Решения районных судов

Решение от 02.10.2009 №А33-16394/2009. По делу А33-16394/2009. Красноярский край.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Решение

23 ноября 2009 г.

Дело № А33-16395/2009

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 13 ноября 2009 года.

В полном объёме Решение изготовлено 23 ноября 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Егорова *.*. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги», в лице филиала Красноярская железная дорога (г. Красноярск)

к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Ачинск» (г. Ачинск)



о взыскании штрафа за задержку вагонов

при участии в судебном заседании:

от истца: Ткаченко *.*. – представителя по доверенности от 11.12.2008,

от ответчика: Тепляшиной *.*. – представителя по доверенности от 20.10.2009,

протокол судебного заседания велся судьей Егоровым *.*. ,

Установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги», в лице филиала Красноярская железная дорога обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Ачинск» о взыскании 924 000 руб. штрафа за задержку вагонов.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 01.10.2009 возбуждено производство по делу.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

Между ОАО «Российские железные дороги» (перевозчик), ОАО «В-Сибпромтранс» (владелец) и ОАО “Русал Ачинский глиноземный комбинат“ (комбинат) подписан договор № Д2006/0060/Т2/127 от 01.02.2006, связанный с подачей и уборкой вагонов на железнодорожные выставочные пути необщего пользования, принадлежащие владельцу (ст. Заводская и ст. Предзаводская) в редакции дополнительного соглашения от 29.12.06.



В соответствии с пунктом 2.1.3 договора локомотивом перевозчика подаются вагоны на выставочные пути станции Заводская и станции Предзаводская. С выставочных путей вагоны подаются комбинату на места погрузки выгрузки локомотивом владельца (п. 1.1 договора).

В обязанности перевозчика, в том числе входит передача комбинату или владельцу, действующему на основании доверенности комбината, вагонов, принадлежащих перевозчику, исправных, внутри и снаружи очищенных от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях – промытых, годных для перевозки конкретных грузов (п. 2.1.10 договора),

Пунктом 2.1.12 договора предусмотрено, что для выполнения владельцем начально-конечных операций, включенных в тариф на перевозку грузов, связанных с подгруппировкой вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) и подготовкой их к подаче, с расформированием и формированием составов, перевозчик обязан предоставлять комбинату неоплачиваемое время пользования вагонами, указанное в приложении № 1 к договору.

Согласно пункту 2.1.13 договора для осуществления подачи (перевозки) вагонов с выставочных путей на места погрузки, выгрузки и возврата вагонов на выставочные пути, перевозчик обязан предоставлять комбинату неоплачиваемое время пользования вагонами в размере «технологического времени, связанного с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест», указанное в приложении № 1 к договору.

В приложении № 1 к договору стороны согласовали технологическое время выполнения начально-конечных и основных операций с вагонами:

Выгрузка грузов

с рудой нефелиновой – 9 час., в том числе 3 часа – технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и технологическое время на выполнение начально-конечных операций ( *.*. У.) и 6 часов - технологическое время погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (Н. ПГР. ВГР),

с углем, лето – 10 час., в том числе 3 часа ( *.*. У.) и 7 часов (Н. ПГР. ВГР),

с углем, зима (с учетом размораживания, разогрева грузов) – 21, в том числе 3 часа ( *.*. У.) и 19 часов (Н. ПГР. ВГР),

прочих грузов – 19 часов, в том числе 5 часа ( *.*. У.) и 14 часов (Н. ПГР. ВГР),

Погрузка грузов:

глинозем 52-80 вагонов 36 часов, в том числе 4 часа ( *.*. У.) и 32 часа (Н. ПГР. ВГР),

глинозем до 52 вагонов – 30 часов, в том числе 3 часа ( *.*. У.) и 27 часов (Н. ПГР. ВГР),

прочие грузы на экспорт – 30 часов, в том числе 5 часов ( *.*. У.) и 25 часов (Н. ПГР. ВГР),

прочие грузы по России – 30 часов, в том числе 5 часов ( *.*. У.) и 25 часов (Н. ПГР. ВГР),

Технологический срок оборота вагонов увеличивается на время выполнения дополнительных операций, указанных в пункте 2 приложения:

очистки порожних вагонов, поданных перевозчиком для погрузки,

очистки, мойки, сушки порожних вагонов, поданных перевозчиком для погрузки,

размораживания (разогрева) груза в вагонах.

В обязанности комбината, в том числе, входит:

оплата перевозчику платы за пользование вагонами в соответствии с УЖТ РФ сбора за подачу и уборку вагонов (п. 2.3.21 договора),

передача владельцу заявки на выполнение дополнительных операций, указанных в пункте 2.2.9 договора (п. 2.3.12 договора) и др.

В пункте 4.1 договора предусмотрено, что комбинат оплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, за время с момента приема вагонов от перевозчика до момента возвращения вагонов на выставочные пути и сдачи их перевозчику. Из платного пользования вагонами исключается технологическое время, связанное с выполнением начально-конечных операций и подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест, указанное в приложении № 1 договора.

Пунктом 4.4 договора предусмотрено, что плата за пользование вагонами, сбор за подачу и уборку вагонов вносится комбинатом на расчетный счет перевозчика с отображением на лицевом счете комбината в ТехПД на условиях предоплаты. Сумма сбора за подачу и уборку вагонов списывается с лицевого счете комбината в течение первых пяти дней текущего месяца. Сумма платы за пользование вагонами списывается с лицевого счета комбината на основании подписанных без возражений либо на сумму, согласованную с комбинатом, ведомостей подачи и уборки вагонов.

Согласно пункту 5.3 договора комбинат несет ответственность перед перевозчиком в соответствии со статьями 62, 99 УЖТ РФ.

Расчет платы за пользование вагонами и начисление штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленными на основании памяток приемосдатчика, подписываемых уполномоченным лицом перевозчика и комбината или представителем владельца по доверенности, выданной ему комбинатом.

В дополнительном соглашении от 29.12.06 к договору стороны продлили срок действия договора до 31.01.2010.

Владельцу для ОАО «Русал Ачинск» подавались и убирались вагоны, указанные в памятках приемосдатчика №№ 7956, 6990, 7010, 8015, 7900, 8008, 7851, 7991, 7889, 7997, 7900, 8031, 7862, 7928, 8031, 8042, 7952, 8023, 7889, 8066, 7900, 8056, 7953, вагоны находились у ответчика свыше сроков, установленных соглашением и частью 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Представителями ОАО «Русал Ачинск» памятки приемосдатчика подписаны без возражений, некоторые – с возражениями относительно времени уборки вагонов. Уведомления о возврате вагонов на выставочные пути представлены в материалы дела № 2292, 2442, 2436, 2430, 2433, 2452, 2460, 2447, 2473, 2467.

В ведомостях подачи и уборки вагонов №№ 4015, 3989, 3993, 3995, 3997, 3988, 4003, 4014, 3999, 4001, составленных на основании указанных памяток приемосдатчика, начислена плата за пользование вагонами и штраф за задержку принадлежащих перевозчику вагонов в сумме 924 000 руб.

Ведомости подачи и уборки вагонов подписаны представителями ОАО «Русал Ачинск» с разногласиями.

Доверенности на представителей ОАО «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат», подписавших указанные ведомости и памятки, содержащие необходимый объем полномочий, представлены в материалы дела.

ОАО «РУСАЛ Ачинск» вручены уведомления о начисленных размерах штрафа №№ 444, 433, 434, 435, 436, 432, 439, 443, 437, 438.

Поскольку ответчиком сумма платы за пользование вагонами, начисленными в ведомостях подачи и уборки вагонов, уплачена полностью, а сумма штрафа в размере 924 000 руб. не уплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Ответчик представил письменный отзыв на иск, в котором требования не признал, ходатайствовал о применении статьи 333 ГК РФ.

Истец возражал против удовлетворения ходатайства истца о снижении штрафа.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно статье 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.

Между ОАО “Российские железные дороги“ (перевозчик), ОАО «В-Сибпромтранс» (владелец) и ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ (комбинат) заключен договор от 01.02.2006 № Д2006/0060/Т-2-127, связанный с подачей и уборкой вагонов на железнодорожные выставочные пути необщего пользования, принадлежащие владельцу (ст. Заводская и ст. Предзаводская), правоотношения по которому регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав) за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.

Согласно статье 99 Устава, за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. При этом задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.

Статьей 100 Устава предусмотрено, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов (к которым относятся также фитинговые платформы) размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.

Согласно пункту 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. № 43, расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 Устава производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика.

В соответствии с п. 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. № 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

Согласно Инструкции по ведению станционной и коммерческой отчетности в п.3.5 в графе «время выполнения операции» указывается: при подаче вагонов локомотивом железной дороги - время подачи к месту грузовых операций; а при подаче к месту грузовых операций локомотивом грузоотправителя, владельца путей необщего пользования — время передачи вагонов на выставочном пути. Таким образом, применительно к ситуации, когда вагоны подаются локомотивом, принадлежащим владельцу железнодорожного пути необщего пользования, законодатель Определилпонятие времени нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой как время с момента передачи вагонов на выставочные пути владельцу железнодорожного пути необщего пользования до момента возвращения этих вагонов перевозчику на выставочные пути.

Данный порядок исчисления времени нахождения вагонов (контейнеров) под погрузкой и выгрузкой также предусмотрен п. 4.1 договора № Д2006/0060/Т-2/127.

Следовательно, штраф исчисляется не за то время, когда вагон находился непосредственно под погрузкой и выгрузкой, а за время нахождения вагона на принадлежащем ветвевладельцу железнодорожном подъездном пути и учет данного времени должен производиться по ведомостям подачи и уборки вагонов, оформленных перевозчиком.

Факт задержки ответчиком под выгрузкой принадлежащих перевозчику вагонов свыше сроков, установленных договором № Д2006/0060/Т-2/127 и частью 2 статьи 99 УЖТ РФ (24 часа) подтвержден материалами дела: памятками приемосдатчика: №№7956, 6990, 7010, 8015, 7900, 8008, 7851, 7991, 7889, 7997, 7900, 8031, 7862, 7928, 8031, 8042, 7952, 8023, 7889, 8066, 7900, 8056, 7953.

В ведомостях подачи и уборки вагонов №№ 4015, 3989, 3993, 3995, 3997, 3988, 4003, 4014, 3999, 4001составленных на основании указанных памяток приемосдатчика, начислена плата за пользование вагонами и штраф за задержку вагонов в сумме 924 000 руб.

Ведомости подачи и уборки вагонов подписаны представителями ОАО «Русал Ачинск» в части платного пользования. От подписи в ведомостях подачи и уборки вагонов в части штрафа за задержку вагонов в сумме 924 000 руб. представители ответчика отказались, о чем истцом составлены акт общей формы №№ 451, 452, 453, 454, 455, 456, 457, 458, 459, 460, 2/1284, 2/1308. О составлении акта общей формы сделаны отметки в ведомости подачи и уборки вагонов.

Доверенности на представителей ОАО «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат», подписавших указанные ведомости и памятки, содержащие необходимый объем полномочий, представлены в материалы дела.

Поскольку сведения, содержащиеся в памятках и ведомостях являются достаточными для установления как оснований начисления штрафа за задержку вагонов, так и для расчета размера штрафа, то, арбитражный суд, проверив представленный истцом, расчет размера штрафа, пришел к выводу, что расчет произведен с учетом положений статей 62, 99, 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также договора № Д2006/0060/Т-2/127.

Всего за задержку ответчиком под выгрузкой принадлежащих перевозчику вагонов в ведомостях подачи и уборки вагонов начислен штраф за задержку вагонов в сумме 924 000 руб.

Истцом ответчику направлялись уведомления о начисленной сумме штрафа №№.444, 433, 434, 435, 436, 432, 439, 443, 437, 438 Доказательств уплаты штрафа суду не представлено.

На основании изложенного, поскольку в судебном заседании установлен факт нахождения спорных вагонов под грузовыми операциями свыше сроков, определенных условиями договора и частью второй статьи 99 Устава железнодорожного транспорта РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что требование о взыскании штрафа за задержку вагонов в сумме 924 000 руб. заявлено обоснованно.

Вместе с тем, согласно пункту 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 октября 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.

В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Штраф, предусмотренный статьей 99 Устава железнодорожного транспорта РФ по своей правовой природе является неустойкой.

Согласно части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. При наличии оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд уменьшает размер неустойки независимо от того, заявлялось ли такое ходатайство ответчиком. Право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.

В определении от 21.12.2000 № 263-О Конституционный суд Российской Федерации указал, что в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ от 1 июля 1996 года N 6/8 в пункте 42 разъяснили, что при оценке несоразмерности последствий нарушения обязательств судом могут приниматься во внимание, в том числе и обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства.

Так, в качестве критерия для установления несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства может быть признан слишком высокий размер процента, на основании которого определяется неустойка. Арбитражный суд приходит к выводу, что ставка штрафа является несоразмерно высокой, в связи с чем определенный на ее основании размер неустойки не соответствует последствиям нарушения ответчиком обязательств.

Явная несоразмерность взыскиваемого штрафа последствиям нарушения обязательств также следует из представленного расчета ответчика, в соответствии с которым плата за пользование спорными вагонами за все время нахождения на подъездных путях необщего пользования, указанное в ведомостях подачи и уборки вагонов составила бы 460 328 руб. 92 коп.

Вместе с тем, арбитражный суд учитывает необходимость соблюдения баланса имущественных интересов сторон и принимает во внимание, что последствиями несвоевременного возврата вагонов (контейнеров) для перевозчика является невозможность исполнить принятые заявки на перевозку грузов и ответственность предусмотренная статьей 94 Устава железнодорожного транспорта.

Представленный истцом расчет потерь доходов Красноярской железной дороги от сверхнормативного простоя вагонов на подъездных путях за 2007 года и расчет экономической обоснованности суммы иска в отношении спорных вагонов, не может быть принят судом, поскольку основан на статистических расчетах истца, документального обоснования указанных в нем сведений суду не представлено.

На основании изложенного, арбитражный суд, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, считает возможным уменьшить размер подлежащего взысканию штрафа до 462 000 руб.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям.

Вместе с тем, согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 6 от 20 марта 1997г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине» при уменьшении арбитражным судом размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения.

Суд принимает во внимание, что истцом правомерно заявлены требования о взыскании штрафа в размере 924 000 руб., в связи с чем государственная пошлина с данной суммы подлежит уплате ответчиком.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

Решил:

Иск удовлетворить частично в сумме 462 000 рублей.

Взыскать с Открытого акционерного общества «РУСАЛ Ачинск» в пользу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» филиал Красноярская железная дорога 462 000 рублей неустойки; а также 15 740 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

В остальной части иска отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее Решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объёме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после принятия постановления апелляционной инстанции по существу рассмотрения апелляционной жалобы, либо в течение двух месяцев после истечения срока на обжалование настоящего решения в апелляционной инстанции.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее Решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края

Судья

*.*. Егоров