Решения районных судов

Решение от 26 октября 2009 года . По делу А31-6138/2009. Костромская область.

Решение

Дело № А31-6138/2009

г. Кострома 26 октября 2009 года

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Ф.И.О.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Е.С.,

при участии в заседании представителей сторон:

от заявителя: Кошкиной Е.Ю. – представителя по доверенности от 26.12.2008 № 7701;

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области к индивидуальному предпринимателю-главе крестьянского хозяйства «Нива» Ф.И.О. Костромская область, г. Галич о взыскании 257 руб. 60 коп. финансовых санкций,

Установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области (далее – пенсионный орган, ПФР) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю-главе крестьянского хозяйства «Нива» Ф.И.О. Костромская область, г. Галич о взыскании 257 руб. 60 коп. финансовых санкций,.



Заинтересованное лицо, уведомленное надлежащим образом о месте и времени слушания дела, личную явку либо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, отзыв не представило.

Данное обстоятельство в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Представитель пенсионного органа поддержала в судебном заседании заявленные требования в полном объеме.

Из материалов дела следует, что Козырев Александр Евгеньевич является главой крестьянского хозяйства «Нива» и в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального за­кона от 15.12.2001 №. 167-ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федера­ции» зарегистрирован пенсионным органом в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.

Посчитав, что предпринимателем не представлены в установленный Федеральным законом от 01.04.2006 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» срок (ежегодно до 1 марта) сведения индивидуального (персонифицированного) учета, пенсионный орган составил акт от 09.04.2009 № 5 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, и вынес Решение от 21.04.2009 № 5 о привлечении Козырева А.Е. к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в виде взыскания финансовых санкций в размере 257 руб. 60 коп. (10% от причитающихся за отчетный год платежей в ПФР).

Направленное заинтересованному лицу требование от 21.04.2009 № 40 об уплате финансовых санкций в установленный срок в добровольном по­рядке предпринимателем исполнено не было, что послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с требованием о взыскании штрафа в судебном порядке.

Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и в выступлениях присутствующего в судебных заседаниях представителя заявителя, суд считает требования пенсионного органа не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, является юридическим лицом до момента регистрации изменений его правового статуса по заявлению главы КФХ.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон о крестьянском хозяйстве) предусмотрено, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно пункту 3 статьи 23 Закона о крестьянском хозяйстве, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.



На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Закона о крестьянском хозяйстве, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяется постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям и признаются плательщиками единого социального налога. Таким образом, независимо от того, в какой форме крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют деятельность (КФХ с правами юридического лица или без образования юридического лица), главы и члены хозяйств уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа в установленном порядке. Для целей налогооблажения глава фермерского хозяйства приравнивается к индивидуальным предпринимателям и обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа.

В качестве объективной стороны состава правонарушения предпринимателю вменено непредставление в определенные Законом № 27-ФЗ сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По смыслу абзаца 8 статьи 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 5 статьи 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», являются застрахованными лицами – физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Закон № 27-ФЗ в подпунктах 1-8 пункта 2 статьи 6 устанавливает, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство.

Пункт 1 статьи 10 Закона № 27-ФЗ определяет, что указанные сведения представляются в орган Пенсионного фонда в следующих случаях:

при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного с Ф.И.О. регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;

при снятии с учета в качестве страхователя;

при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона;

при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта 2 статьи 6 Закона № 27-ФЗ, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Пункт 2 статьи 10 Закона № 27-ФЗ устанавливает порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев.

Следовательно, Закон № 27-ФЗ Установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

По правилам пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.

Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории «страхователь» в соответствии с названным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В рассматриваемом случае предприниматель, привлекаемый к ответственности по данному делу, является физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

К страхователям, в смысле, придаваемом этому термину Законом от № 27-ФЗ, предприниматель не относится.

У физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности ответственность, установленная частью третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ, неприменима.

Таким образом, требования заявителя необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявленных требований Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области к индивидуальному предпринимателю-главе крестьянского хозяйства «Нива» Ф.И.О. Костромская область, г. Галич о взыскании 257 руб. 60 коп. финансовых санкций отказать.

Настоящее Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его изготовления в полном объеме, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Порядок обжалования решения установлен Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья В.А. Белов