Об обязании разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Решение от 09 марта 2011 года № 2-1807/11. Волгоградская область.
Центральный районный суд гор. Волгограда в составе:председательствующего судьи Гантимурова *.*.,
при секретаре Головко *.*.,
с участием:
представителя истца – по доверенности Черевчиной *.*.,
представителя ответчика – по доверенности Дремова *.*.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда гор. Волгограда гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ к ОАО «РИТЭК» о понуждении разработать и представить для утверждения в орган исполнительной власти субъекта РФ проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения базы отдыха «Нефтяник»,
Установил:
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ к ОАО «РИТЭК» о понуждении разработать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения базы отдыха...» - двух скважин... и... с расчетным водопотреблением 27,1 м3/сут, расположенных... в...... и представить данный проект для утверждения в орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих исковых требований прокурор указал, что проведенной Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части водообеспечения жизнедеятельности отдыхающих на базе отдыха «... База отдыха ТПП «...», расположена в... в... Волгоградской области на земельном участке площадью 6.8 гектар, предоставленном Постановлением Администрации... от ДД.ММ.ГГГГ......» в бессрочное пользование. Данный участок используется для рекреационных целей, в связи с чем на нем возведены строения и организована база отдыха «...». Для осуществления питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения базы отдыха используются две эксплуатационные на воду скважины... и... (резервная). Скважины являются источником централизованного водоснабжения всей базы отдыха, через систему водопровода вода после очистки на очистных сооружениях подается в жилые и служебные помещения. Первоначальное право пользования недрами на лицензионном участке предоставлено...-...» на основании совместного решения Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по... и Главы администрации... (... ДД.ММ.ГГГГ). Географические координаты центра лицензионного участка составляют:.... В вертикальном разрезе участок недр ограничен глубиной залегания среднечетвертичного современного аллювиального горизонта. Статус участка недр - горный отвод. Код водного объекта - КАС ВОЛГА. В связи с реорганизацией юридического лица - пользователь недр...», в последующем филиал...». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на 25-летний срок эксплуатации утверждены балансовые эксплуатационные запасы питьевых подземных вод водоносного среднечетвертичного современного аллювиального горизонта на участке базы отдыха «...» с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения при условии водоподготовки по категории «В» в количестве 27,1 м3/сут. При визуальном обследовании скважин установлено, что они находятся на огороженной и охраняемой территории базы отдыха, собственного ограждения не имеют. Оголовки выполнены в виде железобетонных и кирпичных конструкций колодезного типа с железными крышками, устроенными на искусственных возвышениях над рельефом местности (от бурения и тампонажа скважин) и покрытыми травянистой растительностью. Вместе с тем, как установлено проверкой, ОАО «... не выполняются требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства: отсутствует проект зоны санитарной охраны подземного источника питьевого водоснабжения, а также санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Не соблюдением ОАО «...» указанных требований нарушаются права потребителей услуг водоснабжения - отдыхающих базы отдыха и обслуживающего персонала, а также права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, временно находящихся на указанной территории (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться), то есть субъектов, персонифицировать которых невозможно.
В судебном заседании представитель истца – по доверенности Черевчина *.*. исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика – по доверенности Дремов *.*. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований. При этом просил определить срок исполнения заявленных требований равным шести месяцам.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по... в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление, в котором поддержал исковые требования прокурора и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды... в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был извещен своевременно и надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не представил.
Суд, выслушав участников, исследовав представленные доказательства и материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части водообеспечения жизнедеятельности отдыхающих на базе отдыха «Нефтяник».
База отдыха ТПП «Волгограднефтегаз» - филиала ОАО «РИТЭК» «Нефтяник», расположена в... в... Волгоградской области на земельном участке площадью 6.8 гектар, предоставленном Постановлением Администрации... от ДД.ММ.ГГГГ......» в бессрочное пользование.
Данный участок используется для рекреационных целей, в связи с чем на нем возведены строения и организована база отдыха «...».
Для осуществления питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения базы отдыха используются две эксплуатационные на воду скважины... и... (резервная). Скважины являются источником централизованного водоснабжения всей базы отдыха, через систему водопровода вода после очистки на очистных сооружениях подается в жилые и служебные помещения.
Первоначальное право пользования недрами на лицензионном участке предоставлено...» на основании совместного решения Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по... и Главы администрации... (..., зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ). Географические координаты центра лицензионного участка составляют:... В вертикальном разрезе участок недр ограничен глубиной залегания среднечетвертичного современного аллювиального горизонта. Статус участка недр - горный отвод. Код водного объекта - КАС ВОЛГА.
В связи с реорганизацией юридического лица - пользователь недр...», в последующем филиал...».
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на 25-летний срок эксплуатации утверждены балансовые эксплуатационные запасы питьевых подземных вод водоносного среднечетвертичного современного аллювиального горизонта на участке базы отдыха «...» с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения при условии водоподготовки по категории «В» в количестве 27,1 м3/сут (протокол ТКЗ Волгограднедра от ДД.ММ.ГГГГ...).
При визуальном обследовании скважин установлено, что они находятся на огороженной и охраняемой территории базы отдыха, собственного ограждения не имеют. Оголовки выполнены в виде железобетонных и кирпичных конструкций колодезного типа с железными крышками, устроенными на искусственных возвышениях над рельефом местности (от бурения и тампонажа скважин) и покрытыми травянистой растительностью.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», окружающая среда — совокупность компонентов природной среды (куда помимо земли, почвы, воды, атмосферного воздуха, растительного, животного мира, входят и недра), обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Согласно требований ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу п. 3 ст. 43 Водного кодекса РФ № 74-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и переработке минерального сырья.
Исходя из положений ст. 23 данного Закона к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся: охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку (пункт 7); предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 11).
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ... утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02». Указанные СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Пунктом 1.4 приведенных СанПиН определено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источн целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Санитарные мероприятия должны выполняться, согласно п. 1.15. указанного СанПиН в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, а в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Согласно п. 3.2.1.1 СанПиН, территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Не допускается водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды (п. 3.2.1.2 СанПиН).
Пункт 1.6 СанПиН предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
В соответствии с пунктом 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02 в состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно ст. 18 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Органом исполнительной власти субъекта РФ на территории Волгоградской области, который утверждает проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам, является Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области.
В соответствии со ст. 39 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Между тем, указанные требования ОАО «РИТЭК» не выполняются, поскольку отсутствует проект зоны санитарной охраны подземного источника питьевого водоснабжения, а также санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Не соблюдением ОАО «РИТЭК» приведенных требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нарушаются права потребителей услуг водоснабжения - отдыхающих базы отдыха и обслуживающего персонала, а также права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, временно находящихся на указанной территории, то есть субъектов, персонифицировать которых невозможно.
При таких обстоятельствах исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора о понуждении ОАО «РИТЭК» разработать и представить для утверждения в орган исполнительной власти субъекта РФ проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения базы отдыха «Нефтяник» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого Решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, суд учитывает большую трудоемкость работ и значительность временных затрат на разработку и утверждение указанного проекта, а потому считает необходимым определить данный срок равным шести месяцам со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Так как в силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, освобожден от обязанности по уплате судебных расходов, поэтому, вследствие полного удовлетворения судом его исковых требований, государственная пошлина в размере 4 000 руб., определенном в соответствие с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Решил:
Исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ к ОАО «РИТЭК» удовлетворить.
Обязать ОАО «РИТЭК» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения базы отдыха «Нефтяник» - двух скважин... и... с расчетным водопотреблением 27,1 м3/сут, расположенных в... в... (географические координаты:....) и представить данный проект для утверждения в орган исполнительной власти субъекта РФ.
Взыскать с ОАО «РИТЭК» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 4 000 руб.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд гор. Волгограда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 09 марта 2011 года.
Судья: *.*. Гантимуров