Решения районных судов

Решение от 30 сентября 2009 года . По делу А32-24733/2009. Краснодарский край.

Решение

г. Краснодар Дело № А32-24733/09-59/555

30 сентября 2009 года

Арбитражный суд Краснодарского края

в составе судьи Гонзус *.*.

при ведении протокола судебного заседания судьей Гонзус *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Калининского муниципального унитарного предприятия «Благоустройство», ст. Калининская (наименование заявителя)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю, г. Краснодар (наименование ответчика)

о признании незаконным и отмене постановления от 23.07.2009 года № 05-020-13ЭН

при участии в заседании



от заявителя: Шинтяпкиной *.*. – представителя

от ответчика: Пилюгина *.*. – представителя

Установил:

Калининское муниципальное унитарное предприятие «Благоустройство» (далее - предприятие) обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю от 23.07.2009 года № 05-020-13ЭН о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа 101000 рублей.

Представитель предприятия в судебном заседании поддержал заявленные требования, доводы изложены в заявлении.

Свою позицию заявитель обосновал тем, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, поскольку в процессе хозяйственной деятельности предприятия не образуются отходы производства и потребления, в том числе опасные отходы, так как основным видом деятельности заявителя является сбор и вывоз на полигон отходов производства и потребления. На основании вышеизложенного, предприятие полагает, что получение лицензии на сбор и вывоз отходов, санитарно-эпидемиологического заключения на полигон, заключение экологической экспертизы заявителю не требуется, а также не требуется разработка лимитов на размещение отходов производства и потребления.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, и просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать, представил отзыв на заявление.

Свои возражения ответчик обосновал тем, что факт совершения заявителем административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ подтверждается материалами дела об административном правонарушении, поскольку предприятием осуществляется эксплуатация полигона твердых бытовых отходов с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Суд Установил, что предприятие зарегистрировано в качестве юридического за основным государственным регистрационным номером 1062333007395, ИНН 2333011517, адрес места нахождения: Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская, ул. Советская, 40.

Прокуратурой Калининского района Краснодарского края проведена проверка деятельности предприятия на предмет соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации, в частности при эксплутации полигона твердых бытовых отходов.



В ходе проверки было установлено, что на основании акта органа местного самоуправления предприятию в хозяйственное ведение передан полигон твердых бытовых отходов, площадью 105000 кв.м., эксплуатация полигона осуществляется заявителем с нарушениями требований природоохранного законодательства, в частности у предприятия отсутствует специальное разРешение (лицензия) на осуществление деятельности по хранению и размещению отходов, не получено санитарно-эпидемиологическое заключение полигона, заключение экологической экспертизы, не разработаны лимиты на размещение отходов производства и потребления, не ведутся журналы первичного учета образования и движения отходов, что является нарушением требований статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), а также статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ).

По результатам проведенной проверки, прокурором Калининского района Краснодарского края Манаевым *.*. 08.06.2009 года присутствии законного представителя предприятия Гриценко *.*. вынесено Постановление о возбуждении в отношении заявителя дела об административном правонарушении, в котором действия предприятия квалифицированы по статье 8.2 КоАП РФ. Указанное Постановление подписано должностным лицом прокуратуры Манаевым *.*. и директором предприятия Гриценко *.*. , которому под роспись вручена копия постановления. Директор предприятия в постановлении указал, что у заявителя отсутствуют необходимые средства для организации работы полигона и оформление соответствующих документов.

Материалы дела об административном правонарушении в отношении заявителя, прокуратурой Калининского района Краснодарского края направлены в управление для рассмотрения по существу.

Должностным лицом управления Горячкиной *.*. 23.07.2009 года в присутствии законного представителя предприятия рассмотрены материалы дела об административном правонарушении в отношении заявителя, в результате чего вынесено Постановление № 05-020-13ЭН о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 101000 рублей. Копия постановления 23.07.2009 года под роспись вручена директору предприятия Гриценко *.*.

Не согласившись с вышеуказанным Постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления.

Принимая Решение по данному делу, суд руководствовался следующим.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Главы Калининского сельского поселения Калининского района Краснодарского края от 22.02.2008 года № 59-р, а также передаточного акта от 22.02.2008 года предприятию в хозяйственное ведение передан полигон для сбора твердых бытовых отходов ст. Калининской.

Решением Совета Калининского сельского поселения Калининского района от 26.10.2007 года № 118 установлен тариф услуг по вывозу твердых бытовых отходов, оказываемых предприятием в размере 12 рублей в расчете на 1 человека в месяц.

Решением Совета Калининского сельского поселения Калининского района от 21.04.2008 года № 149 отчет предприятия по выполнению решения Совета Калининского сельского поселения Калининского района от 26.10.2007 года № 118 об утверждении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов предприятием признан удовлетворительным.

В пункте 1.4 Устава предприятия указано, что учредителем заявителя является муниципальное образование Калининское сельское поселение Калининского района.

Предприятие создано в целях выполнения работ, производства продукции, оказания услуг для выполнения социально-экономических заказов, удовлетворения общественных потребностей, получение прибыли и решения иных социально значимых задач (пункт 2.1 Устава).

Таким образом, предприятием осуществляется эксплуатация полигона твердых бытовых отходов, а также оказываются услуги заинтересованным лицам по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов на территории полигона, следовательно, предприятие осуществляет деятельность в области обращения с отходами, и на нем лежит обязанность по соблюдению природоохранного законодательства при эксплуатации полигона.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На основании статьи 1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ от 24.06.1998 года N 89-ФЗ (далее - Закон № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно статье 4.1 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Как указано в статье 9 Закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее Закон № 128-ФЗ).

Подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Закона № 128-ФЗ предусмотрено, что лицензированию подлежит, в том числе деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

Из анализа вышеуказанных норм следует, что лицензированию подлежит только деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

В процессуальных документах, составленных по результатам проведенной в отношении общества проверки, в частности в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.06.2009 года, а также в оспариваемом постановлении не указано, что в ходе проведенной проверки был установлен факт образования в процессе хозяйственной деятельности предприятия отходов I - V класса опасности, а также факт осуществления

заявителем деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

Таким образом, из материалов дела об административном правонарушении не следует, что предприятием осуществляется деятельность, подлежащая лицензированию в порядке подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Закона № 128-ФЗ.

Кроме того, следует указать, что объективной стороной административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ является действие или бездействие, выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него действующими нормативными правовыми актами.

Тогда как, осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности без получения соответствующей лицензии, необходимость получения которой предусмотрена Законом 128-ФЗ, не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ, поскольку административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, суд считает, что в оспариваемом постановлении предприятию неправомерно вменено осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса в отсутствие специального разрешения (лицензии).

Согласно статье 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В силу пункта 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 27 Закона № 52-ФЗ использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в пункте 1 настоящей статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам.

Как указано в пункте 3.4 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 года № 16 на земельный участок под устройство полигона твердых бытовых отходов необходимо получать санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий эксплуатацию полигонов твердых бытовых отходов обязан получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии эксплуатируемого полигона санитарным требованиям и гигиеническим нормам.

Факт отсутствия у предприятия на момент проверки санитарно-эпидемиологического заключения на эксплуатируемый полигон твердых бытовых отходов подтверждается материалами дела об административном правонарушении и не оспаривается заявителем.

В оспариваемом постановлении указано, что на момент проверки предприятием не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В обоснование необходимости получения предприятием, как лицом, осуществляющим эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов положительного заключения государственной экологической экспертизы, управление в отзыве на заявление сослалось на статью 12 Закона № 89-ФЗ.

Вместе с тем, Федеральным законом от 30.12.2008 года № 309-ФЗ, вступившим в силу с 11.01.2009 года, из состава статьи 12 Закона № 89-ФЗ исключен абзац, который устанавливал обязанность по получению положительного заключения государственной экологической экспертизы, следовательно, на момент проверки, у предприятия отсутствовала обязанность по получению положительного заключения государственной экологической экспертизы на полигон твердых бытовых отходов.

На основании статьи 18 Закона № 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

Из анализа указанных правовых норм следует, что юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы производства и потребления, и которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Однако материалами дела об административном правонарушении подтверждается, и не оспаривается заявителем, что на момент проверки предприятием не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением статей 11 и 18 Закона № 89-ФЗ.

На основании пункта 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

В настоящее время не установлен единый порядок учета лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, вместе с тем, лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами обязаны вести такой учет, в порядке пункта 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ.

Следовательно, форма ведения вышеуказанного учета соответствующими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями может разрабатываться самостоятельно, при условии учета всех видов отходов, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, и указании достоверных показателей.

Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, может вестись посредством разработки и ведения экологического паспорта, что предусмотрено ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положении. Типовые формы, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 11.09.2000 года № 218-ст (далее ГОСТ Р 17.0.0.06-2000).

Пунктом 1 ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 предусмотрено, что настоящий стандарт устанавливает основные положения по построению, изложению, оформлению и заполнению типовых форм экологического паспорта природопользователя и рекомендуется для разработки и ведения юридическими лицами, независимо от форм собственности осуществляющими хозяйственную или иные виды деятельности и оказывающими воздействие на окружающую природную среду на территории Российской Федерации.

Как указано пунктом 5.1 ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 природопользователь разрабатывает экопаспорт за счет собственных средств. Экопаспорт должен быть утвержден руководителем природопользователя и согласован с территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Согласно пункту 5.6 экопаспорт следует разрабатывать и вести с использованием персональных ЭВМ. При этом должна быть предусмотрена возможность контроля за изменением информационной базы экопаспорта и сопоставления отдельных экологических показателей в течение пяти лет.

В блоке № 6 «Отходы» ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 предусмотрены формы таблиц № 66.1-66.17, которые разработаны для ведения учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов разных видов (классов).

Заявителем не представлены суду доказательства ведения надлежащего учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Таким образом, предприятием не представлены суду достаточные доказательства, подтверждающие факт ведения заявителем в порядке пункта 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ надлежащего учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

На основании вышеизложенного, суд считает, что в действиях предприятия содержится состав административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, поскольку заявителем допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Нормы процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела не нарушены.

Следовательно, предприятие на основании оспариваемого постановления правомерно привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 101000 рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что Решением административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах, требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю от 23.07.2009 года № 05-020-13ЭН о привлечении предприятия к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа 101000 рублей являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 2.1, 8.2, 28.2, 30.1, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и статьями 2, 29, 64, 65, 167-170, 176, 207 - 211, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Краснодарского края, в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Судья *.*. Гонзус