Решения районных судов

Решение от 06 октября 2009 года . По делу А19-17825/2009. Иркутская область.

Решение

г. Иркутск Дело №А19-17825/07-50

« 06 » октября 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 06 октября 2009 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Лес Сибири»

к Иркутской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 12.08.2009 г. № 10607000-325/2009,

при участии в заседании



от заявителя: представитель Пашкова Э.Р., доверенность от 16.04.2009 г.;

от таможенного органа: представители Фролова Ю.А., доверенность от 10.01.2008 г. № 9, Бабкин М.П., доверенность от 24.07.2009 г. № 48;

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Лес Сибири» (далее ООО «Лес Сибири») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Иркутской таможни от 12.08.2009 г. № 10607000-325/2009.

Представитель ООО «Лес Сибири» в судебном заседании требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители таможенного органа в судебном заседании заявленные требования не признали, указали на законность и обоснованность привлечения общества к административной ответственности.

Из материалов дела следует, что ООО «Лес Сибири» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1063819016876.

18.06.2009 г. декларантом ООО «Лес Сибири» на Иркутский таможенный пост Иркутской таможни подана грузовая таможенная декларация № 10607040/180609/0004111 на вывоз в режиме экспорта товара - лесоматериалы круглые хвойных пород (пиловочник), сосна обыкновенная, для дальнейшей распиловки, ГОСТ 9463-88, сорт 1-2, номинальной длиной 4-6 м, всего 222 шт. Количество товара – 153,63 куб.м (без учета коры), 165,94 куб.м (с учетом коры).

В ходе таможенного досмотра товара по грузовой таможенной декларации № 10607040/180609/0004111, проведенного 25.06.2009 г., установлен иной фактический объем товарной партии – 167,97 куб.м. (без учета коры), 179,73 куб.м. (с учетом коры).

30.06.2009 г. должностным лицом таможенного органа вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 10607000-325/2009 по факту незадекларирования декларантом части товара, по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.



30.07.2009 г. должностным лицом таможенного органа составлен протокол об административном правонарушении № 10607000-325/2009, которым установлено совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением таможенного органа от 12.08.2009 г. по делу об административном правонарушении № 10607000-325/2009 ООО «Лес Сибири» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, что составляет 18 302 руб. 40 коп., без их конфискации.

Заявитель, полагая, что Постановление таможенного органа от 12.08.2009 г. по делу об административном правонарушении от 12.08.2009 г. № 10607000-325/2009 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд за защитой своих прав.

В обоснование заявленных требований ООО «Лес Сибири» указало, что протокол выполненных измерений объема круглых лесоматериалов не соответствует пунктам 9.2, 5.1 Методики выполнения измерений, измерения проведены без учета температуры окружающей среды и средством измерения, не соответствующим обязательным требованиям Методики выполнения измерений, результаты измерений применены без учета приписанной погрешности измерений.

Выслушав представителя заявителя и представителей таможенного органа, суд приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 127 Таможенного кодекса РФ предусмотрено, что при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров с учетом пункта 1 статьи 124 ТК РФ, декларант вправе осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации, с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров (статьи 371, 372 ТК РФ), при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров (статья 383 ТК РФ), знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров, представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов, в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Таможенный досмотр 25.06.2009 г. проводился в соответствии с требованиями статьи 372 ТК РФ, в присутствии уполномоченного представителя ООО «Лес Сибири» Качко И.Н. В ходе таможенного досмотра представитель извещен о каждом замере, номинальных значениях величин длины и диаметра товара, исчисленных исходя из полученных результатов. Копия акта таможенного досмотра получена представителем ООО «Лес Сибири» 26.06.2009 г., замечаний к акту таможенного досмотра не представлено.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» таможенные операции входят в сферу распространения государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Статьей 5 указанного Закона предусмотрено, что измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений.

Как видно из представленных материалов дела, 25.06.2009 г. в ходе таможенного досмотра измерение объема круглых лесоматериалов производилось в соответствии с Методикой выполнения измерений № 203-03-2007 «Поштучное измерение объема круглых неокоренных лесоматериалов с корой и без коры с использованием средств измерения геометрических величин (далее - МВИ). Методика выполнения измерений объема партии круглых лесоматериалов с применением таблиц объемов», утверждена ФГУП «Центр «Метрметалл» 26.12.2006 г. (приложение № 3 к Приказу ФТС России от 22.10.2007 г. № 1291). Данная Методика аттестована Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ФГУП «ВНИИМС»), свидетельство № 203-03-2007 об аттестации МВИ от 29.06.2007 г., зарегистрирована ФГУП «ВНИИМС» в Федеральном реестре методик выполнения измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора peг. код по Федеральному реестру ФР 1.27.2007.03582.

Суд считает несостоятельными доводы заявителя о нарушении таможенным органом пунктов 5.1, 5.4, 5.5 МВИ № 203-03-2007 при проведении таможенного досмотра.

Пунктом 5.1 МВИ № 203-03-2007 предусмотрено, что при выполнении измерений применяются средства измерений (СИ), приведенные в Приложении А к данной Методике. Пунктом 5.4 МВИ № 203-03-2007 предусмотрено, что разрешается применение средств измерений других типов с метрологическими характеристиками, значения которых не хуже указанных в Приложении А. Типы других применяемых средств измерений должны быть утверждены Ростехрегулированием в соответствии с Правилами по метрологии ПР50.2.009. Средства измерения должны быть проверены.

В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» под поверкой средств измерений понимается совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям. Поверка средств измерений осуществляется аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Фактически при проведении таможенного досмотра 25.06.2009 г. измерения проводились рулеткой типа UM5M. Тип данной рулетки внесен в Государственный реестр средств измерений (№ по Госреестру 22003-01). Письмом ФГУ «Иркутский ЦСМ» от 26.06.2009 г. № 68-5/950 подтверждает соответствие паспорта на рулетку измерительную металлическую с отметкой типа РИ-5 зав. № 30 (поверка 01.12.2008 г., заключение: годен) рулетки измерительной металлической зав. № 30 типа UM5M.

Рулетка измерительная металлическая зав. № 30, тип UM5M, в соответствии с Примечаниями 2,3 Приложения А к МВИ № 203-03-2007 разрешена к применению.

Кроме того, заявитель полагал, что применение рулетки с 5-метровой шкалой для измерений 6-метровых бревен не соответствует требованиям МВИ, в связи с чем, результат измерений неверен.

Суд находит данный довод несостоятельным по следующим основаниям.

Согласно Таблице А Приложения А МВИ № 203-03-2007 к средствам измерений длины круглых лесоматериалов отнесены: рулетка измерительная металлическая со шкалой (0 - 10) м 3-го класса точности с лентой из нержавеющей стали или с лентой из углеродистой стали с защитным антикоррозионным покрытием (в условном обозначении рулетки Н или У соответственно): Р10Н3К, Р10Н3Д, Р10Н3П, Р10У3К, Р10У3Д, Р10У3П.

Метрологическими характеристиками названных средств измерений являются: пределы измерений - (0 - 10) м, допускаемая погрешность (для 3-го класса точности - +/- 2,2 мм.

В Примечания к Таблице указано, что применяемые средства измерений должны иметь действующее поверительное клеймо и (или) Свидетельство о поверке и должны быть пригодны к применению (1). Разрешается применение средств измерений других типов с метрологическими характеристиками, значения которых не хуже указанных в настоящей таблице (2). Типы других применяемых СИ отечественного и иностранного производства должны быть утверждены Ростехрегулированием в соответствии с Правилами по метрологии ПР 50.2.009 (см. 5.2.1 ГОСТ Р 8.563). Их метрологические характеристики должны удовлетворять требованиям 2 настоящих примечаний. Типы уже утвержденных СИ внесены в Государственный реестр средств измерений (3).

Точность результата измерений – характеристика качества измерения, отражающая близость к нулю погрешности ее результата. Обычно точность измерений характеризуется погрешностью измерений. Считается, что чем меньше погрешность измерений, то тем больше его точность.

Метрологическая характеристика средства измерений - характеристика одного из свойств средства измерений, влияющих на результат измерений или его погрешность. Основными метрологическими характеристиками являются диапазон измерений и различные составляющие погрешности средства измерений.

Измерения 4-метровых бревен произведены таможенным органом измерительной рулеткой типа UM5M, имеющей диапазон измерений 5 м. Точность указанных измерений не оспаривается заявителем, поскольку для измерения сделан однократный замер.

Суд полагает, что применение этой же рулетки для измерений 6-метровых бревен не может повлиять на точность их измерения, поскольку для получения результата измерения рулетка использована двукратно: полностью на весь диапазон (5м), плюс 0,9м, 1,1м, 1,2м и т.д. (т.к. длина бревен составляла 5,9м, 6,1м, 6,2м), т.е. последние значения входят в диапазон измерений рулетки типа UM5M.

Заявитель не оспаривает тот факт, что им были задекларированы лесоматериалы длиной как 4м, так и 6м. Длина бревен была установлена в результате этих же измерений, относящихся как к 4-метровым, так и к 6-метровым.

Возражения заявителя по поводу применения ненадлежащего средства измерения фактически сводятся к тому, что таможенный орган нарушил пункт 5.2 МВИ, в соответствии с которым верхний предел шкал применяемых СИ должен превышать измеряемые параметры штабелей и бревен.

Суд полагает, что указанное обстоятельство не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления. Согласно протоколу измерений объем партии круглых неокоренных лесоматериалов был определен поверенным средством измерения на основании метода ГОСТа 2708, при этом, наличие расхождений в объеме товара установленном таможенным органом и превышающем заявленный в грузовой таможенной декларации, представителем декларанта (ООО «Лес Сибири») Качко И.Н., присутствующим при проведении досмотра не оспаривалось. Более того, доказательств, свидетельствующих о том, что должностное лицо таможенного органа в ходе проведения таможенного досмотра неправильно определило объем лесоматериала, декларантом не представлено.

Какие-либо опровержения достоверности измерений товара при помощи измерительной рулетки, разрешенной к применению в соответствии с Примечаниями 2.3 Приложения к МВИ №203-03-2007, обществом в материалы дела не представлены.

Согласно протокола опроса Качко И.Н. от 15.07.2009г. на досмотре лесоматериалов она присутствовала лично, до подачи таможенной декларации таможенный осмотр товаров не проводился, сведения в ГТД вносились на основании сведений, представленных мастером погрузки по средствам телефонной связи.

В соответствии с разделом 14 «Оформление результатов измерений» МВИ № 203-03-007

результаты измерений объема партии бревен, полученные по настоящей МВИ, заносят в протокол.

Результаты измерений объема партии бревен, а также другие сведения, указанные в протоколе, являются достоверной и документально подтвержденной информацией и могут быть использованы для оформления других документов при осуществлении таможенных операций.

Довод ООО «Лес Сибири» о невыполнении таможенным органом требований пункта 13.2 МВИ не может быть принят судом по следующим основаниям.

В пункте 13.2 МВИ указано, что при несогласии сторон проводят измерения объема партии бревен с использованием другой, более точной МВИ, которой приписана меньшая погрешность, например с применением МВИ ПР 13260.1 :МВИ.001-07 «МВИ. Поштучное измерение объема круглых неокоренных лесоматериалов с корой и без коры с использованием средств измерений геометрических величин. Методика выполнения измерений объема партии круглых лесоматериалов по методу концевых сечений».

Таким образом, при выражении одной из сторон несогласия с результатами первичных измерений согласно пункту 13.2 МВИ требуется повторное их проведение в связи с различными способами проведения измерений по различным МВИ, что по своему содержанию является проведением таможенного досмотра повторно.

Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК РФ от 28.11.2003 г. № 1356, п. 60 установлено, что при проверке таможенной декларации уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает Решение о необходимости проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств только в случае выявления риска (рисков), содержащихся в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного досмотра. По иным основаниям проведение таможенного досмотра при декларировании и выпуске товаров не допускается.

Приказом ФТС РФ от 16.09.2004 г. № 50 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом», п. 15 установлены следующие основания проведения таможенного досмотра:

наличие письменного обращения перевозчика или лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, в целях установления и фиксирования сведений о наименовании и количестве товаров, в том числе с отбором проб и образцов;

необходимость проведения таможенного досмотра установлена профилями рисков.

Иные основания проведения таможенного досмотра не допускается.

Поскольку мера таможенного контроля, предписанная профилем риска, была реализована в ходе первичного таможенного досмотра, таможенным органом были исчерпаны возможности самостоятельного назначения и проведения таможенного досмотра по грузовой таможенной декларации № 10607040/180609/0004111.

Таким образом, в отсутствие письменного обращения перевозчика или лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, о необходимости проведения таможенного досмотра, у таможенного органа не имелось оснований для проведения повторного таможенного досмотра.

Заявитель полагал, что оспариваемое Постановление не может быть законным, поскольку не было произведено измерение температуры воздуха для получения достоверных результатов измерений длины бревен.

Данный довод заявителя суд находит несостоятельным и не влияющим на законность оспариваемого постановления.

Согласно требованиям ГОСТ 9463-88 «Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические ус Ф.И.О. 4 метра.

Пунктом 11.5 МВИ № 203-03-2007 определен порядок вычисления поправок на температурный коэффициент линейного расширения материала измерительной ленты рулетки, при измерениях при температурах, отличных от 20 °С.

В целях получения достоверных результатов измерений длины бревен, полученных с использованием металлических рулеток по ГОСТ 7502, при измерениях при температурах, отличных от 20 °С, вводят поправку набла на значение ДЕЛЬТА на температурный коэффициент линейного расширения материала измерительной ленты рулетки. Значение ДЕЛЬТА рассчитывают по формуле (см. 8.6 ГОСТ 7502): ДЕЛЬТА = альфа х L х (t – 20), где: альфа - коэффициент линейного расширения материала ленты, L - длина по шкале рулетки, м, измеренная при температуре t; t - температура воздуха при измерении, °С.

Поправка набла –это вычисленное значение Дельта по вышеуказанной формуле, но с обратным знаком.

В процессе выполнения измерений после определения поправок вычисляется дейст Ф.И.О. с учетом поправок только в том случае, если значение поправки по абсолютной величине равно или превышает 0,005 м.

Как следует из представленного расчета поправки на температурный коэффициент линейного расширения материала измерительной ленты рулетки, произведенного по вышеуказанной формуле для различных температур, значение поправки может быть равным либо превышать 0,005 м только в том случае, если температуры окружающей среды ниже минус 43 °С, либо выше плюс 43 °С.

Таким образом, то обстоятельство, что в протоколах измерений не была указана температура окружающей среды, не повлияло на точность произведенных измерений, поскольку во время проведения измерений температура воздуха не была ниже, чем минус 43 °С, либо выше, чем плюс 43 °С, что не оспаривается заявителем.

В рассматриваемом случае, применения поправки на температурный коэффициент не требовалось, в связи с чем, при проведении таможенного досмотра измерение объема круглых лесоматериалов при таможенном досмотре товара по грузовой таможенной декларации № 10607000-325/2009 было выполнено таможенным органом в полном соответствии с требованиями Таможенного кодекса РФ, Методикой выполнения измерений № 203-03-200 от 26.12.2006 г.

Разделом 4 МВИ № 203-03-2007 пределы относительной погрешности измерения объема партии круглых неокоренных лесоматериалов с корой и без коры при поштучном измерении с применением таблиц по ГОСТ 2708 о вероятностью 0,95 не превышают +/- 8%.

Согласно акту таможенного досмотра объем партии круглых неокоренных лесоматериалов составил - 78,3 куб.м +/- 6,26 куб.м (без учета коры), 83,78 куб.-м. +/- 6,7 куб. м (с учетом коры) и 89,67 +/- 7,17 куб.м. (без учета коры), 95,95 куб.м, (с учетом коры), что является показателем рассчитанной абсолютной погрешности выполненных измерений. Расхождение в объеме лесоматериалов составило 14,34 куб.м., т.е. не выходит за границы интервала абсолютной погрешности выполненных измерений согласно МВИ. Знание погрешности (т.к. она имеет знак минус и знак плюс) не может служить основанием ни для уменьшения, ни для увеличения на величину погрешности результатов измерений объема партии круглых лесоматериалов.

В связи с изложенным, довод заявителя о нарушении таможенным органом раздела 4 МВИ № 203-03-2007 при проведении таможенного досмотра является несостоятельным.

В соответствии со статьей 123 Таможенного кодекса РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 124 Таможенного кодекса РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации (в том числе в неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации) или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

В ходе проверки установлено, что ООО «Лес Сибири» не задекларирована часть товара – лесоматериалы круглые хвойных пород (пиловочник), сосна обыкновенная диаметром 26-30 см – объем без коры 0,22 куб.м., стоимостью 15,62 долларов США (486 руб. 25 коп.), диаметром 32 см и выше – объем без коры 14,12 куб.м., стоимостью 1157,84 долларов США (36 043 руб. 21 коп.), итого – 14,34 куб.м., стоимостью 1173,46 долларов США (36 529 руб. 46 коп.).

Факт допущенного нарушения таможенного законодательства подтверждается актом таможенного досмотра от 25.06.2009 г., приложениями Б (протоколы измерений объема партии круглых неокоренных лесоматериалов поштучным методом с использованием таблиц объемов по МВИ ПР13260.1:МВИ.003-07) от 25.06.2009 г., в которых отражены результаты измерений объема партии лесоматериалов и другие необходимые сведения.

Таким образом, в ходе таможенного досмотра был выявлен факт недекларирования обществом товара. При составлении протокола в качестве доказательства, указывающего на наличие события административного правонарушения, использованы материалы расследования по административному делу, в том числе, акт таможенного досмотра, протоколы измерений, протоколы опросов свидетелей.

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в действиях ООО «Лес Сибири» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, у таможенного органа имелись правовые основания для вынесения оспариваемого постановления и заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по указанной статье в виде штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, - 18 302 руб. 40 коп.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что Решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах, заявленные требования ООО «Лес Сибири» о признании незаконным и отмене постановления Иркутской таможни от 12.08.2009 г. по делу об административном правонарушении № 10607000-325/2009 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

Решил:

в удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «Лес Сибири» отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Н.Г.Позднякова