Решения районных судов

Решение от 2009-10-20 №А14-7332/2009. По делу А14-7332/2009. Воронежская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Решение

г. Воронеж Дело №А14-7332/2009

« 20 » октября 2009 года 124/30

Судья Арбитражного суда Воронежской области Федосова С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Панинского муниципального района Воронежской области, р.п.Панино Воронежской области, к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области, г.Воронеж, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, обязании произвести регистрацию права,

третье лицо: Шаманина Т.И., с.Александровка Панинского района Воронежской области,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акуловой Е.В.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Эсауленко О.А., начальник отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям, по доверенности от 22.05.2008г., паспорт серии 20 03 №935523, выдан Панинским РОВД Воронежской области 13.08.2003г.,

от УФРС – Струков В.Ю., главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения и судебной защиты, по доверенности от 11.01.2009г. №06-д, удостоверение №015149, выдано 13.02.2006г., действительно до 13.02.2011г.,

третье лицо – Шаманина Т.И., паспорт серии 20 04 №098208, выдан Панинским РОВД Воронежской области 13.11.2003г.

Установил:

Администрация Панинского муниципального района Воронежской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее – ответчик, УФРС по Воронежской области, регистрирующий орган) в государственной регистрации права собственности муниципального образования Панинский муниципальный район Воронежской области на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, Панинский район, с.Александровка, ул.Крестьянская, д.2, кв.7; обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области зарегистрировать право собственности муниципального образования Панинский муниципальный район Воронежской области на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, Панинский район, с.Александровка, ул.Крестьянская, д.2, кв.7.

Определением арбитражного суда от 19.08.2009г. к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Шаманина Тат (далее – третье лицо, Шаманина Т.И.).

В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил требования, просил признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (Панинский отдел) в государственной регистрации права собственности муниципального образования Панинский муниципальный район Воронежской области на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, Панинский район, с.Александровка, ул.Крестьянская, д.2, кв.7, выраженный в сообщении от 28.04.2009г. №22/001/2009-448; обязать Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области произвести регистрацию права собственности муниципального образования Панинский муниципальный район Воронежской области на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, Панинский район, с.Александровка, ул.Крестьянская, д.2, кв.7. На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнение принято судом.

УФРС по Воронежской области возражало против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (от 10.08.2009г. №4287/1), ссылаясь на правомерность оспариваемого отказа.

Третье лицо поддержало позицию заявителя, просило заявленные требования удовлетворить.

Как следует из материалов дела, Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2003г. по делу №А14-8882-2003/31/16б СХА «Александровское» признано несостоятельным (банкротом).

18.07.2005г. конкурсным управляющим СХА «Александровское» Закарьяном Д.П. было направлено в адрес Администрации уведомление с предложением о принятии в собственность Панинского муниципального района объектов жилищного фонда, в том числе 12-квартирынй дом №2 по ул.Крестьянская с.Александровка Панинского района Воронежской области. По акту приема-передачи от 18.07.2005г. данные объекты жилищного фонды были переданы СХА «Александровское» заявителю.

26.12.2005г. Панинский районный Совет народных депутатов Воронежской области, рассмотрев указанное уведомление от 18.07.2005г., принял Решение №22 «О приеме в муниципальную собственность жилого фонда СХА «Александровское».

12.12.2006г. СХА «Александровское» ликвидировано, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.

26.03.2009г. Администрация обратилась в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности муниципального образования Панинский муниципальный район Воронежской области на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, Панинский район, с.Александровка, ул.Крестьянская, д.2, кв.7. В качестве документа-основания Администрацией приложено к заявлению вышеназванное Решение от 26.12.2005г. №22, а также уведомление от 18.07.2005г. и акт приема-передачи от 18.07.2005г.

Сообщением от 28.04.2009г. №22/001/2009-448 регистрирующий орган уведомил заявителя об отказе в государственной регистрации. Основанием для данного отказа послужил вывод ответчика об отсутствии у заявителя прав на спорный объект недвижимости, а также о непредставлении последним документов, необходимых для государственной регистрации прав в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями (с учетом их уточнения).

В обоснование заявленных требований Администрация указала, что ею были представлены все документы, необходимые для осуществления регистрации права собственности муниципального образования на объект недвижимости, сослалась на отсутствие оснований для оспариваемого отказа.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, Управление ФРС ссылается на то обстоятельство, что представленные Администрацией Решение Панинского районного Совета народных депутатов Воронежской области от 26.12.2005г. №22 «О приеме в муниципальную собственность жилого фонда СХА «Александровское», акт приема-передачи от 18.07.2005г. и уведомление конкурсного управляющего СХА «Александровское» Закарьяна Д.П. от 18.07.2005г. с предложением о принятии объектов жилищного фонда в собственность Панинского муниципального района не могут быть приняты в качестве правоустанавливающих документов. Кроме того, ответчик указал, что предприятием-банкротом СХА «Александровское» не была проведена государственная регистрация права собственности на передаваемый в муниципальную собственность жилой объект, а регистрация права собственности муниципального образования невозможна без государственной регистрации ранее возникших прав СХА «Александровское» на спорный объект.

Поддерживая позицию заявителя, третье лицо ссылается на незаконность оспариваемого отказа.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном указанным Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В силу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с Уставом Панинского муниципального района, Положением об Администрации Панинского муниципального района (пункт 3.2), Администрация Панинского муниципального района пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.

Согласно статье 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 (с изменениями) государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

При отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав осуществляется внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

В соответствии с абзацами 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ в государственной регистрации права может быть отказано в случае, если правоустанавливающий документ на объект недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998г. №8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Таким образом, выписка из реестра муниципального имущества от 25.03.2009 №471 является правоподтверждающим документом в отношении права собственности муниципального образования на указанную квартиру (абзац 9 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997г.).

Из материалов дела видно, что представленные заявителем на государственную регистрацию документы не противоречат предъявляемым к ним требованиям, подтверждают фактическое нахождение спорного объекта недвижимости в муниципальной собственности, никем не оспорены, а их совокупность позволяет достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости, что в силу статей 6 и 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, является основанием для государственной регистрации соответствующего права.

Необходимое для осуществления государственной регистрации права собственности описание спорного объекта недвижимости содержится в кадастровом паспорте помещения от 24.06.2008г. №241.

Противоречий между заявленными и зарегистрированными правами на спорный объект недвижимости УФРС по Воронежской области не установлено, споры о праве отсутствуют.

Таким образом, у Управления ФРС по Воронежской области отсутствовали правовые основания для оспариваемого отказа

Довод Управления ФРС о том, что регистрация права собственности муниципального образования невозможна без государственной регистрации ранее возникших прав СХА «Александровское» на спорный объект, судом отклоняется на основании следующего.

В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), в редакции от 22.08.2004г., жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий.

То есть, передача объектов, относящихся к жилищному фонду, в том числе спорной квартиры, в муниципальную собственность осуществлялась в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Более того, с учетом постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993г. №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», распоряжения Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 27.01.1993г. №135-р, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995г. №235 Положения «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» спорный жилой дом, как объект жилищного фонда социального использования, подлежал передаче в собственность того региона, в котором он находился.

На основании изложенного, заявленные требования следует удовлетворить, отказ Управления ФРС по Воронежской области в государственной регистрации права собственности муниципального образования Панинский муниципальный район Воронежской области на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, Панинский район, с.Александровка, ул.Крестьянская, д.2, кв.7, выраженный в сообщении от 28.04.2009г. №22/001/2009-448, следует признать недействительным.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ошибочно уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 2 000 руб. платежным поручением №8002 от 21.05.2009г. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Признать недействительным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (Панинский отдел) в государственной регистрации права собственности муниципального образования Панинский муниципальный район Воронежской области на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, Панинский район, с.Александровка, ул.Крестьянская, д.2, кв.7, выраженный в сообщении от 28.04.2009г. №22/001/2009-448. как не соответствующий Федеральному закону от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Воронежской области зарегистрировать право собственности муниципального образования Панинский муниципальный район Воронежской области на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, Панинский район, с.Александровка, ул.Крестьянская, д.2, кв.7.

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Возвратить Администрации Панинского муниципального района Воронежской области, находящейся по адресу: Воронежская область, р.п.Панино, ул.Советская, д.2, государственную пошлину в сумме 2 000 руб.

Справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья С.С. Федосова