Решения районных судов

Решение от 03.11.2009 №А05-8571/2009. По делу А05-8571/2009. Архангельская область.

Решение

г. Архангельск Дело № А05-8571/2009

03 ноября 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2009 года.

В полном объеме Решение изготовлено 03 ноября 2009 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бабичева *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Долгощеловой *.*. ,

рассмотрев 27 октября 2009 года в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ненецкого автономного округа

к 1-му ответчику - государственному унитарному предприятию Ненецкого автономного округа «Нарьян-Марская электростанция»

2-му ответчику - окружному государственному учреждению здравоохранения «Ненецкая окружная больница»

о признании недействительными пунктов 4.3, 4.4, 4.5 государственного контракта на энергоснабжение № 46/9 от 19.01.2009,



при участии в предварительном судебном заседании представителей:

истца – Лепехи *.*. (удостоверение № 90004),

ответчиков – не явились,

Установил:

Заместитель прокурора Ненецкого автономного округа (далее по тексту – заявитель) обратился в арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением о признании недействительными пунктов 4.3, 4.4, 4.5 государственного контракта на энергоснабжение № 46/9 от 19.01.2009, заключенного между государственным унитарным предприятием Ненецкого автономного округа «Нарьян-Марская электростанция» и окружным государственным учреждением здравоохранения «Ненецкая окружная больница».

В порядке статьи 49 АПК РФ до принятия судом судебного акта по существу заявленного требования заместитель прокурора Ненецкого автономного округа уточнил предмет спора, просит признать недействительными следующие пункты государственного контракта на энергоснабжение № 46/9 от 19.01.2009, заключенного между государственным унитарным предприятием Ненецкого автономного округа «Нарьян-Марская электростанция» и окружным государственным учреждением здравоохранения «Ненецкая окружная больница»: пункт 4.3. (в редакции 14.08.2009), пункт 4.4. (в редакции 14.08.2009), пункт 4.5.

Государственное унитарное предприятие Ненецкого автономного округа «Нарьян-Марская электростанция» с заявленными требованиями не согласно по мотивам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Окружное государственное учреждение здравоохранения «Ненецкая окружная больница» отзыва на заявленное требование не представило.

Исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению в части с учетом следующих обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства.

Как установлено судом, 19 января 2009 года между государственным унитарным предприятием Ненецкого автономного округа «Нарьян-Марская электростанция» и окружным государственным учреждением здравоохранения «Ненецкая окружная больница» заключен государственный контракт на энергоснабжение №46/9, в соответствии с условиями которого ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция» приняло обязательство через присоединенную сеть осуществлять продажу произведенной электроэнергии, оказывать услуги по передаче электроэнергии ОГУЗ «Ненецкая окружная больница», а ОГУЗ «Ненецкая окружная больница» - обязательство оплачивать потребленную электроэнергию и оказанные услуги в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных государственным контрактом.



14 августа 2009 года сторонами контракта заключено дополнительное соглашение № 1 к государственному контракту на энергоснабжение № 46/9 от 19.01.2009, которым стороны уточнили редакцию пунктов 4.3. и 4.4. государственного контракта на энергоснабжение № 46/9 от 19.01.2009.

В соответствии с заключенным дополнительным соглашением пункт 4.3. контракта изложен сторонами в следующей редакции: «Исполнитель вправе предварительно предупредив Заказчика, применить специальный порядок введения ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 168 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии. Величина аварийной и технологической брони устанавливается Исполнителем по требованию Заказчика».

Пункт 4.4. контракта в редакции дополнительного соглашения от 14 августа 2009 года изложен следующим образом: «Исполнитель при условии заблаговременного извещения Заказчика вправе произвести ограничение режима потребления электроэнергии с учетом положений пункта 168 Правил, в случаях:

неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электроэнергии и услуг;

выявления фактов безучетного потребления электроэнергии;

выявления неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) заказчика, удостоверенного органом государственного Энергонадзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан;

возникновения (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

производства плановых, ремонтно-восстановительных работ.

Пунктом 4.5. государственного контракта, предусмотрено право энергоснабжающей организации без согласования с заказчиком и без соответствующего его предупреждения прекратить полностью или частично подачу ему электроэнергии в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжения при последующем уведомлении заказчика об этом.

Оспаривая действительность пунктов 4.3., 4.4., 4.5. государственного контракта с учетом их редакции от 14 августа 2009 года, заявитель указывает на их ничтожность (статья 168 ГК РФ) в силу несоответствия требованиям пункта 4 статьи 421, пункту 1 статьи 422, статье 546 ГК РФ.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным указанным кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Все оспариваемые заявителем пункты государственного контракта предусматривают право энергоснабжающей организации производить ограничение и прекращение режима потребления электроэнергии ОГУЗ «Ненецкая окружная больница».

В соответствии с пунктом 160 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее по тексту – Правила) полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям.

Указанное право энергоснабжающей организации предусмотрено статьей 546 ГК РФ и разделом XIII Правил.

Из буквального анализа положений статьи 546 ГК РФ следует, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются как по соглашению сторон, так и без согласования с абонентом по инициативе энергоснабжающей организации.

При этом, в соответствии с указанной нормой и пунктом 161 Правил по соглашению сторон ограничение подачи энергии допускаются в следующих случаях:

неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);

прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору);

выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;

выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;

возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

возникновение внерегламентных отключений;

наличие обращения потребителя.

Ограничение же режима потребления по инициативе энергоснабжающей организации без согласования с абонентом предусматривается в двух следующих случаях:

в случае нарушения абонентом обязательств по оплате энергии;

в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

При этом, действующим законодательством предусмотрены два варианта ограничения режима потребления: полное и частичное. Согласно пункту 163 Правил полное ограничение режима потребления влечет за собой прекращение подачи электрической энергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации. Частичное ограничение режима потребления влечет за собой снижение объема электрической энергии, подаваемой потребителю, по сравнению с объемом, определенным в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии) или фактической потребностью (для граждан-потребителей), либо прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца (пункт 164 Правил).

В отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении N 6. При этом в отношении таких потребителей (отдельных объектов) определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 Правил.

В соответствии с уставом окружного государственного учреждения здравоохранения «Ненецкая окружная больница» целью создания учреждения является оказание специализированной медицинской помощи населению Ненецкого автономного округа и повышение эффективности лечебно-профилактических мероприятий. Таким образом, окружное государственное учреждение здравоохранения «Ненецкая окружная больница» является учреждением социального обеспечения и относится к числу потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается (пункт 7 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1 от 05.01.1998г., пункт 1 Перечня потребителей, ограничения режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается, Приложение N 6 к Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики).

Оценив заявленные требования с учетом указанного, суд приходит к выводу, что все оспариваемые пункты договора не соответствуют требованиям указанных норм действующего законодательства в части предоставления энергоснабжающей организации права на введение полного ограничения и прекращения режима потребления ОГУЗ «Ненецкая окружная больница». Одновременно с изложенным, пункт 4.3. в редакции дополнительного соглашения от 14 августа 2009 года не соответствует указанным положениям законодательства в части неограниченного права государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа «Нарьян-Марская электростанция» вводить ограничение режима потребления абонента: в данном случае исполнитель вправе, предварительно предупредив Заказчика, применить специальный порядок введения ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 168 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии только в двух случаях: в случае нарушения абонентом обязательств по оплате энергии и в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом. В иных случаях, ограничение режима потребления без соглашения с абонентом не допускается. Указанный вывод также относится к положениям пункта 4.4. контракта в части указания на возможность введения полного ограничения режима потребления электроэнергии и право исполнителя произвести частичное ограничение режима потребления электроэнергии в иных случаях, чем неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электроэнергии и услуг.

При этом, суд отмечает, что направленность регулирования, нашедшего отражение в положении о возможности ограничения подачи энергии по соглашению сторон (абзац первый пункта 2 статьи 546 ГК РФ) заключается в закреплении запрета для энергоснабжающей организации на ограничение подачи энергии при отсутствии на это согласия абонента (и исключение из данного запрета делается только для случаев, прямо установленных Кодексом). В данном случае соглашение с абонентом, о котором идет речь в указанной норме ГК РФ, должно достигаться энергоснабжающей организацией после возникновения у данной организации необходимости во введении режима ограничения подачи энергии. Рассматриваемая норма не может истолковываться как допускающая установление в договоре дополнительных, не предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, оснований для временного прекращения или сокращения объемов подачи энергии, в том числе и в качестве временных мер оперативного воздействия при допущении тех или иных нарушений обязательств со стороны абонента.

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна. Следовательно, пункты государственного контракта, предоставляющие право полного ограничения подачи электрической энергии без установленных нормативными актами ограничений, следует признать ничтожными, что в соответствии со статьей 180 Гражданского кодекса Российской Федерации не влечет ничтожности всей сделки.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по результатам рассмотрения заявленного требования относится на ответчиков в равном размере.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

Пункт 4.3. государственного контракта на энергоснабжение № 46/9 от 19.01.2009, заключенного между государственным унитарным предприятием Ненецкого автономного округа «Нарьян-Марская электростанция» и окружным государственным учреждением здравоохранения «Ненецкая окружная больница», в редакции дополнительного соглашения от 14 августа 2009 года, признать недействительным в части указания на возможность введения полного ограничения режима потребления электроэнергии и возможность введения частичного ограничения режима потребления элетроэнергии в иных случаях, чем нарушение абонентом обязательств по оплате энергии и необходимость принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Пункт 4.4. государственного контракта на энергоснабжение № 46/9 от 19.01.2009, заключенного между государственным унитарным предприятием Ненецкого автономного округа «Нарьян-Марская электростанция» и окружным государственным учреждением здравоохранения «Ненецкая окружная больница», в редакции дополнительного соглашения от 14 августа 2009 года, признать недействительным в части указания на возможность введения полного ограничения режима потребления электроэнергии и право исполнителя произвести частичное ограничение режима потребления электроэнергии в иных случаях, чем неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электроэнергии и услуг.

Пункт 4.5. государственного контракта на энергоснабжение № 46/9 от 19.01.2009, заключенного между государственным унитарным предприятием Ненецкого автономного округа «Нарьян-Марская электростанция» и окружным государственным учреждением здравоохранения «Ненецкая окружная больница», признать недействительным в части указания на возможность полного прекращения подачи электроэнергии.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Взыскать с государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа «Нарьян-Марская электростанция» в доход федерального бюджета 1 000 руб. 00 коп. государственной пошлины.

Взыскать с окружного государственного учреждения здравоохранения «Ненецкая окружная больница» в доход федерального бюджета 1 000 руб. 00 коп. государственной пошлины.

Настоящее Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья *.*. Бабичев