Решения районных судов

Решение от 20.10.2009 №А10-4046/2009. По делу А10-4046/2009. Республика Бурятия.

Решение

г. Улан-Удэ

«20» октября 2009г. Дело №А10-4046/2009

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2009 года

Полный текст решения изготовлен 20 октября 2009 года

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гомбоевой С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия к индивидуальному предпринимателю Молоковой Татьяне о взыскании финансовых санкций в размере 257 руб. 60 коп.

при участии: .

заявителя – не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 25.09.2009);

ответчика – не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 25.09.2009);

Установил:

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (далее – Пенсионный фонд) обратилось с заявлением к индивидуальному предпринимателю Молоковой Татьяне (далее - ИП Молокова Т.В.) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в размере 257 руб. 60 коп.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 25.09.2009).

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 25.09.2009).

Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон.



Изучив материалы дела, суд считает, что заявление Пенсионного фонда не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена камеральная проверка ИП Молоковой Т.В. Проверкой установлен факт непредставления индивидуальным предпринимателем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год.

17.04.2009 по результатам поведенной проверки составлен акт №5 об обнаружении фактов, свидетельствующих о непредставлении в установленные сроки сведений индивидуального (персонифицированного) учета физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

22.06.2009 должностным лицом Пенсионного фонда принято Решение №121 о привлечении ИП Молоковой Т.В. к ответственности за нарушение ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде взыскания финансовых санкций в размере 257,60 рублей. Решение принято в отсутствие ИП Молоковой Т.В.

Требованием №204 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем – страхователем по состоянию на 22.06.2009 предпринимателю предложено в добровольном порядке в срок до 07.07.2009 уплатить сумму штрафа.

Неисполнение предпринимателем требования об уплате штрафа в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального Закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Определение понятий «страхователь» и «физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы» дано в статье 1 Закона №27-ФЗ, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ установлено, что физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей.

Следовательно, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в названном пункте.

Доказательства, свидетельствующие о наличии у индивидуального предпринимателя наемных работников, в материалах дела отсутствуют, следовательно, он не может быть привлечен как страхователь к ответственности, предусмотренной статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ определен перечень сведений, которые должны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона).

Срок представления сведений данной категорией лиц Законом № 27-ФЗ не установлен.



Поскольку в пункте 5 статьи 11 Закона №27-ФЗ, в котором перечислены подлежащие представлению сведения, срок представления сведений для лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, не указан, соответственно требование заявителя о привлечении ИП Молоковой Т.В. к ответственности, установленной статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ, является неправомерным.

Кроме этого, суд считает, что ИП Молокова Т.В. не была извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки на 22.06.2009, что является существенным нарушением прав лица привлекаемого к ответственности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ, статьей 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда при осуществлении функций контроля пользуются правами и несут обязанности налоговых органов.

Поскольку специальными нормативными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен общий порядок привлечения к ответственности, органы Пенсионного фонда Российской Федерации при принятии решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения должны руководствоваться положениями статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Содержание статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей процедуру привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, свидетельствуют о том, что её положения распространяются на производство по делам о правонарушениях, выявленных в ходе как выездных, так и камеральных налоговых проверок.

Как следует из материалов дела фондом, в рамках статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, проведена камеральная налоговая проверка своевременности представления сведений персонифицированного учета страхователем.

Согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого проводилась проверка, извещается о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные им возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

Таким образом, в силу названной нормы, если организация-страхователь не представила письменные объяснения или возражения по акту проверки, руководитель органа Пенсионного фонда РФ (его заместитель) вправе рассмотреть материалы проверки и принять Решение о привлечении страхователя к ответственности в отсутствие должностных лиц и представителей этой организации.

Пунктом 14 статьи 101 НК РФ установлено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Решение №121 от 22.06.2009 о привлечении ИП Молоковой Т.В. к ответственности за нарушение Федерального закона №27-ФЗ вынесено в отсутствие предпринимателя.

В материалах дела отсутствуют письменные пояснения, возражения по акту лица, привлекаемого к ответственности, или ходатайство о рассмотрении материалов проверки в его отсутствие.

В материалах дела имеется уведомление №5 от 17.04.2009 о рассмотрении материалов проверки 20 мая 2009 года в 10 часов 00 минут. При этом заявителем не представлено доказательств, подтверждающих заблаговременное извещение лица, привлекаемого к ответственности, о дате и времени рассмотрения материалов проверки на 22.06.2009.

Поскольку ИП Молокова Т.В. не была извещена о времени и месте рассмотрения материалов проверки, это лишило ее возможности представить письменные объяснения и возражения по выявленному правонарушению и, следовательно, нарушило ее права.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший Решение.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший Решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.

Судья Л.Ю. Рабдаева