Решения районных судов

Решение от 30 сентября 2009 года . По делу А19-14106/2009. Иркутская область.

Решение

г. Иркутск Дело № А19-14106/09-67

«30» сентября 2009г.

Резолютивная часть решения объявлена 23.09.2009г. Полный текст решения изготовлен 30.09.2009г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Иркутского акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго») о признании незаконным бездействия Городской Думы города Усть-Илимска, выразившихся в непринятии тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, надбавок к тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения с 1 марта 2009г. и обязании Городской Думы города Усть-Илимска принять Решение об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, реализуемые потребителям города Усть-Илимска ОАО «Иркутскэнерго», и надбавок к этим тарифам,

третьи лица: Администрация города Усть-Илимска, Служба по тарифам Иркутской области,

при участии в судебном заседании:

от Заявителя: представителя по доверенности Пузиковой *.*. , паспорт,

от Городской Думы г.Усть-Илимска: представитель не явился,



от Администрации г.Усть-Илимска: представителя по доверенности Арнаутовой Т.П, паспорт,

от Службы по тарифам Иркутской области: представитель не явился,

Установил:

Иркутское акционерное общество энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго») (далее – «Заявитель», «Общество», ОАО «Иркутскэнерго») обратилось в арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия Городской Думы города Усть-Илимска, выразившихся в непринятии тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, надбавок к тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения с 1 марта 2009г. и обязании Городской Думы города Усть-Илимска принять Решение об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, реализуемые потребителям города Усть-Илимска ОАО «Иркутскэнерго», и надбавок к этим тарифам.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке ст. 51 АПК РФ привлечены Администрация города Усть-Илимска (определение от 10.08.09г.), Служба по тарифам Иркутской области (определение от 10.09.09г.).

Представитель Заявителя Пузикова в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что 24.09.2008г. направило в администрацию г.Усть-Илимска заявление (исх. №123-31/9884) для рассмотрения и установления тарифов на холодную воду и водоотведение на 2009 год с приложением всех необходимых материалов, также было направлено заявление (исх №123-31/9883) для рассмотрения и установления надбавок к тарифам на холодную воду и водоотведение с 1 марта 2009г.

Указанные заявления Общества не рассмотрены, тарифы и надбавки к тарифам не установлены.

Заявитель полагая, что в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», рассмотрение данных вопросов относится к компетенции Городской Думы города Усть-Илимска обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия Городской Думы города Усть-Илимска, выразившихся в непринятии тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, надбавок к тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения с 1 марта 2009г. и обязании Городской Думы города Усть-Илимска принять Решение об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, реализуемые потребителям города Усть-Илимска ОАО «Иркутскэнерго», и надбавок к этим тарифам.

Представитель Администрации г.Усть-Илимска Арнаутова требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. В отзыве Администрация г.Усть-Илимска указала, что вопрос о принятии решения об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, реализуемые потребителям города Усть-Илимска ОАО «Иркутскэнерго», и надбавок к этим тарифам неоднократно выносился для рассмотрения на заседание Городской Думы г.Усть-Илимска, но данные решения не были приняты по объективным причинам.



Городская Дума г.Усть-Илимска о дате и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом телефонограммой от 21.09.2009г., в судебное заседание не явилась.

Служба по тарифам Иркутской области о дате и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом 16.09.2009г.(уведомление 83775), в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в отзыве указала, что вопрос о принятии решения об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, реализуемые потребителям города Усть-Илимска ОАО «Иркутскэнерго» относится к компетенции Службы по тарифам Иркутской области.

Выслушав представителей Заявителя, Администрации г.Усть-Илимска, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, иных органов осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое Решение, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое Решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги и организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004г. № 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ (далее – Федеральный закон №210-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Закона № 210-ФЗ органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.

Статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено, в том числе регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Аналогичное правило закреплено в п.4 статьи 23 устава муниципального образования “Город Усть-Илимск“, утвержденного Решением городской Думы г.Усть-Илимск от 20.04.2005 № 15/60.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона №210-ФЗ органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случаях, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.

Согласно п.1 ч.5 ст. 4 Федерального закона № 210-ФЗ органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случаях, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса;

Как следует из материалов дела, по результатам проводимого Федеральной службой по тарифам России мониторинга установления тарифов организаций коммунального комплекса на 2009 год службой по тарифам Иркутской области установлено, что ОАО «Иркутскэнерго» осуществляется оказание услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для потребителей, расположенных на территории муниципальных образований Иркутской области: муниципального образования город Ангарск (доля потребления и услуг ОАО «Иркутскэнерго» 77,9%), Марковское муниципальное образование (доля потребления и услуг ОАО «Иркутскэнерго» 0,6%), муниципальное образование город Усть-Илимск (доля потребления и услуг ОАО «Иркутскэнерго» 21,5%). Т.е. потребители каждого из указанных муниципальных образований не потребляют услуги Заявителя в доле более 80%.

Доказательств того, что в каком-либо ином муниципальном образовании, находящемся на территории Иркутской области и потребляющем услуги ОАО «Иркутскэнерго», доля услуг превышает 80%, суду не представлено.

Таким образом, установление тарифов на услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для потребителей ОАО «Иркутскэнерго» в указанных муниципальных образованиях, в том числе и в муниципальном образовании г.Усть-Илимск, в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ относится к компетенции службы по тарифам Иркутской области.

В соответствии с приказом от 28.08.2009г. №69-спр Службы по тарифам Иркутской области были установлены тарифы на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для потребителей ОАО «Иркутскэнерго», в том числе и для города Усть-Илимска, с 1 октября 2009г.

Таким образом, у Городской Думы города Усть-Илимска отсутствовала обязанность по установлению тарифов на услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для потребителей ОАО «Иркусткэнерго», в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований Заявителя в части признания незаконным бездействия Городской Думы города Усть-Илимска, выразившееся в непринятии тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения и обязании Городской Думы города Усть-Илимска принять Решение об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, реализуемые потребителям города Усть-Илимска ОАО «Иркутскэнерго».

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи и части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона:

утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;

устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Частью 2 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи: 7) устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

Из перечисленных выше норм следует, что представительный орган местного самоуправления вправе устанавливать надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

ОАО «Иркутскэнерго» 24.09.2008г. направило в администрацию г.Усть-Илимска заявление (исх №123-31/9883) об установлении надбавок к тарифам на холодную воду и водоотведение с 1 марта 2009г.

Учитывая, что Федеральный закон № 210-ФЗ относит установление надбавок к тарифам к компетенции органа местного самоуправления, Заявитель правомерно обратился в Администрацию г.Усть-Илимска с заявлением (исх №123-31/9883) об установлении надбавок к тарифам на холодную воду и водоотведение с 1 марта 2009г.

В связи с тем, что до настоящего времени Решение об установлении надбавок к тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения, реализуемые потребителям города Усть-Илимска ОАО «Иркутскэнерго» Городской Думой г.Усть-Илимска не принято, суд считает, что бездействие Городской Думы г.Усть-Илимска, выразившееся в непринятии надбавок к тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения с 1 марта 2009г. не соответствует нормам Федерального закона № 210-ФЗ и нарушает права и законные интересы Заявителя.

Суд не может принять во внимание довод Администрации г.Усть-Илимска о том, что вопрос о принятии решения об установлении надбавок к тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения, реализуемые потребителям города Усть-Илимска ОАО «Иркутскэнерго», неоднократно выносился для рассмотрения на заседание Городской Думы г.Усть-Илимска, так как до настоящего времени такое решения не принято.

Согласно ч.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.

В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Городской Думы города Усть-Илимска подлежат взысканию в пользу заявителя судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченной обществом при подаче заявления по платежному поручению от 23.04.2009г. №18311, пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 1000 руб.. Подлинник платежного поручения от 23.04.09г. № 18311 находится в материалах дела № А19-9271/09-23-16.

Руководствуясь ст.ст.167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Городской Думы города Усть-Илимска, выразившееся в непринятии надбавок к тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения с 1 марта 2009г., как несоответствующее Федеральному закону от 30.12.2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Обязать Городскую Думу города Усть-Илимска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем принятия Решение об установлении надбавок к тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения, реализуемые потребителям города Усть-Илимска ОАО «Иркутскэнерго» в соответствии с действующим законодательством.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Городской Думы города Усть-Илимска, в пользу Иркутского акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго») государственную пошлину в размере 1000 руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению от 23.04.2009г. №18311.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья *.*. Сураева