Решения районных судов

Решение от 2009-10-06 №А27-7316/2009. По делу А27-7316/2009. Кемеровская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Красная ул., 8, г. Кемерово, 650000

www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации Решение

город Кемерово Дело №А27-7316/2009

06 октября 2009 года

Резолютивная часть решения оглашена : 06 октября 2009 года

Полный текст решения изготовлен : 06 октября 2009 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи Петраковой *.*.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Финк *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Новокузнецкая Управляющая Компания», г. Новокузнецк

к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, г. Кемерово



о признании незаконными действий должностного лица Государственной жилищной инспекции Кемеровской области и Предписания Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, г. Кемерово от 18.03.2009 № 32

при участии :

от заявителя: Мухотаева *.*. – юрисконсульт правового отдела, доверенность от 31.10.2008 № 2

от Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, г. Кемерово – Короткевич *.*. – заместитель начальника по правовым вопросам, доверенность от 14.03.2008

Установил:

Открытое акционерное общество «Новокузнецкая Управляющая Компания» (Свидетельство о государственной регистрации юридического лица Серия 42 № 001546713 от 19.01.2005), г. Новокузнецк обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением (редакция требований уточнена, что отражено в протоколе судебного заседания) о признании незаконным Предписания Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, г. Кемерово «по выявленным нарушениям при использовании, эксплуатации и обеспечении сохранности жилищного фонда, придомовых территорий и предоставлении коммунальных услуг» от 18.03.2009 № 32.

Определениями суда от 06.08.2009, 24.08.2009 рассмотрение спора откладывалось в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования, изложенные в заявлении, мотивировав тем, что оспариваемое Предписание незаконно, поскольку не основано на фактических обстоятельствах дела.

Представитель Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (Жилищная инспекция), г. Кемерово, в судебном заседании возражал против доводов заявителя.

Сославшись на то, что оспариваемое Предписание, вынесенное Жилищной инспекцией в рамках предоставленных законом полномочий, полагал, что оно законно и обоснованно.



Судом установлено, что 18.03.2009 г. Государственной жилищной инспекцией Кемеровской области по «выявленным нарушениям при использовании, эксплуатации и обеспечении сохранности жилищного фонда, придомовых территорий и предоставлении коммунальных услуг» по адресу : г. Новокузнецк, ул. Хитарова, 48 в адрес ОАО «Новокузнецкая Управляющая Компания» вынесено Предписание № 32.

Как следует из Предписания ОАО «Новокузнецкая Управляющая Компания» нарушен пункт 6 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

И предложено в срок до 15.04.2009 «произвести уменьшение размера платы за содержание жилого помещения по кв. 13; по кв. 17 в период с 19.02.2009 по 10.03.2009 вследствие оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества».

Не согласившись с законностью и обоснованностью данного Предписания, общество обратилось в арбитражный суд.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в рассмотрении спора, изучив письменные материалы дела и обстоятельства, суд согласился с доводами заявителя исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании Распоряжения Государственной жилищной инспекции «о проведении мероприятий по внеплановому контролю» от 12.03.2009 № 59, в том числе в связи с жалобой гражданки Карташовой *.*. , проживающей по адресу г. Новокузнецк ул. Хитарова,48-13 в адрес Губернатора Кемеровской области по вопросу ремонта отопления и холоде в квартире, проведены мероприятия по контролю в отношении ОАО «Новокузнецкая Управляющая Компания».

По результатам проведения проверки технического состояния жилого дома № 48, по ул. Хитарова в г. Новокузнецке Жилищной инспекцией был составлен Акт, в котором указано, «что в период с 19.02.2009 по 10.03.2009 г.г. по кв. 13 и 17 обслуживающей организацией ОАО «Новокузнецкая Управляющая компания» оказывались услуги по содержанию общего имущества собственников дома ненадлежащего качества, с перерывами, превышающими установленную продолжительность, при следующих обстоятельствах:

стояк отопления по кв.13; кв.15; кв.17 был отключен ООО «АДС» 19.02.2009г. по причине не герметичности прибора отопления в кв.15,

происходило затопление кв.13;

-28.02.2009г. в кв.15 ООО «АДС» были произведены работы по заглушке подводок к отопительному прибору в кв.15; стояк отопления был подключен и отключен по причине не герметичности трубопровода;

10.03.2009г. стояк отопления был заменён и произведена подача теплоносителя подрядной организацией, производящей капитальный ремонт системы отопления ж/ д по ул.Хитарова,48;

стояк отопления по кв.13; кв.15; кв.17 был отключен с 19.02.2009г. по 10.03.2009г.

По результатам данной проверки в адрес ОАО «Новокузнецкая Управляющая компания» внесено вышеназванное Предписание от 18.03.2009.

Согласно пунктам 5 и 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 26 сентября 1994 года N 1086 “О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации“ органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами, за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями; за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;

Органы государственной жилищной инспекции имеют право: проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений. Система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.

Согласно пункту 3.1. Положения о Государственной Жилищной инспекции Кемеровской области, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 20 мая 2008 г. N 198 (в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.10.2008 N 428) (Положение) Жилищная инспекция в целях выполнения возложенных функций, в том числе выдает предписания собственникам жилищного фонда, владельцам и пользователям жилищного фонда и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;

Основанием для выполнения требований Жилищной инспекции является выданное предписание на устранение выявленных нарушений при использовании, эксплуатации и обеспечении сохранности жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от формы собственности и предоставлении коммунальных услуг (п. 3.2 Положения).

В предписании указываются мероприятия по устранению выявленных нарушений, сроки выполнения необходимых работ, а также нормативный правовой акт, требования которого нарушены.

Пунктом 2.2. Положения предусмотрен Ф.И.О. задачей Жилищная инспекция осуществляет контроль за: использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; техническим состоянием внутридомового газового оборудования и своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту; обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг; санитарным состоянием помещений жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля; осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к сезонной эксплуатации; рациональным использованием в жилищном фонде, общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме топливно-энергетических ресурсов и воды; соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация и другие); соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями; соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые; наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями; проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов; выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения; наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов; своевременным выполнением выданных в адрес физических и юридических лиц предписаний по устранению выявленных нарушений.

Таким образом, предписание государственного органа, осуществляющего функцию контроля, отвечает требованиям закона в случае того, если вынесено последним в соответствии с предоставленными законодателем полномочиями и соответствует требованиям, предъявляемым к данному правовому акту законом.

Как уже выше сказано, в предписании указываются нормативный правовой акт, требования которого нарушены, мероприятия по устранению выявленных нарушений, сроки выполнения необходимых работ.

Однако, доказательств того, что обществом было допущено нарушение пункта 6 «Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Жилищной инспекцией суду не представлено.

Как следует из части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо;

Довод о том, что нарушение пункта 6 «Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (Правила) документально подтвержден Актом Государственной жилищной инспекции Кемеровской области от 18.03.2009 г., судом не принят, поскольку изложенные в Акте обстоятельства не свидетельствуют о нарушении п. 6 Правил.

Действительно, пунктом 6 Правил предусмотрено, что в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.

Однако, в целях реализации данной обязанности управляющей организации, собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.

Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.

Лицо, которому в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.

Как установлено в судебном заседании, 18.03.2009 г. Карташова *.*. (собственник кв. 13 в доме 48 по ул. Хитарова, 48) обратилась в ОАО «Новокузнецкая Управляющая Компания» с заявлением о перерасчете по коммунальным услугам.

Заявление 18.03.2009 г. управляющей организацией зарегистрировано за № к 37764.

По результатам рассмотрения 06.04.2009 заявителю дан мотивированный отказ.

При этом, управляющая организация сослалась на то, что Акт, положенный в основу доводов о наличии оснований для снижения платы за коммунальные услуги не соответствует требованиям, предусмотренным пунктами 69-72 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

В Акте от 18.03.2009 о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества по, мнению управляющей организации, не указаны нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Кроме того, управляющая организация указала, что не является поставщиком коммунальных услуг, начисление и перерасчет по коммунальным услугам не производит.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что между собственником квартиры и управляющей организацией возник спор, который разрешается в порядке, установленном законом.

Законом не установлен порядок разрешения спорных отношений, путем внесения государственным органом предписаний, более того, как следует из содержания оспариваемого предписания, и указанных в нем мероприятий, оно направлено не на устранение выявленных нарушений при использовании, эксплуатации и обеспечении сохранности жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлении коммунальных услуг, а предписывает исполнить требование «Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Однако, довод Жилищной инспекции о том, что в ее полномочия входит осуществление контроля за соблюдением «Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», судом не принят, поскольку не основан на нормах действующего федерального законодательства и законодательства субъекта.

Исходя из совокупности вышеизложенных обстоятельств и доводов, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое Предписание незаконно.

В связи с изложенным, требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение спора судом в соответствии со статьями 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на Жилищную инспекцию.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Требования Открытого акционерного общества «Новокузнецкая Управляющая Компания» (Свидетельство о государственной регистрации юридического лица Серия 42 № 001546713 от 19.01.2005), г. Новокузнецк удовлетворить.

Признать незаконным Предписание Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, г. Кемерово « по выявленным нарушениям при использовании, эксплуатации и обеспечении сохранности жилищного фонда, придомовых территорий и предоставлении коммунальных услуг» от 18.03.2009 № 32.

Взыскать с Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, г. Кемерово, проспект Советский, 60 в пользу Открытого акционерного общества «Новокузнецкая Управляющая Компания» (Свидетельство о государственной регистрации юридического лица Серия 42 № 001546713 от 19.01.2005), г. Новокузнецк судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 ( двух тысяч) руб.

После вступления решения в законную силу Открытому акционерному обществу «Новокузнецкая Управляющая Компания» (Свидетельство о государственной регистрации юридического лица Серия 42 № 001546713 от 19.01.2005), г. Новокузнецк выдать исполнительный лист.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок и в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу – в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья *.*. Петракова