Решения районных судов

Постановление апелляции от 29.09.2009 №А46-6564/2009. По делу А46-6564/2009. Российская Федерация.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

Постановление

город Омск

29 сентября 2009 года

Дело № А46-6564/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ильницкой *.*.

судей Литвинцевой *.*. , Рябухиной *.*.



при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4752/2009) закрытого акционерного общества «Торгово-промышленная компания «Сибнефтепродукт» на Решение Арбитражного суда Омской области от 08.06.2009, принятое по делу № А46-6564/2009 (судья Беседина *.*. ) по иску закрытого акционерного общества «Торгово-промышленная компания «Сибнефтепродукт» к открытому акционерному обществу «Омский речной порт» о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки,

при участии в судебном заседании:

от закрытого акционерного общества «Торгово-промышленная компания «Сибнефтепродукт» – не явились;

от открытого акционерного общества «Омский речной порт» – Болдырев *.*. , доверенность от 17.07.2009, Стефанивская *.*. , доверенность от 26.03.2009;

Установил:

Закрытое акционерное общество «Торгово-промышленная компания «Сибнефтепродукт» (далее – ЗАО «ТПК «Сибнефтепродукт») обратилось в Арбитражный суд Омской области к открытому акционерному обществу «Омский речной порт» (далее – ОАО «Омский речной порт») о признании недействительной сделки по передаче в аренду транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации согласно договору аренды от 03.10.2008 № 08-209 и применении последствий недействительности сделки.

Решением Арбитражного суда Омской области от 08.06.2009 по делу А46-6564/2009 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с Решением суда, ЗАО «ТПК «Сибнефтепродукт» в апелляционной жалобе просит его отменить и удовлетворить исковые требования, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Омский речной порт» просит оставить обжалуемое Решение без изменения.



Представитель истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился.

В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом без участия представителя истца.

Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, а также выслушав представителей ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое Решение не подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, в соответствии с договором № 08-209 аренды (фрахта) транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации от 03.10.2008 ОАО «Омский речной порт» (арендодатель) обязалось предоставить ЗАО «ТПК «Сибнефтепродукт» (арендатору) за плату во временное арендное пользование на срок с 04.10.2008 по 19.10.2008 для доставки дизельного топлива по маршруту Омск - Ханты-Мансийск транспортное самоходное нефтеналивное судно – танкер «ТН-61» грузоподъемностью 600 тн., идентификационный номер № ОИ-08-2971, свидетельство о праве собственности на судно РТ-И № 019425, и оказывать своими силами услуги по его управлению и технической эксплуатации.

Согласно пункту 2.1. договора в обязанности арендодателя входило предоставление танкера в состоянии, позволяющем использовать его по назначению; предоставление экипажа, состав и квалификация которого отвечают требованиям обычной практики эксплуатации танкера; предоставление услуг по управлению и технической эксплуатации танкера, обеспечивающих его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре; содержание в надлежащем составлении всех помещений на танкере, экипирование танкера в соответствии с действующими нормами; проведение профилактического ремонта танкера, снабжение его запчастями, горюче-смазочными материалами (топливом и маслом).

Арендатор обязался использовать танкер в соответствии с условиями договора и назначением танкера; своевременно, в установленном договором размере и форме, вносить арендную плату; обеспечивать безопасную эксплуатацию танкера в полном соответствии с нормативно-правовыми документами, действующими на речном транспорте; обеспечить надлежащее исполнение требований охраны труда и окружающей среды; согласовать с капитаном, являющимся единоначальником на судне, план движения и стоянок танкера, место бункеровки танкера арендатора; обеспечивать сохранность танкера и судового имущества; не осуществлять без письменного согласия арендодателя переоборудование, не сдавать арендованный танкер в субаренду, безвозмездное пользование, не передавать в залог и не обременять иными способами; по истечении срока аренды передать танкер арендодателю по акту в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа (пункт 2.2. договора).

Размер арендной платы и порядок ее внесения согласован сторонами в разделе 3 договора.

Как установлено судом первой инстанции, указанный договор исполнялся арендодателем, о чем свидетельствуют акт приема-передачи танкера и заверенная копия судового журнала № 1/08-2971 судна «ТН-61» (основного официального судового документа), а также исполнялся арендатор Ф.И.О. оплатой аренды судна по платежному поручению № 496 от 06.10.2008 на сумму 700000руб.

В акте приема-передачи танкера отражено, что танкер «ТН-61», идентификационный номер № ОИ-08-2971, сдан в аренду 04.10.2008; танкер неводотечен, пригоден для нормальной и безопасной эксплуатации в соответствие с договором аренды № 08-209 от 03.10.2008, по состоянию танкера стороны претензий не имеют.

ЗАО «ТПК «Сибнефтепродукт» (арендатор по договору) считает, что в нарушение требований статьи 641 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 61 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации договором аренды не подтверждены состав и квалификация экипажа, тем самым не соблюдено существенное требование к договору аренды.

В связи с чем истец полагает, что сделка по передаче в аренду транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации совершена с нарушением требований закона, что в соответствии с нормами статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для признания ее недействительной и применении последствий недействительности сделки.

Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами истца.

Заключенный сторонами договор № 08-209 аренды (фрахта) транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации от 03.10.2008 соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду договора аренды нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 641 Гражданского кодекса Российской Федерации транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных настоящим параграфом, особенности аренды отдельных видов транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

В силу главы 60 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на внутреннем водном транспорте аренда судов осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и правилами, установленными главой Х Кодекса. Аренда судов осуществляется на основании договора между арендодателем - лицом, сдающим судно в аренду, и арендатором - лицом, принимающим судно в аренду. Договором аренды предусматривается срок передачи судна в распоряжение арендатора с указанием дат наступления и окончания такого срока.

Нормами статьи 61 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, на которую ссылается истец, определены права и обязанности арендодателя при аренде судна с экипажем.

В частности, данной статьей Кодекса установлено, что арендодатель обязан обеспечить пригодность судна для целей, предусмотренных договором аренды, укомплектование экипажем и надлежащее снаряжение судна, а также безопасную техническую эксплуатацию судна, содержание его экипажа и наличие предусмотренных законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовых документов в соответствии с целями аренды. Члены экипажа судна являются работниками арендодателя и подчиняются его распоряжениям, касающимся управления и технической эксплуатации судна. В договоре аренды судна с экипажем не могут содержаться положения, противоречащие трудовым договорам (контрактам) членов экипажа и коллективному договору (соглашению).

Из содержания статьи 61 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации не следует, что в договоре аренды должны быть подтверждены состав и квалификация членов экипажа.

Кроме того, следует учитывать, что установленные главой Х Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (в том числе статьей 61), применяются, если иное не установлено договором аренды (пункт 1 статьи 60 Кодекса).

Судом установлено, что все существенные условия договора аренды были согласованы сторонами в соответствии с требованиями статьи 432 ГК РФ.

При заключении договора ни одна из сторон не предъявила определенных требований к составу и квалификации экипажа судна и порядку его подтверждения, напротив, в пункте 2.1.2. стороны указали, что арендодатель обязан предоставить экипаж, состав и квалификация которого отвечают требованиям обычной практики эксплуатации танкера.

По правилам статьи 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна (например, бармены и официанты). К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.

Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам. Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей доходных транспортных судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В соответствии с пунктом 2 Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 № 138, которое распространяется на самоходные транспортные суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания, зарегистрированные на территории Российской Федерации и получившие свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна определяет численность экипажа, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен для обеспечения безопасной эксплуатации судна, выполнения требований режима рабочего времени и времени отдыха на борту судна. При численности экипажа менее установленного нормативом минимального состава эксплуатация судна не допускается.

В силу пункта 5 названного Положения на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации, должно находиться свидетельство о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, соответствующее нормативам минимального состава экипажей судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания.

Согласно пункту 14 Положения минимальный состав обеспечивает безопасность судна, экипажа, пассажиров, сохранность груза и имущества, а также защиту окружающей среды.

При комплектовании экипажей судов учитываются тип и размерение судов (составов), количество, тип и мощность судовой силовой установки и вспомогательных механизмов, конструкция, техническая оснащенность и степень автоматизации судов, их специализация, район и условия плавания, а также метод технического обслуживания и ремонта.

В соответствии с пунктом 15 Положения при установлении минимального состава предусматривается его квалификация и умение: обеспечивать и нести навигационную, механическую вахты и радиовахту; безопасно и надежно швартоваться; грамотно использовать противопожарное оборудование, спасательные средства, поддерживать их в рабочем состоянии, а также выполнять расписание по тревогам; управлять обеспечивающими водонепроницаемость закрытиями и поддерживать их в надежном состоянии; поддерживать меры безопасности во всех доступных помещениях для сведения к минимуму опасности возникновения пожара; обеспечивать эксплуатационную и аварийную связь, включая получение навигационной и гидрометеорологической информации; выполнять положенные действия по предотвращению ущерба окружающей водной среде; обеспечивать безопасную перевозку грузов и пассажиров.

Как установлено судом, Омским линейным отделом Обь-Иртышского бассейнового управлении государственного надзора на внутреннем водном транспорте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ответчику выдано свидетельство № 001929 серия ОИ о минимальном составе экипажа самоходного транспортного судна внутреннего плавания сроком действия до 2013 года на судно - самоходное нефтеналивное, 866 «НТ-61». Пунктом 9 данного свидетельства предусмотрен минимальный состав экипажа судна - 4 (четыре человека), а именно: капитан-механик - один; судоводитель-судомеханик - один, рядовой состав - два.

Судовая команда на судне «ТН-61» укомплектована экипажем в количестве 8 человек: капитан-сменный механик, механик сменный капитан, первый помощник механика по электрооборудованию моторист - рулевой 1 класса (2 единицы), моторист - рулевой 3 класса, матрос, повар 5 разряда (о чем свидетельствуют приказы № 651-л от 17.04.2008, № 620л от 15.04.2008, № 1715л от 20.08.2008).

Согласно пункту 1 статьи 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допущены лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.05.2005 № 349.

Согласно статье 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие документы: свидетельство о праве собственности на судно; свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации; свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством; список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна; судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей); судовое санитарное свидетельство; единая книга осмотра судна; свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором; лицензия судовой радиостанции; свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.

Судом первой инстанции установлено наличие у ответчика данных документов, которые находились на судне в период его аренды истцом, что истцом документально не опровергнуто.

Из материалов дела следует, что ответчик располагает лицензией серии ВВТ-3 № 013886 от 15.05.2007 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, предоставленной на срок до 14.05.2012; лицензией серии ВВТ-1 № 014595 от 02.07.2008 на осуществление перевозок внутренним водным транспортом грузов, предоставленной на срок до 01.07.2013.

Согласно статье 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства. Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна, и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов.

В момент предоставления судна «ТН-61» в аренду оно соответствовало предъявляемым к нему требованиям, что в том числе подтверждается свидетельством о минимальном составе экипажа, документами о формировании судовой команды.

Таким образом, доводы истца о недействительности договора аренды № 08-209 от 03.10.2008 в связи с несоблюдением при его подписании требований статьи 641 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 61 Кодекса внутреннего водного транспорта являются несостоятельными.

Суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении его требования о признании сделки недействительной.

Следовательно, у истца по данному делу отсутствует основание требовать применения последствий недействительности сделки.

Тем более, как правильно указано судом первой инстанции, требование о применении последствий недействительности сделки не было конкретизировано истцом.

Возможность применения к отношениям сторон статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом фактического пользования истцом имуществом ответчика истцом не обоснована.

Возражения апелляционной жалобы истца о том, что арендная плата превышает размер причитающегося собственнику имущества возмещения, истцом не доказаны.

При изложенных обстоятельствах Решение суда первой инстанции об отказе в иске как законное и обоснованное не подлежит отмене.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины при ее подаче истцу не возмещаются (статья 110 АПК РФ).

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 08.06.2009 по делу № А46-6564/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

*.*. Ильницкая

Судьи

*.*. Литвинцева

*.*. Рябухина