Решения районных судов

Об обязании разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Решение от 09 марта 2011 года № 2-1807/11. Волгоградская область.

Центральный районный суд гор. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Гантимурова *.*.,

при секретаре Головко *.*.,

с участием:

представителя истца – по доверенности Черевчиной *.*.,

представителя ответчика – по доверенности Дремова *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда гор. Волгограда гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ к ОАО «РИТЭК» о понуждении разработать и представить для утверждения в орган исполнительной власти субъекта РФ проект зоны санитарной ох­раны источников питьевого водоснабжения базы отды­ха «Нефтяник»,

Установил:

Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,
интересов РФ к ОАО «РИТЭК» о понуждении разработать в установленном по­рядке проект зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения базы отдыха...» - двух скважин... и... с расчетным водопотреблением 27,1 м3/сут, расположенных... в...... и представить данный проект для утверждения в орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование своих исковых требований прокурор указал, что проведенной Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части водообеспечения жизнедеятельности отдыхающих на базе отдыха «... База отдыха ТПП «...», распо­ложена в... в... Волгоградской облас­ти на земельном участке площадью 6.8 гектар, предоставленном Постановлением Ад­министрации... от ДД.ММ.ГГГГ......» в бессрочное пользование. Данный участок используется для рекреационных целей, в связи с чем на нем возведены строения и организована база отдыха «...». Для осуществления питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения базы отдыха ис­пользуются две эксплуатационные на воду скважины... и... (резервная). Скважины являются источником централизованного водоснабжения всей базы отдыха, через систему во­допровода вода после очистки на очистных сооружениях подается в жилые и служебные поме­щения. Первоначальное право пользования недрами на лицензионном участке предоставлено...-...» на основании совместного решения Главного управле­ния природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по... и Главы администрации... (... ДД.ММ.ГГГГ). Географические координаты центра лицензионного участка составляют:.... В вертикальном разрезе участок недр ограничен глубиной залегания среднечетвертичного современного аллювиального горизонта. Статус участка недр - гор­ный отвод. Код водного объекта - КАС ВОЛГА. В связи с реорганизацией юридического лица - пользователь недр...», в последующем филиал...». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на 25-летний срок эксплуатации утверждены балансовые эксплуатационные запасы
питьевых подземных вод водоносного среднечетвертичного современного аллювиального горизонта на участке базы отдыха «...» с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения при условии водоподготовки по категории «В» в количестве 27,1 м3/сут. При визуальном обследовании скважин установлено, что они находятся на огороженной и охраняемой территории базы отдыха, собственного ограждения не имеют. Оголовки выпол­нены в виде железобетонных и кирпичных конструкций колодезного типа с железными крыш­ками, устроенными на искусственных возвышениях над рельефом местности (от бурения и тампонажа скважин) и покрытыми травянистой растительностью. Вместе с тем, как установлено проверкой, ОАО «... не вы­полняются требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства: отсутствует проект зоны санитарной охраны подземного источника питьевого во­доснабжения, а также санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитар­ным правилам. Не соблюдением ОАО «...» указанных требований нарушаются права потребителей услуг водоснабжения - отдыхающих базы отдыха и обслуживающего персонала, а также права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, временно находящихся на указанной территории (в связи с чем невозможно опре­деленно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно пере­двигаться), то есть субъектов, персонифицировать которых невозможно.

В судебном заседании представитель истца – по доверенности Черевчина *.*. исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика – по доверенности Дремов *.*. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований. При этом просил определить срок исполнения заявленных требований равным шести месяцам.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по... в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление, в котором поддержал исковые требования прокурора и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Комитета природных ресурсов и охраны
окружающей среды... в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был извещен своевременно и надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не представил.

Суд, выслушав участников, исследовав представленные доказательства и материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части водообеспечения жизнедеятельности отдыхающих на базе отдыха «Нефтяник».

База отдыха ТПП «Волгограднефтегаз» - филиала ОАО «РИТЭК» «Нефтяник», распо­ложена в... в... Волгоградской облас­ти на земельном участке площадью 6.8 гектар, предоставленном Постановлением Ад­министрации... от ДД.ММ.ГГГГ......» в бессрочное пользование.

Данный участок используется для рекреационных целей, в связи с чем на нем возведены строения и организована база отдыха «...».

Для осуществления питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения базы отдыха ис­пользуются две эксплуатационные на воду скважины... и... (резервная). Скважины являются источником централизованного водоснабжения всей базы отдыха, через систему во­допровода вода после очистки на очистных сооружениях подается в жилые и служебные поме­щения.

Первоначальное право пользования недрами на лицензионном участке предоставлено...» на основании совместного решения Главного управле­ния природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по... и Главы администрации... (..., зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ). Географические координаты центра лицензионного участка составляют:... В вертикальном разрезе участок недр ограничен глубиной зале­гания среднечетвертичного современного аллювиального горизонта. Статус участка недр - гор­ный отвод. Код водного объекта - КАС ВОЛГА.

В связи с реорганизацией юридического лица - пользователь недр...», в последующем филиал...».

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на 25-летний срок эксплуатации утверждены балансовые эксплуатационные запасы питьевых подземных вод водоносного среднечетвертичного современного аллювиального горизонта на участке базы отдыха «...» с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения при условии водоподготовки по
категории «В» в количестве 27,1 м3/сут (протокол ТКЗ Волгограднедра от ДД.ММ.ГГГГ...).

При визуальном обследовании скважин установлено, что они находятся на огороженной и охраняемой территории базы отдыха, собственного ограждения не имеют. Оголовки выполнены в виде железобетонных и кирпичных конструкций колодезного типа с железными крыш­ками, устроенными на искусственных возвышениях над рельефом местности (от бурения и тампонажа скважин) и покрытыми травянистой растительностью.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», окружающая среда — совокупность компонентов природной среды (куда помимо земли, почвы, воды, атмосферного воздуха, растительного, животного мира, входят и недра), обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Хозяйствен­ная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду ис­ходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой не­предсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетиче­ского фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Согласно требований ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», юри­дические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и вос­производства природных ресурсов.

В силу п. 3 ст. 43 Водного кодекса РФ № 74-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
ус­танавливается законодательством о недрах.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «О недрах» пользо­ватель недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержден­ных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связан­ных с пользованием недрами, и переработке минерального сырья.

Исходя из положений ст. 23 данного Закона к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся: охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность ме­сторождений или осложняющих их разработку (пункт 7); предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 11).

В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ... утверждены Санитарно-эпидемиологические пра­вила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов пить­евого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02». Указанные СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабже­ния и водопроводов питьевого назначения.

Пунктом 1.4 приведенных СанПиН определено, что ЗСО организуются на всех водопро­водах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхност­ных, так и из подземных источн целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных со­оружений, а также территорий, на которых они расположены.

Санитарные мероприятия должны выполняться, согласно п. 1.15. указанного СанПиН в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, а в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказываю­щих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников
водоснабже­ния.

Согласно п. 3.2.1.1 СанПиН, территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Не допускается водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на каче­ство воды (п. 3.2.1.2 СанПиН).

Пункт 1.6 СанПиН предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и со­ставляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использова­ния территорий трех поясов ЗСО.

В соответствии с пунктом 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02 в состав проекта ЗСО должны вхо­дить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, исполь­зуемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утвержда­ются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитар­но-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Органом исполнительной власти субъекта РФ на территории Волгоградской области, ко­торый утверждает проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, при наличии сани­тарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам, является Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской об­ласти.

В соответствии со ст. 39 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные прави­ла, утвержденные и
введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, упол­номоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюде­ние санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимате­лей и юридических лиц.

Между тем, указанные требования ОАО «РИТЭК» не вы­полняются, поскольку отсутствует проект зоны санитарной охраны подземного источника питьевого во­доснабжения, а также санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитар­ным правилам.

Не соблюдением ОАО «РИТЭК» приведенных требований природоохранного законо­дательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нарушаются права потребителей услуг водоснабжения - отдыхающих базы отдыха и обслуживающего персонала, а также права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, временно находящихся на указанной территории, то есть субъектов, персонифицировать которых невозможно.

При таких обстоятельствах исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора о понуждении ОАО «РИТЭК» разработать и представить для утверждения в орган исполнительной власти субъекта РФ проект зоны санитарной ох­раны источников питьевого водоснабжения базы отды­ха «Нефтяник» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого Решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, суд учитывает большую трудоемкость работ и значительность временных затрат на разработку и утверждение указанного проекта, а потому считает необходимым определить данный срок равным шести месяцам со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются
в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Так как в силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, освобожден от обязанности по уплате судебных расходов, поэтому, вследствие полного удовлетворения судом его исковых требований, государственная пошлина в размере 4 000 руб., определенном в соответствие с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Решил:

Исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ к ОАО «РИТЭК» удовлетворить.

Обязать ОАО «РИТЭК» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать в установленном по­рядке проект зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения базы отдыха «Нефтяник» - двух скважин... и... с расчетным водопотреблением 27,1 м3/сут, расположенных в... в... (географические координаты:....) и представить данный проект для утверждения в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Взыскать с ОАО «РИТЭК» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 4 000 руб.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд гор. Волгограда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 09 марта 2011 года.

Судья: *.*. Гантимуров