Решения районных судов

Об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение. Решение от 14 марта 2011 года № 2-385/11. Иркутская область.

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ореховой *.*., при секретаре Шведовой *.*.,

при участии истца Леснеевой *.*.,

представителя ответчика - администрации Слюдянского городского поселения Игонина *.*. по доверенности от 10 июля 2009 года сроком действия три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-385/11 по иску Леснеевой *.*. к администрации Слюдянского городского поселения об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение,

Установил:

В обоснование иска Леснеева *.*. указала, что проживает в жилом помещении по адресу: “АДРЕС“, общей площадью 28,4 кв.м, с составом семьи из 9 человек. Собственником данного жилого помещения является ФИО2.

Она (истица) является инвалидом “ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ“. В связи с чем
имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».

Указанное заболевание также подпадает под действие Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

На учете Администрации города Слюдянка как нуждающаяся в улучшении жилищных условий она состоит со 2 февраля 1994 года, в списке первоочередного предоставления жилья под № ***.

В соответствии с положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ей, как инвалиду,страдающему “ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ“, может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза).

Постановлением Администрации Слюдянского городского поселения от 31 октября 2007 года № *** установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 14 кв.м. общей площади на одного человека.

Таким образом, она (истец) имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 28 кв.м.

На основании изложенного, с учетом положений статьи 40 Конституции РФ, статей 49, 50, 51, 52, 57 Жилищного кодекса РФ, истица просила обязать Администрацию города Слюдянка предоставить во внеочередном порядке жилое помещение в городе Слюдянка, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное, применительно к условиям города Слюдянка, общей площадью не менее 28 квадратных метров.

В судебном заседании Леснеева *.*. настаивала на принятии решения по заявленному требованию, на основании вышеуказанных
доводов и оснований.

Истица пояснила, что она неоднократно обращалась в администрацию Слюдянского городского поселения о предоставлении ей, как инвалиду, жилого помещения соответствующего размера, так как 16 лет состоит на первоочередном учете; предъявляла необходимые медицинские документы. Однако по непонятным причинам ей в настоящее время отказывают в предоставлении жилого помещения. Администрация ей не разъяснила наличие права на внеочередное получение жилого помещения в связи с наличием заболевания (“ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ“).

Представитель администрации Слюдянского городского поселения Игонин *.*. исковые требования не признал и пояснил, что Леснеева *.*. действительно с 1994 года состоит в первоочередном списке как инвалид “ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ“. Истица не обращалась в администрацию района и не встала на учет как имеющая заболевание “ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ“. В связи с чем у нее нет право на получение жилой помещения по внеочередному списку.

Кроме того, полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильем, вставших на учет до 1 января 2005 года, переданы субъектам РФ. В связи с чем данная обязанность возложена на правительство Иркутской области.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека.

Статья 40 Конституции РФ провозглашает право граждан на жилище, при этом устанавливает, что государство берет на себя обязательство по обеспечению жильем таких категорий граждан, как малоимущих и иных указанных в законе граждан.

“ДАТА“ был введен в действие Жилищный кодекс РФ, который Определил, что в соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов,
а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (статья 5 ЖК РФ).

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (статья 14 часть 1 пункт 3 ЖК РФ).

Пунктом 6 части 1 статьи 10 Устава Слюдянского муниципального образования, городское поселение определено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Статья 10 ЖК РФ определяет, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В числе лиц, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, законодатель Определил такую категорию граждан, как нуждающиеся в жилых помещениях.

В соответствии со статьей 51 частью 1 пунктом 4 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире,
занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении должны присутствовать обстоятельства:

в квартире проживают несколько семей;

в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;

проживание с этими больными в одной квартире невозможно;

-у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378. В этом Перечне указано такое заболевание, как “ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ“.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч.1 ст. 57 ЖК РФ).

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ Перечне (п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ).

Согласно медицинскому заключению врачебной комиссии № *** от 10 марта 2011 года, выданному МУЗ «Слюдянская центральная районная больница», Леснеевой *.*. поставлен диагноз - А 15.

Из Справки серии МСЭ -2007 № *** от 1 апреля 2009 года, Леснеевой *.*. установлена “ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ“ группа инвалидности повторно на основании Акта освидетельствования в Федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы по “АДРЕС“ от 1 апреля 2009
года за № ***. Инвалидность установлена по общему заболеванию, бессрочно. Рекомендовано наблюдение у аллерголога, фтизиатра, медикаментозное лечение.

Позицию ответчика, полагавшего, что исковые требования Леснеевой *.*. не могут быть удовлетворены, поскольку она не состоит в списке на внеочередное получение жилого помещения, суд находит несостоятельной по следующим основаниям.

Из справки, выданной главным специалистом ЖКО администрации г.Слюдянка от 28 февраля 2005 года за № *** следует, что Леснеева *.*. состоит в списках на улучшение жилищных условий со с2 февраля 1994 года. по состоянию на 1 марта 2005 года номер ее общей очереди - 314, номер первоочередного получения жилья - 157.

Согласно постановлению мэра Слюдянского района от 4 мая 1994 года № *** «О постановке на учет на улучшение жилищных условий», Ускова (Леснеева) *.*. внесена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Факт смены фамилии истца с «Усковой» на «Леснееву» подтвержден свидетельством о заключении брака (серия 1-СТ № *** от “ДАТА“).

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года за N 199-ФЗ, вступившего в силу 31 декабря 2004 года) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 28.2 вышеуказанного закона (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года
за N 199-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2005 года) определяет, что полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 17 ФЗ № 181 от 24 ноября 1995 года).

На основании вышеуказанного закона личное дело Леснеевой *.*. было передано администрацией Слюдянского городского поселения в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Слюдянскому району для включения ее в областную льготную очередь в целях реализации данным лицом права на получение мер социальной поддержки (получение жилого помещения). Это следует из ответа главы Слюдянского муниципального образования ФИО1 от 12 ноября 2010 года за № *** на имя уполномоченного по правам человека в Иркутской области.

Вместе с тем, из Служебной записки заместителя министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 24 августа 2010 года за № *** следует, что учетное дело Леснеевой *.*. было возвращено в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Слюдянскому району. Основанием явилось то обстоятельство, что на момент передачи персональных данных Леснеевой *.*., поставленной на учет в качестве инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, данный гражданин на момент постановки на учет- 2 февраля 1994 года- имел инвалидность “ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ“. Вместе с тем, указало Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области,
с учетом пункта 21 подпункта д) Решения Иркутского областного Совета народных депутатов от 1 апреля 1991 года № 180 «Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Иркутской области», жилое помещение во внеочередном порядке предоставляется инвалидам труда I и II групп.

Ссылку на вышеуказанную норму права суд находит несостоятельной, поскольку Решение от 01 апреля 1991 года N 180 утратило силу в связи с изданием Постановления Губернатора Иркутской области от 28 декабря 2006 года N 558-п “О признании утратившими силу некоторых правовых актов Иркутской области“. Иной нормативный акт, регламентирующий порядок предоставления жилых помещений гражданам данной категории, правительством Иркутской области не принят.

Таким образом, судом установлено, что на 1 января 2005 года Леснеева *.*. по данным органа местного самоуправления - администрации Слюдянского городского поселения - значилась в списке граждан, нуждающейся в жилом помещении, как инвалид “ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ“.

Тот факт, что истице с 2006 года установлена “ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ“ инвалидности, подтверждается Выпиской из Акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом (серия МСЭ-2006 № *** от 22 марта 2006 года).

1 марта 2005 года вступил в силу Жилищный кодекс РФ, который отнес к ведению органов местного самоуправления в том числе вопрос постановки на учет граждан, нуждающихся в жилье.

Истец Леснеева *.*. добросовестно полагала о наличии у нее права на жилое помещение, как состоящая в списке нуждающихся на улучшение жилищных условий, в том числе “ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ“.

Однако администрацией Слюдянского городского поселения гражданину не были предоставлены разъяснения по изменению в федеральном законодательстве, в соответствии с которым Леснеевой *.*. необходимо было заявить свое право на получение жилого помещения во внеочередном порядке.
Обратного суду ответчиком не представлено.

Таким образом, несмотря на то, что Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, государством переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, суд находит, что с учетом баланса интересов гражданина с одной стороны, и органов власти местного самоуправления с другой стороны, орган местного самоуправления - администрация Слюдянского городского поселения - обязана была совершить действия по постановке гражданки Леснеевой *.*. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, во внеочередном порядке, с дальнейшей передачей учетного дела в соответствии с требованиями федерального закона № 181-ФЗ, в соответствующие органы.

Наличие у истца права на признание ее нуждающейся во внеочередном порядке в жилом помещении подтверждены следующими письменными доказательствами.

Согласно медицинскому заключению врачебной комиссии № *** от 10 марта 2011 года, Леснеева *.*. по состоянию здоровья (диагноз “ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ“) имеет право на льготное получение жилой площади.

Леснеева *.*. значится зарегистрированной по месту жительства: “АДРЕС“. В квартире также значатся зарегистрированными еще 8 человек; собственник жилого помещения- ФИО2 (справка № *** МУП “ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ“ от 31 января 2011 года). За Леснеевой *.*. приватизированного жилья и частного домовладения не числится (справка “ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ“ центра технической инвентаризации от 10 марта 2011 года за № ***). Администрацией Слюдянского городского поселения с Леснеевой *.*. договор социального найма на жилое помещение не заключался (справка Слюдянского городского поселения от 11 марта 2011 года за № ***).

Среднедушевой доход семьи Леснеевой *.*. составляет 2 182, 36 рублей (справка Управление министерства
социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Слюдянскому району от 4 февраля 2011 года).

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 17 ФЗ N 181).

Постановлением Администрации Слюдянского городского поселения от 31 октября 2007 года № *** установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 14 кв.м. общей площади на одного человека. Таким образом, Леснеева *.*. имеет право на получение жилого помещения общей площадью не менее 28 кв.м.

В соответствии со ст. 196 части 3 ГПК РФ суд принимает Решение по заявленным истцом требованиям.

Однако исходя из характера заявленного спора, с учетом того обстоятельства, что иск заявлен гражданином-инвалидом “ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ“, ответчиком по делу проходит орган власти местного самоуправления, суд находит необходимым для защиты прав и охраняемых интересов гражданки Леснеевой *.*., с учетом положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, ее требования рассматривать как требование - обязать администрацию Слюдянского городского поселения поставить истца во внеочередной список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с дальнейшей передачей дела в соответствующий орган для решения вопроса о предоставлении жилого помещения в городе Слюдянка, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенного, применительно к условиям города Слюдянка, общей площадью не менее 28 кв.м.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление Леснеевой *.*. удовлетворить.

Обязать администрацию Слюдянского городского поселения Слюдянского района Иркутской области поставить Леснееву *.*. во внеочередной список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, передать учетное дело Леснеевой *.*. в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Слюдянскому району для решения вопроса о предоставлении жилого помещения в городе Слюдянка, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенного, применительно к условиям города Слюдянка, общей площадью не менее 28 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение десяти дней.

Судья: