Решения районных судов

Решение от 20.10.2009 №А10-4044/2009. По делу А10-4044/2009. Республика Бурятия.

Решение

г. Улан-Удэ

«20» октября 2009г. дело №А10-4044/2009

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 20 октября 2009 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Дружининой О.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Дружининой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Баунтовском районе – филиала Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Республике Бурятия

к индивидуальному предпринимателю Свиридовой Светла br>
о взыскании финансовых санкций в размере 571,20 рублей,

при участии:

от заявителя – не явился, извещен;

ответчика – не явился, извещен;

Установил:

Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Баунтовском районе – филиал Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Республике Бурятия (далее УПФ РФ в Баунтовском районе Республики Бурятия, Фонд) обратилось с заявлением к индивидуальному предпринимателю Свиридовой Светла (далее - ИП Свиридова С.В., предприниматель) о взыскании финансовых санкций в размере 571,20 рублей.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма от 02.09.2009г., от 29.09.2009г.

Ответчик в судебное заседание не явился, определение о времени и месте рассмотрения дела направлено по последнему известному суду адресу заказным письмом с уведомлением от 02.09.2009г., от 29.09.2009г. возвращено отделением связи.

Руководствуясь статьей 123, частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных заявителя и ответчика.

Изучив материалы дела, суд Установилследующее.

Специалистом персонифицированного учета УПФ РФ в Баунтовском районе Республики Бурятия проведена камеральная проверка предпринимателя по вопросам своевременности представления сведений за 2007г., 2008г. необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Проверкой установлено, что индивидуальным предпринимателем Свиридовой С.В. сведения, указанные в пункте 5 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.96г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее- Закон) за 2007, 2008 год, в нарушение пункта 2 статьи 11 Закона, в срок до 01 марта 2009 не представлены.

По результатам проверки составлены акты № 2, № 10 от 17.04.2009 года.

20.04.2009 г. Фондом в адрес ИП Свиридовой С.В. направлены уведомления № 2, № 10 от 17.04.2009г. о рассмотрении акта камеральной проверки и других материалов о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете назначено на 20 мая 2009 года 10 часов 00 минут.

17.06.2009 г. должностным лицом Фонда приняты решения № 117, 144 о привлечении ИП Свиридовой С.В. к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона в виде взыскания финансовых санкций в размере 386,40 рублей (Решение № 117) и в размере 184,80 руб. (Решение № 144). Решения приняты без участия предпринимателя.

Требованиями от 17.06.2009 предпринимателю предложено в добровольном порядке в срок до 02.07.2009 уплатить сумму штрафа.

Неисполнение предпринимателем требования об уплате штрафа в добровольном порядке послужило основанием для обращения Фонда с заявлением о взыскании штрафных санкций в судебном порядке.

Изучив материалы дела, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального Закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Определение понятий «страхователь» и «физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы» дано в статье 1 Закона №27-ФЗ, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ установлено, что физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей.

Следовательно, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в названном пункте.

Доказательства, свидетельствующие о наличии у индивидуального предпринимателя наемных работников, в материалах дела отсутствуют, следовательно, он не может быть привлечен как страхователь к ответственности, предусмотренной статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ определен перечень сведений, которые должны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона).

Срок представления сведений данной категорией лиц Законом № 27-ФЗ не установлен.

Поскольку в пункте 5 статьи 11 Закона №27-ФЗ, в котором перечислены подлежащие представлению сведения, срок представления сведений для лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, не указан, соответственно требование заявителя о привлечении ИП Свиридовой С.В. к ответственности, установленной статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ, является неправомерным.

Кроме этого, судом установлено, что Фондом не соблюден порядок привлечения лица к ответственности, поскольку ИП Свиридова С.В. не была извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, что является существенным нарушением прав лица привлекаемого к ответственности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ, статьей 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда при осуществлении функций контроля пользуются правами и несут обязанности налоговых органов.

Поскольку специальными нормативными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен общий порядок привлечения к ответственности, органы Пенсионного фонда Российской Федерации при принятии решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения должны руководствоваться положениями статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Содержание статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей процедуру привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, свидетельствуют о том, что её положения распространяются на производство по делам о правонарушениях, выявленных в ходе как выездных, так и камеральных налоговых проверок.

Как следует из материалов дела фондом, в рамках статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, проведена камеральная налоговая проверка своевременности представления сведений персонифицированного учета страхователем.

Согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого проводилась проверка, извещается о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки является основанием для отмены судом решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершенное правонарушение. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности данному лицу представить свои объяснения.

Из материалов дела видно, что первоначально дата рассмотрения указанных материалов проверки была назначена на 20.05.2009 года, о чем индивидуальному предпринимателю были направлены уведомления. Однако решения о привлечении ИП Свиридовой С.В. к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона, были приняты 17 июня 2009 года. О том, что материалы проверки будут рассмотрены 17 июня 2009 года ИП Свиридова С.В. не извещалась и заявителем соответствующих доказательств об извещении индивидуального предпринимателя не представлено.

При таких обстоятельствах во взыскании суммы штрафных санкций в размере 571,20 рублей следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший Решение.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший Решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.

Судья (подпись) О.Н. Дружинина