Решения районных судов

О понуждении к принятию мер по надлежащему содержанию сибиреязвенного скотомогильника (Дело № 2-2/2011). Решение от 16 февраля 2011 года № 2-2/2011. Ивановская область.

Савинский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Чипиги *.*., при секретаре Тимониной *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Савинского муниципального района Ивановской области, Администрации Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ивановской области, Правительству Ивановской области, Министерству финансов РФ в лице Федерального казначейства по Ивановской области о понуждении к принятию мер по надлежащему содержанию сибиреязвенного скотомогильника,

Установил:

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в
Савинский районный суд Ивановской области с исковым заявлением к Администрации Савинского муниципального района Ивановской области и Администрации Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области, в котором просил признать бездействие администрации Савинского сельского поселения и администрации Савинского муниципального района, связанное с непринятием мер по надлежащему устройству, санитарному содержанию и оборудованию сибиреязвенного скотомогильника №, расположенного в лесном массиве в 5 км. от <адрес> слева от дороги <данные изъяты>, в 500 метрах от бывшей <адрес>, незаконными; обязать администрацию Савинского сельского поселения и администрацию Савинского муниципального района принять меры по надлежащему содержанию сибиреязвенного скотомогильника № в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469.

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, указав, что в силу ст. 72 Конституции РФ, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 и 6 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст. 2 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу пп.49 п.2 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 № 184-ФЗ
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счёт средств бюджета субъекта РФ, относится Решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно пп. «ц» п.2 ст. 26.11 ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект РФ.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п.6.10 ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469, может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Установлено, что имеющийся на территории Савинского сельского поселения Савинского муниципального района сибиреязвенный скотомогильник № на балансе администрации Савинского сельского поселения и Савинского муниципального района не состоит.

Действующее законодательство, в том числе ФЗ от 30 марта 1999 года №
52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов.

Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались.

В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию Савинского сельского поселения и администрацию Савинского муниципального района обязанности принять меры по надлежащему содержанию сибиреязвенного скотомогильника № без передачи необходимых полномочий и средств.

В соответствии с п.7.1 санитарно-эпидемиологических правил «профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 года № 56, организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений:

проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва»;

принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы;

обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).

В соответствии с ч.5 ст. 9 Устава Ивановской области, принятого Законном Ивановской области от
18.02.2009 года № 20-ОЗ, исполнительная власть Ивановской области осуществляется системой исполнительных органов государственной власти Ивановской области во главе с Правительством Ивановской области, являющимся высшим исполнительным органов государственной власти Ивановской области.

Частью 1 ст. 60 Устава Ивановской области установлено, что правительство Ивановской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ивановской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, социального обеспечения и экологии.

Согласно п. «ж» и «к» ст. 8 Закона Ивановской области от 5 февраля 1997 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ивановской области» Правительство Ивановской области осуществляет финансирование мероприятий в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из областного бюджета муниципальным образованиям при возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального характера.

Согласно санитарно-эпидемиологических Правил «Профилактика сибирской язвы» установлено, что сибирская язва представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь.

Основными источниками возбудителя сибирской язвы для человека являются сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, свиньи), больные сибирской язвой. Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и вегетативных формах.

Механизм передачи возбудителя зависит от условий заражения и реализуется преимущественно контактным, пищевым и воздушно-капельным путём. Трансмиссивная передача возбудителя сибирской язвы возможна при укусах инфицированными кровососущими членистоногими.

Таким образом, сибирская язва как особо опасная бактериальная инфекционная болезнь может стать причиной возникновения чрезвычайной ситуации как межмуниципального, так и регионального характера.

С учётом уточнения исковых
требований, истец просит обязать Правительство Ивановской области привести в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сибиреязвенный скотомогильник №, расположенный у <адрес>, а именно: установить ограждения по всему периметру сибиреязвенного скотомогильника, исключающие случайный доступ людей и животных, путём ограждения его глухим забором высотой не менее 2-х метров.

В судебном заседании представитель природоохранной прокуратуры Сутягин *.*. учтённые исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить и пояснил, что исковые требования истец заявляет только к правительству Ивановской области, к остальным ответчикам исковых требований не предъявляет, но и от ранее заявленных не отказывается. Прокурор просит суд обязать Правительство Ивановской области привести в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сибиреязвенный скотомогильник №, расположенный у <адрес>, а именно: установить ограждения по всему периметру сибиреязвенного скотомогильника, исключающие случайный доступ людей и животных, путём ограждения его глухим забором высотой не менее 2-х метров. В настоящее время, согласно акта проверки от 21 сентября 2010 года, предупреждающие аншлаги там установлены. Однако надлежащее ограждение отсутствует.

Представитель Правительства Ивановской области Чеберяк *.*. в судебном заседании учтённые исковые требования прокурора об обязании Правительства Ивановской области привести в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сибиреязвенный скотомогильник №, расположенный у <адрес>, а именно: установить ограждения по всему периметру сибиреязвенного скотомогильника, исключающие случайный доступ людей и животных, путём ограждения его глухим забором высотой не менее 2-х метров признала и пояснила, что в обязанности субъекта РФ, согласно ФЗ от 06.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», входит Решение вопроса организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от
болезней, общих для человека и животных.

Представитель ответчика Администрации Савинского муниципального района Ивановской области Зырянова *.*. исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в котором указала, что невозможно возложить обязанность на органы местного самоуправления по надлежащему содержанию скотомогильника. Этой позиции придерживается Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2010 года, утверждённом Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05.09.2010 года. Доводы истца об отсутствии ответственных лиц за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника № не основаны на действующем законодательстве и не подлежат удовлетворению.

В судебном заседании 16 февраля 2011 года представитель ответчика Зырянова *.*. против уточненных исковых требований прокурора в Правительству Ивановской области не возражала.

Ответчик Администрация Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области исковые требования не признал, представили письменный отзыв по иску, в котором указали, что требования прокуратуры по вышеуказанному вопросу необоснованны и не подлежат удовлетворению. Считают себя ненадлежащим ответчиком.

В судебном заседании 16 февраля 2011 года представитель ответчика Лоскутов *.*. против уточненных исковых требований прокурора также не возражал.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ивановской области в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменный отзыв, в котором указали, что исковые требования прокурора не признают и считают себя ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Федерального казначейства по Ивановской области также в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменный отзыв, в котором указали, что исковые требования прокурора не признают, поскольку никаких обязательств в данной сфере не имеют, и считают себя
ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица по делу ГУ Ивановской области «Савинская станция по борьбе с болезнями животных» Желобанова *.*. в судебном заседании уточненные требования прокурора поддержала и пояснила, что очаги сибирской язвы зарегистрированы, места захоронения являются реальностью. По их службе ведётся учёт, скотомогильник нужно огородить. Площадь скотомогильника у <адрес> очень большая 2 га, надлежащее ограждение в настоящее время отсутствует.

Представитель третьего лица по делу Департамента государственного контроля Ивановской области в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменный отзыв, в котором указали, что исковые требования прокурора в целом поддерживают, однако считают, что Правительство Ивановской области является ненадлежащим ответчиком, а со стороны администрации Савинского муниципального района имеется злоупотребление правом в части непринятия мер по принятию на учёт (включению в муниципальную собственность) бесхозяйного объекта- сибиреязвенного скотомогильника №.

Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.

Наряду с этим, в соответствии с ч.1 ст. 72 Конституции РФ, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Исходя из этого, правовое регулирование вышеуказанного закона не может быть распространено на оборудование и содержание сибиреязвенных скотомогильников администрациями муниципальных районов, а оборудование и содержание сибиреязвенного скотомогильника при указанных в заявлении обстоятельствах не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального района в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 5 и 6 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст. 2 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу пп.49 п.2 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счёт средств бюджета субъекта РФ, относится Решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно пп. «ц» п.2 ст. 26.11 ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ, в собственности субъекта российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект РФ.

Суд соглашается с доводом истца, что возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

Согласно п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Главным государственным инспектором РФ 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

В силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

В соответствии с п.7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 года № 56, организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений:

проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва»;

принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы;

обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).

В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиками, что на территории Савинского муниципального района Ивановской области имеется сибиреязвенный скотомогильник №, находящийся за <адрес>, влево от дороги <данные изъяты>, в 5 км. от <адрес>, общей площадью 20000 кв.м.

Данное обстоятельство подтверждается также материалами дела, а именно ветеринарно-санитарной карточкой на скотомогильник (л.д.52-57).

Актом проверки от 21 сентября 2010 года ГУ Ивановской области «Савинская районная станция по борьбе с болезнями животных» установлено, что сибиреязвенный скотомогильник № у <адрес> занимает площадь 20000 кв.м. По периметру скотомогильник оканавлен, однако не огражден (л.д.10).

В соответствии с п.п.5.6 п. 5 Ветеринарно-санитарных правил сбора, уничтожения, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 г. № 13-17-2/ 469 территорию скотомогильника (биотермической ямы) ограждают глухим забором высотой не менее 2 метров.

Согласно пункта 4.1 Санитарных правил СП 3.1.089-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.1320-96, сибиреязвенные скотомогильники должны быть ограничены канавами (по всему периметру), обнесены изгородью, исключающей случайный доступ людей и животных, и обозначены табличками с надписью «сибирская язва».

Вышеуказанные Правила обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации государственными органами, предприятиями и иными хозяйственными субъектами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, независимо от их подчинения и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Суд также учитывает, что сибирская язва- это особо опасная инфекционная болезнь животных и человека. Контаминированные сибиреязвенными спорами участки почвы и другие объекты внешней среды длительное время являются резервуарами и факторами передачи возбудителя инфекции. Заражение человека возможно при контакте с контаминированной почвой, а также аспирационными и трансмиссивным путями.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд считает необходимыми мерами защиты окружающей среды и населения в данном случае - это возведение по периметру скотомогильника глухого забора, высотой не менее 2-х метров.

Установление ограждения сибиреязвенного скотомогильника № у <адрес> путём ограждения этого скотомогильника глухим забором высотой не менее 2-х метров соответствует требованиям действующего законодательства, а именно: Ветеринарно-санитарным правилам сбора, уничтожения, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 01.12.1995 г. № 13-17-2/469; Санитарным правилам СП 3.1.089-96 и Ветеринарным правилам ВП 13.3.1320-96.

Судом также установлено, что скотомогильник представляет опасность для окружающей среды и населения путём распространения инфекции- сибирской язвы, что может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации, понятие которой дано в ст. 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которой чрезвычайная ситуация - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории Савинского муниципального района мест захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы, в частности скотомогильника № у <адрес>.

Доказательств того, что передавались полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, для осуществления государственных полномочий по оборудованию и содержанию скотомогильников муниципальным образованиям Савинский муниципальный район и Савинское сельское поселение суду не предоставлено.

Соответственно не может быть возложено бремя содержания на Савинский муниципальный район и Савинское сельское поселение не принадлежащего им и не находящегося в их ведении имущества.

Частью 1 ст.322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

Поскольку Законом не установлена обязанность (ответственность) Савинского муниципального района Ивановской области и Савинского сельского поселения по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений, то администрация Савинского муниципального района и администрация Савинского сельского поселения не могут нести солидарную обязанность (ответственность).

Поскольку на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые и введённые в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999г. “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона).

Пунктом 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 №56, введённых в действие с 30.06.2010г., прямо установлено, что организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 1.2 вышеуказанных Правил, предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для выполнения на всей территории Российской Федерации государственными органами, предприятиями и иными хозяйственными субъектами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Ивановской области образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Структура исполнительных органов государственной власти Ивановской области определяется Губернатором Ивановской области в соответствии с Уставом.

В силу ст.59 Закона Ивановской области от 18.02.2009 N 20-ОЗ “Устав Ивановской области“ Правительство Ивановской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Ивановской области.

Таким образом, обязанность по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то есть Правительства Ивановской области.

В соответствии со ст. 11 ГК РФ и ст. 12 ГК РФ защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом, в частности, путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.

На основании вышеизложенного суд находит исковые требования природоохранного прокурора к Правительству Ивановской области об обязании их привести в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сибиреязвенный скотомогильник № законными и обоснованными.

В остальной части, исковые требования прокурора к другим ответчикам, удовлетворению не подлежат по указанным в решении основаниям.

Согласно п.19 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить частично.

Обязать Правительство Ивановской области привести в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сибиреязвенный скотомогильник №, расположенный у <адрес>, а именно: установить ограждения по всему периметру сибиреязвенного скотомогильника, исключающие случайный доступ людей и животных, путём ограждения его глухим забором высотой не менее 2-х метров.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Савинский районный суд в течение 10 суток со дня составления в окончательной форме.

Мотивированное Решение составлено 21 февраля 2011 года.

Судья Чипига *.*.