Решения районных судов

Решение от 2009-10-19 №А59-4542/2009. По делу А59-4542/2009. Республика Саха.

Решение

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-4542/2009

19 октября 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 13.10.2009 года, Решение в полном объеме изготовлено 19.10.2009 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Орифовой В.С., при ведении протокола судебного заседания судьей Орифовой В.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Сахалинморнефтегаз – Шельф» к Сахалинской таможне о признании незаконным действия, выразившегося в отказе произвести на основании заявления общества зачет излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 2 900 000 рублей в счет будущих платежей, и обязать устранить нарушение прав общества путем осуществления зачета излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 2 900 000 рублей в счет будущих платежей,

при участии:

от заявителя – Сосков В.А. по доверенности № 07/2009 от 02.03.2009г.,

от таможенного органа – Мозгунова Т.В. по доверенности от 30.12.2008г. № 05-14/13715,

Установил:

ЗАО «Сахалинморнефтегаз – Шельф» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Сахалинской таможне (далее – таможня, таможенный орган), с учетом уточненных требований, о признании незаконным действия Сахалинской таможни, выразившегося в содержащемся в письме от 16.06.2009г. № 16-09/6768 отказе произвести на основании заявления ЗАО «Сахалинморнефтегаз – Шельф» зачет излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 2 900 000 рублей в счет будущих платежей и обязании устранить нарушение прав общества путем осуществления зачета излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 2 900 000 рублей в счет будущих платежей.

В обоснование требований, поддержанных представителем общества в судебном заседании, указано, что при вывозе товара с таможенной территории РФ общество, как при подаче временной, так и полной таможенной декларации, производило уплату таможенного сбора за таможенное оформление в размере100 000 рублей по каждой декларации. В силу положений статей 60, 137, 138 Таможенного кодекса РФ, п. 7 постановления Правительства РФ от 28.12.2004г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» подача декларантом как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений, и возникает один объект обложения сбором – действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются помещением его под определенный таможенный режим (экспорта), следовательно, сбор подлежит однократной уплате. Ссылка таможни в письме от 16.06.2009г. № 16-09/6768 на Постановление Правительства РФ от 10.03.2009г. № 220, является необоснованной, поскольку спорные отношения возникли до 25.03.2009г., поэтому данное Постановление на них не распространяется. В постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ № 4574/08 от 08.07.2008г. сделан вывод, что оспариваемым в Верховном Суде РФ пунктом 7 постановления Правительства РФ от 28.12.2004 № 863, не регулируются вопросы уплаты таможенных сборов при периодическом временном декларировании.

Сахалинская таможня в отзыве на заявление, поддержанном ее представителем в судебном заседании, требования общества не признала, указав следующее. При применении упрощенного порядка декларирования таможенным законодательством предусмотрено два самостоятельных акта декларирования товаров, в процессе осуществления которого декларанту дважды оказывались услуги по таможенному оформлению. Следовательно, таможенные сборы подлежали уплате, как при подаче временной, так и при подаче полной таможенных деклараций. Данный вывод подтверждается Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров», в редакции от 10.03.2009, текст которого дополнен пунктом 7.1. Решением Верховного Суда РФ от 24.05.2006г. № ГКПИ06-495 при рассмотрении гражданского дела по заявлению ЗАО ПКФ «Кубаньвтормет» установлено отсутствие оснований для признания недействующим п.7 постановления Правительства РФ от 28.12.2004 № 863.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 13.10.2009г. до 16 часов 30 минут.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, осуществляя деятельность, связанную с экспортом нефти сырой (далее – товар), общество при вывозе товара с таможенной территории Российской Федерации в 2007-2008г.г., и январе 2009г., применяло периодическое временное декларирование, представив в Сахалинскую таможню 29 временных таможенных деклараций и уплатив за таможенное оформление в общей сумме 2 900 000 рублей таможенных сборов.



При завершении таможенного оформления экспортируемого товара общество подало полные таможенные декларации, уплатив также 2 900 000 рублей таможенных сборов.

Согласно пункту 1 статьи 357.8 Таможенного кодекса РФ возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов.

В силу пунктов 2, 4 статьи 355 Таможенного кодекса РФ, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика на основании решения таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей.

Посчитав, что уплата таможенных сборов за таможенное оформление полных грузовых таможенных деклараций является излишней, общество обратилось в Сахалинскую таможню с заявлением от 18.05.2009 № 01-02/487 о зачете данных платежей, как излишне уплаченных, в счет будущих платежей.

Рассмотрев заявление общества, таможня письмом от 16.06.2009г. № 16-09/6768, со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров», в редакции от 10.03.2009, сообщила заявителю, что оснований для возврата сборов за таможенное оформление не имеется.

Не согласившись с этим действием таможни, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд находит требования общества подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 и статьей 63.1 Таможенного кодекса РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

Согласно пункту 1 статьи 357.6 и подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 Таможенного кодекса РФ таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

В силу положений пункта 1 статьи 60 Таможенного кодекса РФ таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с данным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (пункт 2 статьи 60 Таможенного кодекса РФ).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 138 Таможенного кодекса РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

При этом по смыслу пункта 1 статьи 137 Таможенного кодекса РФ применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременений и ухудшению положения таких декларантов.

Из приведенных правовых норм в их системном толковании следует, что подача декларантом как временной, так и полной таможенной деклараций производится в рамках единого комплекса отношений, в ходе которого возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, завершающиеся помещением его под определенный таможенный режим (экспорта).

В свою очередь, уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенного органа по таможенному оформлению товара в ходе таможенного периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.



Данное правоприменение в период спорных отношений также согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.07.2008 № 4574/08.

Как установлено судом, общество при экспорте нефти сырой в 2007-2008г.г. и январе 2009г., используя упрощенный порядок декларирования, за таможенное оформление данного товара при подаче временных и полных грузовых таможенных деклараций уплатило, соответственно, по 2 900 000 рублей таможенных сборов, что, в общей сумме составило 5 800 000 рублей.

В подтверждение данного обстоятельства заявитель в материалы дела представил копии грузовых временных и полных таможенных деклараций, копии платежных поручений о зачислении в 2007-2008г.г. на счет таможенного органа сумм авансовых таможенных платежей.

Факт уплаты обществом дважды таможенных сборов за таможенное оформление одних и тех же товаров в рамках периодического временного декларирования таможней не оспаривается, что также подтвердил участвующий в судебном заседании представитель, в связи с чем, в силу статьи 70 АПК РФ суд принимает данное обстоятельство в качестве факта, не требующего доказывания.

Таким образом, произведенные обществом при подаче полных таможенных деклараций платежи в размере 2 900 000 рублей в счет начисленных таможенных сборов следует рассматривать как излишне уплаченные.

Исходя из изложенного, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отказа обществу в зачете 2 900 000 рублей как излишне уплаченных таможенных сборов при представлении полных таможенных деклараций в рамках периодического таможенного декларирования, что свидетельствует о нарушении прав декларанта на своевременный зачет принадлежащих ему денежных средств.

Ссылку таможни в обоснование своих возражений на Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 № 220, которым в Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» внесены изменения в виде дополнения пунктом 7.1, суд находит несостоятельной, поскольку данные положения применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратную силу. Тогда как спорные правоотношения возникли до введения этих положений в действие.

Также является неправомерной ссылка таможни на Решение Верховного Суда РФ от 24.05.2006г. № ГКПИ06-495 по гражданскому делу по заявлению ЗАО ПКФ «Кубаньвтормет», которым установлено отсутствие оснований для признания недействующим п.7 постановления Правительства РФ от 28.12.2004 № 863, исходя из следующего.

Из правовой позиции, сформированной в постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ № 4574/08 от 08.07.2008г., следует, что по делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.

С учетом данного вывода установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает Решение о признании данных действий незаконными.

При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет требования общества о признании незаконным действия Сахалинской таможни, выразившееся в содержащемся в письме от 16.06.2009г. № 16-09/6768 отказе произвести на основании заявления ЗАО «Сахалинморнефтегаз – Шельф» зачет излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 2 900 000 рублей в счет будущих платежей.

В целях устранения допущенных нарушений прав общества суд в силу части 5 статьи 201 АПК РФ также возлагает на таможенный орган обязанность осуществить зачет излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 2 900 000 рублей в счет будущих платежей.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы возлагаются на стороны пропорционально удовлетворенной части иска.

Учитывая, что по результатам рассмотрения настоящего дела требования общества подлежат удовлетворению в полном объеме, суд в силу указанной нормы относит судебные расходы в виде уплаченной заявителем государственной пошлины в размере 2 000 рублей на таможню.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Признать незаконным действие Сахалинской таможни, выразившееся в содержащемся в письме от 16.06.2009г. № 16-09/6768 отказе произвести на основании заявления ЗАО «Сахалинморнефтегаз – Шельф» зачет излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 2 900 000 рублей в счет будущих платежей.

Обязать Сахалинскую таможню устранить нарушение прав ЗАО «Сахалинморнефтегаз – Шельф» путем осуществления зачета излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 2 900 000 рублей в счет будущих платежей.

Взыскать с Сахалинской таможни в пользу ЗАО «Сахалинморнефтегаз – Шельф» 2 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья В.С. Орифова