Решения районных судов

По делу № 2-72/2011 от 24.03.2011 года. Решение от 24 марта 2011 года № 2-72/2011. Вологодская область.

Верховажский районный суд Вологодской области

в составе председательствующего судьи Лукинского *.*. ,

с участием: прокурора Верховажского района Соловьёвой *.*. ,

представителя ответчика Соколовой *.*. ;

при секретаре Твориловой *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верховажского района к администрации Верховажского сельского поселения о понуждении к организации стационарного электроосвещения,

Установил:

прокурор Верховажского района, в интересах неопределённого круга лиц обратившись в суд с иском, просил обязать Администрацию Верховажского сельского поселения организовать стационарное электроосвещение автомобильных дорог (улиц) с. Верховажье Вологодской области в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» и ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования».

В обоснование иска указано, что в силу ч. 1 ст. 29 Устава сельского поселения Верховажское (в редакции решения Совета поселения от 07.06.2010 года № 28) Администрация поселения является постоянно действующим исполнительно–распорядительным органом местного самоуправления поселения наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.5, 21 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и организация освещения улиц.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, исходя из п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», является полномочием органов местного самоуправления.



Под дорожной деятельностью, как следует из п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, понимается, в частности, деятельность по содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в силу п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно положениям п. 4.6 Государственного стандарта РФ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», который распространяется на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов, включение наружных осветительных установок следует производить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 люкс, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 люкс. Аналогичная норма содержится в п. 4.6.1.13 Государственного стандарта РФ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования. ГОСТ Р 52766-2007».

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что включение наружного освещения улиц в с. Верховажье не производится начиная с 28.02.2011, о чем свидетельствуют акты выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 28.02.2011 и от 01.03.2011, составленные ОГИБДД ОВД по Верховажскому району.

Бездействие Администрации сельского поселения Верховажское, выраженное в непринятии мер по организации стационарного электроосвещения улично-дорожной сети с. Верховажье, грубо нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку несоблюдение действующих правил, стандартов и норм при содержании автомобильных дорог делает невозможным надлежащее обеспечение безопасности дорожного движения, создавая предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий, угрожающих жизни и здоровью людей.

В судебном заседании прокурор района Соловьёва *.*. исковые требования поддержала, дала показания аналогичные содержанию установочной части.

Представитель ответчика Соколова *.*. исковые требования признала частично, указав, что освещение улиц в с. Верховажье отключено, бюджет поселения дотационный, деньги на освещение улиц не перечисляются.

Свидетель *.*. пояснил, что работает ИДПС ГАИ ОВД по Верховажскому району. Улицы с. Верховажье не освещаются в тёмное время суток, что является одной из причин ДТП, происходящих на улицах в темное время суток. Он выносил предписание главе администрации Верховажского сельского поселения, но освещение не включается до настоящего времени.

Свидетель *.*. пояснил, что работает ИДПС ГАИ ОВД по Верховажскому району. 01.03.2011 года в 21 час он составил акт об отсутствии уличного освещения в с. Верховажье.



Свидетель *.*. пояснила, что была свидетелем при выявлении сотрудниками ДПС недостатков в освещении улиц в с. Верховажье в 22 часа 01.03.2011 года. Освещение улиц действительно отсутствовало.

Свидетель *.*. пояснил, что был понятым при составлении акта об отсутствии освещения у в с. Верховажье в 21 час 28.02.2011 года. Освещение улицы действительно отсутствовало. Освещение улиц в тёмное время суток отсутствует по настоящее время.

Свидетели *.*. и *.*. пояснили, что были свидетелями при выявлении сотрудниками ДПС недостатков в освещении улиц в с. Верховажье в 19 часов 01 марта 2011 года. Освещение улиц действительно отсутствовало. Освещение улиц в тёмное время суток отсутствует по настоящее время.

Заслушав объяснения сторон, допросив свидетелей и исследовав представленные в гражданское дело материалы, суд находит исковые требования прокурора Верховажского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствие с ч.1 ст.29 Устава сельского поселения Верховажское - Администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования и наделяется в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Этот же принцип закреплён в п.5 ч.1 ст.4 Устава Верховажского сельского поселения.

Как следует из ч.2 ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Свидетели *.*. , *.*. , *.*. , *.*. *.*. , *.*. суду показали, что 28.02.2011 года и 01.03.2011 года в 19 часов, 22 часа освещение улиц в с. Верховажье было отключено. Кроме того они пояснили, что уличное освещение не включается на улицах в течение всего темного времени суток и по настоящее время.

Пунктами 4.6.1 и 4.6.4 государственного стандарта РФ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», который распространяется на все дороги и улицы городов и других населённых пунктов, установлено, что включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещённости до 20 люкс, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещённости до 10 люкс.

Помимо этих требований пунктом 4.6.1.1 национального стандарта РФ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования. ГОСТ Р 52766-2007» дополнительно установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в тёмное время суток.

Ссылки представителя ответчика на отсутствие денежных средств в бюджете Верховажского сельского поселения как на основание допускаемых нарушений требований ГОСТа при освещении улиц с. Верховажье во внимание судом приняты быть не могут.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

обязать администрацию Верховажского сельского поселения организовать наружное освещение улиц с. Верховажье в соответствии с требованиями государственного стандарта Российской Федерации «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93» и национального стандарта Российской Федерации «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования. ГОСТ Р 52766-2007».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд в течение десяти суток с момента вручения копии решения суда, с подачей кассационной жалобы через Верховажский районный суд.

Судья Лукинский *.*.