 и выставляет 24 июня 2009г. в филиал № 6318 ВТБ 24 (ЗАО) г. Самара инкассовые поручения № 38303, № 38304, № 38305, № 38300, № 38299, № 38298. На момент выставления инкассовых поручений у Подурова *.*. имеются 3 расчетных счета в разных банках.

22 июля 2009 г. начальник инспекции письмами № 2759, 2763, 2765, 2766, 2767, 2771 все эти инкассовые поручения из банка отозвал. В этот же день Инспекция направляет в ООО КБ «Агросоюз» г. Оренбург инкассовые поручения № 39511, №; 39514, № 39515, № 39513, № 39512, № 39507, № 39508, № 39509, № 39510.

Согласно уточненным требованиям, заявитель просит суд признать незаконными действия ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, выразившиеся в выставлении инкассовых поручений о взыскании налогов, пени и санкций №№ 39507, 39511, 39512, 39513, № 39514, № 39515.

Считает, что налоговым органом нарушен десятидневный срок направления в адрес предпринимателя требований об уплате недоимки по налогам и пени, так как указанные суммы взыскиваются с предпринимателя согласно акта выездной налоговой проверки от 27.02.2008г. № 16-181073дсп и вынесенного по нему Решения от 28.03.2008г. № 16-1814598. Учитывая, что Подуровым *.*. Решение Инспекции № 16-1814598 от 28.03.2008г. обжаловалось в судебном порядке и согласно Постановления 18 Арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009г. Решение Инспекции вступило в законную силу 27.02.2009г., то срок для выставления требований об уплате недоимки по налогам и пени истек 16.03.2009г. Кроме того, требования и решения о взыскании налогов, за счет денежных средств заявителю не вручались. Допущенные Инспекцией нарушения порядка взыскания задолженности по налогам и пени, установленного ст. 46, 47 НК РФ являются основанием для признания незаконными действия Инспекции по выставлению инкассовых поручений.



Налоговый орган требования заявителя не признал, считает, что оспариваемые действия Инспекции являются законными. Нарушения срока направления требования не является пресекательным и не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога, пеней, установленного ст. 46, 47 НК РФ.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям

В силу п. 1 ст. 45 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 69 Кодекса требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Абзац 3 п. 4 ст. 69 Кодекса устанавливает, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Пунктом 6 ст. 69 Кодекса установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Таким образом, направление требования об уплате налога и (или) пени является гарантией, обеспечивающей налогоплательщику возможность самостоятельно, без применения мер принудительного взыскания, уплатить необходимую сумму налога и (или) пени.

Согласно п. 1 ст. 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Пунктом 2 ст. 46 Кодекса предусмотрено, что взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 3 ст. 46 Кодекса Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.

В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, Решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в связи с неисполнением требования № 106226 от 21.05.2009г. инспекцией принято Решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках № 47690 от 24.06.2009г., на основании которого выставлены инкассовые поручения от 22.07.2009г. № 39511, № 39514, № 39515;

в связи с неисполнением требования № 106229 от 21.05.2009г. инспекцией принято Решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках № 47695 от 24.06.2009г., на основании которого выставлено инкассовое поручение от 22.07.2009г. № 39513;

в связи с неисполнением требования № 106230 от 21.05.2009г. инспекцией принято Решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках № 47694 от 24.06.2009г., на основании которого выставлено инкассовое поручение от 22.07.2009г. № 39512;

в связи с неисполнением требования № 106231 от 21.05.2009г. инспекцией принято Решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках № 47693 от 24.06.2009г., на основании которого выставлено инкассовое поручение от 22.07.2009г. № 39507.

В соответствии с п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговая инспекция должна доказать соблюдение процедуры принудительного взыскания задолженности по налогам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика.

Судом при рассмотрении дела установлено, что какие-либо доказательства, подтверждающие факт направления либо уклонения предпринимателя от получения указанных требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, решений о взыскании налогов за счет денежных средства, а также доказательства вручения предпринимателю указанных требований и решений лично под расписку или иным способом, подтверждающие факт и дату получения требований и решений, инспекцией не представлены и в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах, налогоплательщик был лишен возможности уплатить в добровольном порядке указанные в требованиях суммы задолженности, что свидетельствует о нарушении процедуры принудительного взыскания.

Довод налогового органа о том, что процедура направления требования признается соблюденной вне зависимости от фактического получения налогоплательщиком требования об уплате налога, направленного заказным письмом, основан на неправильном толковании п. 6 ст. 69 Кодекса, согласно которому налоговый орган обязан подтвердить как факт, так и дату получения налогоплательщиком требования об уплате налога.

Принимая во внимание, что налоговой инспекцией нарушен установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок принудительного взыскания задолженности по налогам, пене и штрафам, суд считает незаконными действия ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, выразившиеся в выставлении инкассовых поручений о взыскании налогов, пени и санкций №№ 39507, 39511, 39512, 39513, № 39514, № 39515.

Довод заявителя о нарушении инспекцией 10-дневного срока направления требований № 106226, № 106229, № 106230, № 106231, судом отклоняется.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 Кодекса).

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее Решение (п. 9 ст. 101 Кодекса).

Решение от 28.03.2008г. № 16-18/14598 было вручено предпринимателю Подурову *.*. (по доверенности) 31.03.2008г., в вышестоящий орган обжаловано не было, то есть вступило в законную силу 14.04.2008г.

В материалы дела налоговым органом представлено требование № 1133 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.04.2008г., вынесенное налоговым органом по решению от 28.03.2008г. № 16-18/14598, вынесенному по акту проверки № 16-18/1073дсп от 27.02.2008г. Данное требование является первоначальным требованием и содержит суммы, доначисленные инспекцией в ходе выездной налоговой проверки.

Из материалов дела следует, что требования № 106226, № 106229, № 106230, № 106231, вынесены налоговым органом после признания Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом частично недействительным решения от 28.03.2008г. № 16-18/14598 и являются уточненными в связи с изменения обязанности налогоплательщика по уплате налога или сбора после направления требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа.

В силу ст. 71 Кодекса в случае, если обязанность налогоплательщика или плательщика сборов по уплате налога и сбора изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить налогоплательщику или плательщику сборов уточненное требование.

Вместе с тем, сроков направления данного требования статья 71 Кодекса не содержит.

При подаче заявления в арбитражный суд, заявителем была уплачена государственная пошлина в сумме 100 рублей.

С 30.01.2009 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2008г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому п. 1 ст. 333.37 дополнен пунктом 1.1, предусматривающий освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

В статью 333.40 Налогового кодекса РФ, определяющей порядок возврата государственной пошлины, законодателем изменения и дополнения внесены не были.

Учитывая, что права налогоплательщика в любом случае, не должны нарушаться, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 рублей подлежат взысканию в пользу индивидуального предпринимателя Подурова *.*. с налоговой инспекции (ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 5, 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации»).

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга, выразившиеся в выставлении инкассовых поручений о взыскании налогов, пени и санкций №№ 39507, 39511, 39512, 39513, 39514, 39515.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Подурова *.*.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга, находящейся по адресу: 460051, г. Оренбург, пр. Гагарина, 271, (ИНН 5610011154) в пользу индивидуального предприним Ф.И.О. проживающего по адресу: г. Оренбург, пр. Гагарина, 252-84 (ИНН 561005451201) расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 (сто) рублей. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru .

Судья *.*. Цыпкина