Решения районных судов

Об обязании постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение от 10 апреля 2006 года № . Курганская область.

Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Яковлева *.*. ,

при секретаре Карп *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Валенти к Администрации Лопатинского сельсовета, филиалу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отделу социальной защиты населения по Лебяжьевскому району, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о наложении обязанности на поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

Установил:

Васильева *.*. обратилась в суд с иском к Администрации Лопатинского сельсовета, филиалу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отделу социальной защиты населения по Лебяжьевскому району, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о наложении обязанности на поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указала, что Дата обезличена года обратилась к Главе администрации Лопатинского сельсовета с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку принадлежащая ей на праве собственности квартира, расположенная в жилом доме по адресу: ..., не пригодна для проживания, что подтверждается заключением ООО «Курганстройэкспертиза». Однако в постановке на учет ей было отказано, поскольку межведомственной комиссией квартира признана находящейся в удовлетворительном состоянии. Считает отказ в постановке ее на учет необоснованным. Просила суд обязать ответчиков поставить ее на учет в качестве вдовы участника ВОВ, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истец Васильева *.*. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям, пояснила, что проживает в собственной квартире, которая старая и холодная. В зимний период в доме не снимает валенки. Русская печь провалилась, не топится. Комнатная печь топится плохо. На кухне отходит стена. Крыша протекает, в связи с чем потолок отходит. За зиму приходится сжигать три машины дров, но тепла в доме все равно нет. В туалетной комнате провалился пол. Межведомственная комиссия обследовала дом и дала заключение, что жить в нем можно. Просила ее требования удовлетворить.

Представитель истца – адвокат Тозиков *.*. исковые требования истца поддержал в полном объеме, пояснил, что Васильева *.*. обратилась в суд с исковыми требованиями о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, для дальнейшего обеспечения жильем, как вдову участника Великой Отечественной Войны. Основанием является то, что в настоящее время проживает не пригодном для проживания жилом помещении, что подтверждается заключением строительной экспертизы, которая проведена ООО «Курганстройэкспертиза». В связи с этим имеются все основания для того, чтобы Васильева *.*. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика – Костин *.*. исковые требования не признал, пояснил, что исковые требования не признает, поскольку Решение об отказе в в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении принято на основании заключения межведомственной комиссии, в соответствии с которым жилье признано находящимся в удовлетворительном состоянии и требующим ремонта.

Представитель третьих лиц – Главного управления социальной защиты населения Курганской области и филиала Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отдела социальной защиты населения по Лебяжьевскому району Петрова *.*. исковые требования не признала, пояснила, что ни Главное Управление, ни Филиал СЗН не могут являться ответчиками по данным требованиям, потому что не обладают в соответствии с Жилищным законодательством полномочиями по постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, в ст. 51 ЖК РФ перечислены основания, которые служат основанием для постановки на учет. Исходя из материалов, которые были приложены к исковому заявлению, не прослеживаются основания для постановки истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Жилье Васильевой *.*. не признано непригодным для проживания.

Специалист Специалист показал, что Дата обезличена года экспертами ООО «Курганстройэкспертиза» проведено обследование квартиры Васильевой *.*. , в ходе которого установлено, что имеются основания для признания данного жилого помещения непригодным для проживания: отопление, водоснабжение отсутствует (отрезано), канализация в нерабочем состоянии; водоснабжение осуществляется путем привоза воды из озера; русская печь в нерабочем состоянии; круглая печь отапливает две комнаты; одна комната - не отапливаемая; в доме не соответствует нормам тепловой режим в помещени пола – разница 7°С, что обусловлено промерзанием с отмостки; кровля в неудовлетворительном состоянии, требуется ее полная замена, так как имеется опасность ее обрушения по причине подгнивания несущих конструкций. Ремонт экономически нецелесообразен.



Заслушав пояснения сторон, показания специалиста, суд приходит к следующему.

Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального Закона РФ « О ветеранах» (далее – Закона «О ветеранах») для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до Дата обезличена года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после Дата обезличена года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу п. 2 ст. 21 Закона «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:

родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;

супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

Согласно п. 3.1 ст. 23.2 Закона «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 п.3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, утвержденного Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10 апреля 2006 года № 120 «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» в случае смерти инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий право на получение субсидии сохраняется за членами их семей, указанными в ст. 21 Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» при подтверждении в установленном порядке их нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 (в редакции Указа Президента РФ №30 от 09.01.2010 года) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено о необходимости завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».



Судом установлено, что Васильева *.*. является собственником квартиры, расположенной в жилом доме по адресу: ..., в которой проживает одна л.д. 12).

Васильева *.*. является супругой умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак л.д. 9). Дата обезличена года Васильева *.*. обратилась с заявлением в администрацию Лопатинского сельсовета о принятии ее на учет в качестве нуждающейся улучшении жилищных условий л.д. 10).

Дата обезличена года, по результатам обследования жилого помещения, принадлежащего Васильевой *.*. , межведомственной комиссией Лопатинского сельсовета дано заключение о том, что квартира Васильевой *.*. находится в удовлетворительном состоянии, необходим ремонт квартиры л.д.. 21-22).

На основании заключения межведомственной комиссии Администрации Лопатинского сельсовета Решением Главы администрации муниципального образования Номер обезличен от Дата обезличена года Васильевой *.*. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении л.д. 23).

По протесту прокурора Лебяжьевского района от Дата обезличена года указанное Решение отменено.

Дата обезличена года межведомственной комиссией администрации Лопатинского сельсовета повторно проведено обследование жилого помещения Васильевой *.*. (акт Номер обезличен от Дата обезличена года), по результатам которого установлено, что: бетонный фундамент дома находится в удовлетворительном состоянии – в некоторых местах наблюдаются трещины; стены – в неудовлетворительном состоянии, на кухне – имеют деформацию, требуется ремонт; шиферная кровля – в неудовлетворительном состоянии, деревянные коньковые доски сгнили; в ванной комнате требуется замена пола; окна требуют замены, сгнили; в доме эксплуатируются неисправные отопительные печи; центральное отопление, водоснабжение и канализация отсутствуют; электропроводка – в неудовлетворительном состоянии.

По результатам обследования жилья Васильевой *.*. межведомственной комиссией администрации Лопатинского сельсовета Дата обезличена года дано заключение Номер обезличен, в соответствии с которым жилое помещение Васильевой *.*. находится в удовлетворительном состоянии, для создания нормальных условий для проживания требуется провести капитальный ремонт.

На основании указанного заключения Главой администрации Лопатинского сельсовета Решением Номер обезличен от Дата обезличена года Васильевой *.*. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Вместе с тем, отказ в постановке на учет Васильевой *.*. , в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, судом признается необоснованным по следующим основаниям.

Согласно ст.51 Жилищного Кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с заключением ООО «Курганстройэкспертиза» Номер обезличен от Дата обезличена года имеются основания для признании квартиры Васильевой *.*. непригодной для проживания, поскольку: ранее дом был благоустроенный, имел цен тральное отопление, водоснабжение, был оборудован санитарным узлом с унитазом и ванной, а в настоящее время отрезан от сетей отопления и водоснабжения, отопление осуществляется от печей (русской и круглой), туалет надворный; в качестве питьевой воды используется вода из расположенного рядом озера; русская печь находится в неисправном состоянии, круглой недостаточно двух жилых комнат, одна жилая комната не отапливается вообще, в связи с чем ее эксплуатация невозможна в зимний период; из-за неисправности русской печи возможно возгорание конструкций дома; кровля дома требует полной замены; осветительная электропроводка требует полной замены; в ванной комнате требуется замена пола; в жилых помещениях разница температуры в помещении и температуры пола составляет 7°С, тогда как должна быть не более 2°С.

Выводы указанного заключения подтверждены в судебном заседании специалистом Специалист, который показал, что указанные нарушения позволяют сделать вывод о непригодности жилого помещения Васильевой *.*. для проживания.

В соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02 августа 2007 года № 494) основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Согласно п. 34 указанного Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что Межведомственная комиссия фактически уклонилась от обязанности, с учетом выявленных недостатков жилого помещения, признать жилье Васильевой *.*. непригодным для проживания, поскольку: ухудшение эксплуатационных характеристик в связи с физическим износом в процессе эксплуатации отдельных частей квартиры Васильевой *.*. , привело к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций (крыши); изменения параметров микроклимата жилого помещения (температурный режим), не позволяют обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов; имеется значительная степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций крыши, свидетельствующая об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.

Учитывая, что обязанность по учету граждан, нуждающихся в жилом помещении, возложена на органы местного самоуправления, надлежащим ответчиком, на которого может быть возложена обязанность по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, является администрация муниципального образования Лебяжьевского поссовета.

При таких обстоятельствах, суд признает требования Васильевой *.*. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Васильевой Валенти удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию муниципального образования Лопатинского сельсовета поставить Васильеву Валенти на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курганский областной суд через Лебяжьевский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с Дата обезличена года.

Председательствующий –