Решения районных судов

Решение от 2009-10-20 №А27-16202/2009. По делу А27-16202/2009. Кемеровская область.

Решение

город Кемерово Дело № А27-16202/2009

«20» октября 2009 года

резолютивная часть решения оглашена 13 октября 2009 года

полный текст решения изготовлен 20 октября 2009 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Обуховой *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания судьей Обуховой *.*. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в городе Юрге и Юргинском районе Кемеровской области

к индивидуальному предпринимателю Попову Алекс br>
о взыскании штрафа

без участия сторон ( извещены надлежащим образом)

Установил:



Управление Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в городе Юрге и Юргинском районе Кемеровской области (далее по тексту - заявитель, Управление ПФ РФ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Попова Алекс 386 руб. 40 коп. штрафных санкций, начисленных на основании решения от 26.05.2009г. № 1202 за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного страхования.

Заявитель, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителя не направил, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Предприниматель, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства в порядке п.2 ч.2 статьи 123 АПК РФ ( определение направлено судом по последнему, известному суду адресу, возвращено с отметкой об истечении срока хранения) в судебное заседание не явился, отзыв не направил, возражений против рассмотрения дела в отсутствие его представителя не заявил.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть спор по существу в отсутствие заявителя и предпринимателя по имеющимся в деле материалам.

Заявленное требование обосновано тем, что предприниматель является страхователем, и как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, обязан был в срок до 01.03.2009г. представить сведения, необходимые для осуществления индивидуального ( персонифицированного) учета, за 2008года: об уплаченных страховых взносах, а также о месте регистрации и проживания, паспортные данные и др., однако, данную обязанность не исполнил, за что подлежит ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки своевременности представления предпринимателем сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета, Управление ПФ РФ установило факт непредставления предпринимателем сведений в установленные сроки в нарушение требований пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и пункта 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997г. № 318, о чем составлен акт от 21.04.2009г. № 177.

На основании указанного Акта вынесено Решение от 26.05.2009г., № 1202 в соответствии с которым предприниматель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей17 названного Закона в виде штрафа в сумме 386,40 руб.

Поскольку в срок до 18.06.2009, установленный в требовании от 26.05.2009г. № 38160, штраф должником в добровольном порядке в бюджет уплачен не был, Управление ПФ РФ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд признал заявленное требование не обоснованным и не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Согласно абзацу 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального ( персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.



Определение понятий «страхователь» и «физическое лицо», в целях применения указанного выше Закона, дано в статье 1 данного Закона, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы,- застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Следовательно, в целях организации индивидуального ( персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, индивидуальные предприниматели могут быть отнесены как к категории страхователей ( в отношении работающих у него застрахованных лиц), так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа (застрахованных лиц).

Федеральным законом от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган пенсионного фонда следующие сведения: фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство.

Пункт 1 статьи 10 названного Закона определяет, что указанные сведения представляются в орган пенсионного фонда в следующих случаях:

при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;


при снятии с учета в качестве страхователя;

при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона;

при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Пункт 2 статьи 10 закона устанавливает порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев.

Следовательно, Закон №27-ФЗ Установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающий перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 2 статьи 11 этого Закона страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в названном пункте.

То есть ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.

Из приведенных выше норм следует, что индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории «страхователь» в соответствии с указанным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Доказательства, свидетельствующие о наличии у индивидуального предпринимателя наемных работников и непредставление им сведений о каждом работающем у него застрахованном лице, в материалах дела отсутствуют, следовательно, он не может быть привлечен как страхователь к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Как следует из материалов дела, в данном случае предприниматель Попов *.*. привлечен к ответственности как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы.

Таким образом, предприниматель, в смысле, придаваемом этому понятию Законом № 27-ФЗ, страхователем не является.

Доводы заявителя о том, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют сведения в том же порядке, что и страхователи, со ссылкой на абзац 3 подпункта 10 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, являются несостоятельными как не соответствующие законодательству.

В силу указанного абзаца пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, в том же порядке, что и страхователи обязаны представлять только сведения, перечисленные в этом абзаце, т.е. сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены до их регистрации в системе индивидуального ( персонифицированного) учета. Однако предпринимателю не вменяется непредставление указанных сведений.

Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком.

Следовательно, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует законодательно установленная обязанность по ежегодному представлению до 1 марта сведений индивидуального (персонифицированного) учета в орган пенсионного фонда Российской Федерации.

Соответственно, к предпринимателю, как физическому лицу, самостоятельно уплачивающему страховые взносы, не может быть применена и ответственность, установленная абзацем 3 статьи 17 Закона, за непредставление сведений, перечисленных в пункте 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Судом не приняты доводы заявителя о том, что обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять сведения в срок до 1 марта установлен пунктом 38 Инструкции «О порядке ведения индивидуального персонифицированного учета сведений застрахованных лиц, для целей обязательного страхования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.1997 №318, так как Инструкция не может устанавливать сроки, не предусмотренные законом, дополнять или иным способом изменять обязанности и ответственность, установленные законом.

Кроме того, суд обращает внимание, что статьей 17 Закона № 27-ФЗ установлена ответственность только за непредставление сведений, установленных данным законом. Ни пункт 5 статьи 11, ни статья 17 Закона № 27-ФЗ не содержат ссылки на то, что срок представления сведений для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, может быть установлен каким-либо иным актом, помимо Закона.

Кроме того, суд находит, что заявителем не представлены доказательства соблюдения процедуры проверки и вынесения по ее результатам решения, установленной статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (пункт 4).

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений ( пункт 5).

Таким образом, акт проверки должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение под роспись, и лишь в случае уклонения данного лица от получения акта, акт направляется по почте и считается врученным на шестой день со дня отправки.

Акт проверки № 177 предпринимателю Попову *.*. не вручался, а сразу направлен по почте, при этом сведений об отказе предпринимателя получить акт проверки, об уклонении его от получения акта проверки, указанный акт не содержит. Не содержат материалы дела и сведений о дате получения акта предпринимателем. Управлением ПФ РФ не приняты надлежащие меры к вручению акта проверки и извещению лица о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Соответственно, суд пришел к выводу о несоблюдении Управлением ПФ РФ порядка проведения проверки и рассмотрения ее результатов.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Отказать Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Юрге и Юргинском районе Кемеровской области в удовлетворении заявленного требования.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд или двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья *.*. Обухова