Решения районных судов

О признании Положения об администрации сельского поселения противоречащим закону в части. Решение от 24 марта 2011 года № 2-171/2011. Воронежская область.

Таловский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего - судьи Кондратьева М.В.,

при секретаре Швабриной М.Е.,

с участием помощника прокурора Шахламазова А.О.,

главы Вязовского сельского поселения Таловского муниципального района - Бойкова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Таловского района Воронежской области о признании Положения об администрации Вязовского сельского поселения Таловского муниципального района, утвержденного Решением Совета народных депутатов Вязовского сельского поселения №21 от 15.05.2006 года, противоречащим закону и недействующим в части,

Установил:

Прокурор Таловского района Воронежской области обратился в суд с заявлением, в котором указал, что Решением Совета народных депутатов Вязовского сельского поселения Таловского муниципального района от 15.05.2006 года №21 утверждено Положение об администрации Вязовского сельского поселения Таловского муниципального района. Данный нормативно-правовой акт обнародован путем размещения на информационных щитах в общественных местах. В соответствии с пп. 18 п. 2.4 Положения главе администрации Вязовского сельского поселения предоставлено полномочие по организации и осуществлению экологического контроля Вязовского сельского поселения. Данная норма является коррупциогенным фактором, противоречащим требованиям действующего законодательства. Согласно ст. 64 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» в Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды, т.е. государственный, производственный и общественный экологический контроль. Муниципальный экологический контроль действующим законодательством не предусмотрен. В соответствии с п.4 ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовый акты не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и иным нормативным правовым актам РФ, субъектов РФ. Сопоставление пп. 18 п. 2.4 Положения с федеральными нормами показывает, что при принятии данного пункта представительным органом местного самоуправления неправомерно расширен круг полномочий главы администрации Вязовского сельского поселения, в частности, организация и проведение экологического контроля Вязовского сельского поселения. В соответствии с пп. «д» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов принятие нормативно-правового акта за пределами компетенции является коррупциогенным фактором. Также в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. А в соответствии со ст.3 того же закона одним из основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц. Учитывая, что пп. 18 п. 2.4 Положения противоречит требованиям действующего законодательства, что возможно приведет к незаконному вмешательству в деятельность хозяйствующих субъектов различных форм собственности, просил признать пп. 18 п. 2.4 Положения об администрации Вязовского сельского поселения Таловского муниципального района, утвержденного Решением Совета народных депутатов Вязовского сельского поселения №21 от 15.05.2006 года, недействующим в части наделения главы администрации Вязовского сельского поселения полномочиями по организации и осуществлению экологического контроля, противоречащим Федеральному закону № 7-ФЗ от 10.01.2002 года, Федеральному закону № 294-ФЗ от 26.12.2008 и содержащий коррупциогенный фактор.

В судебном заседании помощник прокурора Шахламазов А.О. подтвердил суду фактические обстоятельства, изложенные в заявлении, исковые требования поддержал, просил суд признать пп. 18 п. 2.4 Положения об администрации Вязовского сельского поселения, утвержденного Решением Совета народных депутатов Вязовского сельского поселения Таловского муниципального района, недействующим в части наделения главы администрации Вязовского сельского поселения полномочиями по организации и осуществлению экологического контроля, противоречащим Федеральному закону № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», Федеральному закону № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и содержащий коррупциогенный фактор.

В судебном заседании глава Вязовского сельского поселения Бойков А.В. не возражал против заявленных требований, суду пояснил, что на ближайшей сессии Совета народных депутатов будет решаться вопрос о внесении изменений в Положение об администрации Вязовского сельского поселения с целью приведения его в соответствие с действующим законодательством.

Суд, выслушав прокурора, главу Вязовского сельского поселения, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, нашел заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Пунктом 2.4 Положения об администрации Вязовского сельского поселения определены полномочия главы Вязовского сельского поселения. Подпунктом 18 пункта 2.4 Положения главе указанного сельского поселения предоставлено право на организацию и осуществление экологического контроля Вязовского сельского поселения (л.д.11).

Согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» под контролем в области охраны окружающей среды (экологический контроль) понимается система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

На основании статьи 64 указанного Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

До внесения изменений в ст. 64 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в числе иных видов экологического контроля закон называл муниципальный экологический контроль, проводимый органами местного самоуправления. В результате принятия Федерального закона от 24 июня 2008 г. № 93-ФЗ «О внесении изменения в статью 64 Федерального закона «Об охране окружающей среды» муниципальный экологический контроль был исключен из перечня видов экологического контроля, осуществляемых в РФ. Таким образом, право органов местного самоуправления на осуществление муниципального экологического контроля на территории муниципального образования, ныне действующей редакцией Федерального закона № 7-ФЗ, не предусмотрено.



Согласно ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проведение муниципального экологического контроля, так же, не относится к вопросам местного значения.

В соответствии с п. 4 ст. 7 указанного закона муниципальные правовые акты, к каковым относится и Положение об администрации сельского поселения, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст.3 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» одним из основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц. И, как верно сослался прокурор в своем заявлении, наделение главы администрации Вязовского сельского поселения полномочиями по организации и осуществлению экологического контроля, может привести к незаконному вмешательству в деятельность хозяйствующих субъектов различных форм собственности на территории поселения.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, с учетом совокупности исследованных судом доказательств по делу, суд находит подпункт 18 пункта 2.4 Положения об администрации Вязовского сельского поселения, утвержденного Решением Совета народных депутатов Вязовского сельского поселения Таловского муниципального района, противоречащим со дня его принятия статье 64 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года, имеющим большую юридическую силу, а требования прокурора Таловского района подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, ч.2 ст.253 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать подпункт 18 пункта 2.4 Положения об администрации Вязовского сельского поселения Таловского муниципального района, утвержденного Решением Совета народных депутатов Вязовского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области №21 от 15.05.2006 года, противоречащим статье 64 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» и п.4 ст.3 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и недействующим со дня его принятия в части наделения главы администрации Вязовского сельского поселения полномочиями по организации и осуществлению экологического контроля.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней.

Председательствующий