Решения районных судов

Постановление апелляции от 30.09.2009 №А51-2776/2009. По делу А51-2776/2009. Российская Федерация.

Решение

г. Владивосток Дело № А51-9086/2009

«04» августа 2009 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко *.*. ,

рассмотрев 28 июля 2009 в судебном заседании

при ведении протокола судебного заседания судьей Нестеренко *.*.

дело по заявлению Открытого акционерного общества «Находкинский морской торговый порт»

к Находкинской таможне

об оспаривании приказа

при участии в заседании: от заявителя – юрисконсульт Зайцева *.*. (доверенность от 01.02.2009), директор по правовым вопросам Грабко *.*. (доверенность от 01.02.2009 № 9-НМТП/V-1), от Находкинской таможни – главный государственный таможенный инспектор правового отдела Цыганок Н.н. (доверенность от 08.05.2009 № 11-31/8778), начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Дубкова *.*. (доверенность от 22.07.2009 № 11-31/13956)

Открытое акционерное общество «Находкинский морской торговый порт» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Находкинской таможни от 04.06.2009 № 335 «О ликвидации постоянной зоны таможенного контроля ОАО «Находкинский морской торговый порт».



Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования, указав, что оспариваемый приказ принят без учета того, что в ПЗТК находятся и продолжают поступать товары, находящиеся под таможенным контролем, по роду и для осуществления своей деятельности у порта постоянно существует необходимость выгрузки, перемещения и помещения под ту или иную таможенную процедуру иностранных товаров, прибывающих на таможенную территорию Российской Федерации.

Заявитель утверждает, что основания, по которым была создана ликвидируемая ПЗТК, не прекращены.

По пояснениям заявителя, оспариваемый приказ нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, поскольку препятствует нормальному осуществлению основного вида деятельности – перевалка грузов, прибывающих различными видами транспорта, с соблюдением требований таможенного законодательства в случаях операций с товарами, ввозимыми и вывозимыми с таможенной территории.

Находкинская таможня требование заявителя не признала, пояснив, что Решение о создании ПЗТК было отменено в связи с отсутствием регулярного нахождения товаров в ПЗТК и прекращением оснований, согласно которым требуется выделение и обозначение части таможенной территории Российской Федерации в целях проведения таможенного контроля. При этом таможня указала, что обязательное помещение экспортного товара в зону таможенного контроля предусмотрено только для проведения фактического контроля, в связи с чем целесообразность нахождения экспортируемых товаров в ПЗТК отсутствует.

По мнению ответчика, в настоящее время возникает необходимость создания зоны таможенного контроля для целей завершения процедуры доставки товаров, перемещаемых в режиме международного таможенного транзита, однако ликвидируемая ПЗТК была создана для иных целей.

Таможня также указала на то, что в данной зоне таможенного контроля товары находились более длительный период времени, чем это необходимо для их выгрузки, перемещения и помещения под таможенные процедуры, то есть ПЗТК использовалась как склад временного хранения в нарушение таможенного законодательства.

При рассмотрении дела суд Установил, что Открытое акционерное общество «Находкинский морской торговый порт» зарегистрировано в качестве юридического лица 24.09.1992 муниципальным образованием г. Находка Приморского края, 02.09.2002 внесено Инспекцией МНС России по г. Находке в Единый государственный реестр юридических лиц согласно свидетельству серия 25 № 01176179.

Приказом начальника Находкинской таможни от 17.03.2005 № 55 в регионе деятельности таможенного поста «Морской порт Находка» на территории порта в г. Находка, м. Астафьева была создана постоянная зона таможенного контроля общей площадью 266930 кв.м.

Пределами ПЗТК при производстве таможенного оформления и таможенного контроля лиц, товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, установлены пределы ОАО «Находкинский морской торговый порт» в соответствии с прилагаемым планом территории. Согласно этому плану ПЗТК охватывает портовые причалы 25-32, складские площади.

04.06.2009 ответчик издал приказ № 335 «О ликвидации постоянной зоны таможенного контроля ОАО «Находкинский морской торговый порт», которым с 01.07.2009 отменил Решение о создании ПЗТК и ликвидировал ее в связи с отсутствием регулярного нахождения товаров в постоянной зоне таможенного контроля и оснований, согласно которым требуется выделение и обозначение части таможенной территории Российской Федерации в целях проведения таможенного контроля.



Впоследствии приказом ответчика от 30.06.2009 № 372 дата вступления в силу приказа от 04.06.2009 № 335 изменена на 03.08.2009.

Не согласившись с Решение таможенного органа о ликвидации ПЗТК, ОАО «НМТП» оспорило его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, проанализировав законность оспариваемого приказа, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Согласно статье 360 товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента:

выпуска для свободного обращения;

уничтожения;

отказа в пользу государства;

обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса;

фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации.

Здесь же определено, что российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.

В соответствии со статьей 362 кодекса для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением создаются зоны таможенного контроля. Они могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с кодексом.

Согласно пункту 2 указанной статьи зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными. Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме.

Пунктом 5 Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля, утвержденного Приказом ГТК России от 23.12.2003 № 1520, предусмотрено, что в приказе о создании постоянной зоны таможенного контроля должны быть указаны, в числе прочего, основание и цель создания. В приложении к приказу должно быть приведено графическое отображение пределов и территории постоянной зоны таможенного контроля в виде планов или карт.

В письме от 14.01.2005 № Т-003, направленном заявителем в Находкинскую таможню, ОАО «НМТП» просило создать две постоянные зоны таможенного контроля в связи с увеличением объемов перерабатываемых грузов, вводом в эксплуатацию дополнительных складских площадей и увеличением грузооборота контейнеров на двух международных контейнерных линиях и в целях обеспечения мероприятий, необходимых для проведения таможенного контроля. Первая зона включает в себя складские площади с 1 по 10 причал и тыловую контейнерную площадку, на ней перерабатываются экспортные и импортные грузы. Вторая зона включает в себя складские площади с 25 по 32 причал, на ней перерабатываются черные металлы, оформленные в экспортном режиме внутренними таможнями, и лесопродукция, которая поступает в порт как оформленная в режиме экспорта, а также импортные грузы: металлы, навалочные грузы и прочие генеральные грузы.

Таким образом, изначально ОАО «НМТП» испрашивало создание постоянной зоны таможенного контроля в районе причалов 25-32 для размещения как ввозимых, так и вывозимых грузов.

Приказ ответчика от 17.03.2005 № 55, как указано в его преамбуле, был издан на основании статьи 362 Таможенного кодекса РФ, Приказа ГТК России от 23.12.2003 № 1520, Приказа ГТК России от 27.08.2003 № 939.

Названным приказом утверждена Инструкция о совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещений на склады временного хранения под таможенным контролем. Пунктом 5 данной Инструкции предусмотрено, что в местах регулярного проведения операций по разгрузке, перегрузке (перевалке) и хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, создаются постоянные зоны таможенного контроля.

Инструкцией урегулировано в том числе хранение товаров, вывозимых на судах с таможенной территории Российской Федерации (раздел III). В частности, согласно пункту 24 российские товары и транспортные средства при вывозе с таможенной территории Российской Федерации считаются находящимися под таможенным контролем с момента принятия таможенным органом таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до момента пересечения таможенной границы Российской Федерации. В силу пункта 25 при помещении в ЗТК товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации и находящихся под таможенным контролем, в таможенный орган представляются экземпляр таможенной декларации, оформленной согласно установленному порядку в уполномоченном таможенном органе, и транспортные (перевозочные) документы, на основании которых товары завозились в порт.

Также в зонах таможенного хранения осуществляются таможенные операции с товарами, помещенными под таможенный режим международного таможенного транзита. Так, в соответствии с пунктом 20 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 08.09.2003 № 973, место доставки товаров при ВТТ или МТТ определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Согласно пункту 20.1 Инструкции местом доставки товаров является:

при ВТТ товаров, перевозимых из места их прибытия, - зона таможенного контроля в месте нахождения таможенного органа назначения (таможенный пост, таможня, непосредственно подчиненная ГТК России);

при МТТ товаров и при ВТТ товаров, перемещаемых из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, - зона таможенного контроля пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенного в регионе деятельности таможенного органа назначения (таможенный пост, таможня, непосредственно подчиненная ГТК России).

Поскольку товары, помещенные под режим таможенного транзита, находятся под таможенным контролем, законодательством установлены соответствующие требования к совершению операций с такими товарами (пункты 22, 23, 29, 30 Инструкции), а пунктом 29.3 Инструкции предусмотрено, что хранение транзитных товаров в таможенном органе назначения разрешается в зонах таможенного контроля.

В приказе Находкинской таможни от 17.03.2005 № 55 прямо указано на то, что ПЗТК создается в целях проведения операций по погрузке, перегрузке (перевалке) как ввозимых, так и вывозимых товаров на (с) таможенную территорию РФ.

Таким образом, довод ответчика о том, что хранение на спорной ПЗТК товаров, экспортируемых или перемещаемых в таможенном режиме МТТ, не отвечает цели создания этой ПЗТК, основан на нормах права и противоречит представленным в дело доказательствам.

Частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом ненормативного правового акта, решения, возложена на этот орган.

Действительно, как указывает ответчик, в 2009 году произошло значительное снижение объемов импортных грузов, перерабатываемых портом и размещенных в ПЗТК, по сравнению с 2008 годом, что отражено в приложении к отзыву ответчика и подтверждается Книгами учета товаров и транспортных средств за соответствующие периоды. Данный факт заявитель не оспаривает.

Вместе с тем, регулярность нахождения товаров в ПЗТК сохраняется. В частности, на основании договора перевалки грузов от 25.12.2007 № 08-19/ЭИ, заключенного с компанией «Ormando Group Ltd», Общество выполняет весь перечень услуг, связанных с перевалкой груза на экспорт с момента прибытия груза в порт до отгрузки на судно (пункты 1.1, 2.1.1). Заявитель представил в материалы дела заявки на перевозку экспортных грузов через ОАО «НМТП» - мыс Астафьева, подтверждающие объемы и регулярность переработки грузов, а также сводку о наличии груза, следующего по территории РФ в режиме МТТ, на 18.06.2009 г., отчет о помещенных и (или) находившихся на хранении товарах и транспортных средствах с 01.01.2009 по 17.06.2009 г., сводку прибывших грузов за период с 18.06.2009 по 13.07.2009 г., справки о переработке груза за период с 04.06.2009 по 28.07.2009 г.

В письме Находкинской таможни от 15.06.2009 № 04-13/11203 также отражено нахождение в ПЗТК товаров, поступающих железнодорожным транспортом в режиме МТТ для последующей отправки морским транспортом с таможенной территории Российской Федерации.

Тот факт, что на территории ОАО «НМТП» приказом Находкинской таможни от 10.01.2008 № 7 создана вторая зона таможенного контроля (причалы 1-10), не имеет значения для дела, так как в этой зоне помещены иные товары, материалами дела подтверждено регулярное нахождение товаров на законных основаниях именно в ПЗТК, созданной приказом ответчика от 17.03.2005 № 55.

В соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного Приказом ГТК России от 23.12.2003 № 1520, Решение о создании зоны таможенного контроля отменяется в случаях изменения места нахождения таможенного органа, закрытия пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, изменения места хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, изменения места, где допускается совершение таможенных операций, прекращения оснований, согласно которым требуются выделение и обозначение части таможенной территории Российской Федерации в целях проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

Поскольку ни одно из указанных условий, как Установилсуд, фактически не имело места, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отмены решения о создании спорной ПЗТК.

Ссылку ответчика на Приказ ГТК России от 16.09.2004 № 50 суд отклоняет, поскольку указанным приказом регулируются действия должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом (пункт 1 Инструкции, утвержденной данным приказом), и он не регулирует правовые отношения, возникающие в связи с вывозом товаров с таможенной территории морским транспортом.

Приказ таможенного органа от 04.06.2009 № 335 нарушил права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку возлагает на него необоснованные затраты, связанные с перемещением товаров, находящихся под таможенным контролем и помещенных на ПЗТК, для обеспечения соблюдения требований таможенного законодательства о таможенном контроле товаров и транспортных средств, и с изменением порядка работы портовых сооружений, размещенных и действующих с учетом мест нахождения железнодорожных путей, по которым доставляются товары.

Учитывая изложенное, суд удовлетворяет требования заявителя. Расходы по уплате государственной пошлины, в том числе уплаченной заявителем в связи с заявлением о принятии обеспечительных мер, в силу статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Признать недействительным приказ Находкинской таможни от 04.06.2009 № 335 «О ликвидации постоянной зоны таможенного контроля ОАО «Находкинский морской торговый порт» в связи с его несоответствием Таможенному кодексу Российской Федерации, Приказу ГТК России от 23.12.2003 № 1520 .

Решение подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Находкинской таможни в пользу Открытого акционерного общества «Находкинский морской торговый порт» 3000 руб. (Три тысячи рублей) расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.

Судья Нестеренко *.*.