Решения районных судов

О признании права на земельную долю. Решение от 14 марта 2011 года № 2-184/2011. Волгоградская область.

Новониколаевский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего федерального судьи – Федорченко *.*.

при секретаре – Сошниковой *.*.

с участием:

истца – старшего помощника прокурора Новониколаевского района Волгоградской области Казакова *.*.

истицы – Пархоменко *.*.

представителя ответчика Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области - Землянского *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению и.о. прокурора Новониколаевского района Волгоградской области Нижникова *.*. в защиту Пархоменко *.*. к Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о признании права на земельную долю,

Установил:

И.о. прокурора Новониколаевского район Волгоградской области Нижников *.*. обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав Пархоменко *.*. к Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области и
просит признать за Пархоменко *.*. право на земельную долю в составе земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в фонде перераспределения земель Новониколаевского района, на территории... в размере, определённом Постановлением администрации Новониколаевского района от... года №... «О выдаче свидетельства на право собственности на землю гражданам Новониколаевского откормсовхоза» -... га.

В судебном заседании прокурор – старший помощник прокурора Новониколаевского муниципального района Волгоградской области Казаков *.*. поддержал исковые требования и пояснил, что прокуратурой Новониколаевского района проведена проверка по обращению Пархоменко *.*. о нарушении законодательства, регулирующего порядок и условия предоставления земельных долей гражданам в период земельной реформы. Установлено, что муж Пархоменко *.*. - Пархоменко *.*. являлся работником откормсовхоза...... года Пархоменко *.*. умер, а... года исключен из штата совхоза. Однако, земельная доля, причитающаяся Пархоменко *.*., в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, ему предоставлена не была, соответствующее свидетельство не выдавалось, что подтверждается информацией Урюпинского отдела Управления Росреестра по Волгоградской области. В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах. В силу п. 6 Указа, коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 года предписано принять Решение о переходе к частной, коллективно - договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местным администрациям поручено обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств
на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право. Согласно п. 2 Указа, решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам. В целях обеспечения прав собственников земельных долей и имущественных паев в сельскохозяйственных коммерческих организациях, а также в целях упорядочения выдачи документов, необходимых для удостоверения прав на земельные доли и имущественные паи и оформления сделок с ними, 01 февраля 1995 года Правительством РФ издано Постановление № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», которым одобрен порядок по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи. В силу п.7 Порядка, право на получение в собственность земельных долей, в том числе, имеют наследники лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли, но умершего к моменту выдачи свидетельства. Реорганизация откормсовхоза... была проведена в соответствии с Постановлением главы администрации Новониколаевского района от... года №.... Свидетельства о праве собственности на землю гражданам откормсовхоза... выданы в соответствии с Постановлением администрации Новониколаевского района от... года №... «О выдаче свидетельства на право собственности на землю гражданам Новониколаевского откормсовхоза», которым также утвержден размер земельного пая по откормсовхозу... -... балла, общей площадью... га. Анализ вышеназванных норм законодательства свидетельствует о том, что до момента смерти Пархоменко *.*. имел право на получение земельной доли и свидетельства о праве собственности на неё. Реорганизация откормсовхоза... была проведена в... году, то есть с нарушением срока, определенного Указом, предписывающего проведение указанных мероприятий в течение... года. В связи с тем, что Пархоменко *.*.
умер ранее, чем была осуществлена реорганизация откормсовхоза... он не был включен в список лиц, имеющих право на получение земельной доли. В нарушение п.7 Порядка, супруга Пархоменко *.*. - Пархоменко *.*., не была включена в список лиц, имеющих право на получение в собственность земельных долей откормсовхоза... как наследница земельной доли своего супруга. В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В соответствии с п. 5 Указа, земельные участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, включались в фонды перераспределения. Таким образом, выделение земельной доли Пархоменко *.*. должно быть произведено администрацией Новониколаевского муниципального района из фонда перераспределения земель Новониколаевского района. Прокурор просит удовлетворить исковые требования, признать за Пархоменко *.*. право на земельную долю в составе земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в фонде перераспределения земель Новониколаевского района, на территории... в размере, определённом Постановлением администрации Новониколаевского района от... года №... «О выдаче свидетельства на право собственности на землю гражданам Новониколаевского откормсовхоза» -... га.

В судебном заседании истица Пархоменко *.*. поддержала исковые требования и пояснила, что её муж Пархоменко *.*. был работником откормсовхоза... когда началась реорганизация сельскохозяйственных предприятий, его включили в первоначальный список на получение земельной доли по откормсовхозу «Новониколаевский», он советовался с ней, как распорядиться своей долей, когда он её получит. Свидетельство на право собственности
на земельную долю муж не получал.... года муж умер, был исключен из штата откормсовхоза, а в... году стали выдавать свидетельства на право собственности на земельные доли, она обращалась к руководству откормсовхоза, но ей пояснили, что её муж вычеркнут из списка лиц, имеющих право на получение земельной доли, в связи с тем, что на дату утверждения списка её муж умер. После смерти мужа в наследство она не вступала, так как никакого наследственного имущества не было, к нотариусу не обращалась, действия руководителей откормсовхоза и Администрации района не обжаловала, обратиться с заявлением к прокурору о защите её прав она Решила после того, как её разыскал фермер из Урюпинского района и сообщил, что её умершей матери положена земельная доля и предложил оформить наследственные прав на землю. Она думает, что законы должны быть одинаковыми на территории..., так как её муж был работником откормсовхоза, ему была положена земельная доля, она имеет право на получение земельной доли, положенной её мужу, в порядке наследования по закону. Просит исковые требования прокурора удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика – Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области Землянский *.*., действующий на основании доверенности, не согласился с исковыми требованиями прокурора и пояснил, что предоставить землю Пархоменко *.*. Администрация Новониколаевского муниципального района Волгоградской области не имеет возможности, так как не является собственником земель, находящихся в фонде перераспределения. Земли сельскохозяйственного назначения на территории Новониколаевского муниципального района находятся в частной собственности, есть невостребованные земельные участки, которые закреплены за определёнными лицами, доказательств, подтверждающих, что муж Пархоменко *.*. был включен в списки граждан, имеющих право на получение земельной доли,
не представлено, в установленный законом срок истица не обращалась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти своего мужа, основания для удовлетворения требований прокурора отсутствуют.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования и.о. прокурора Новониколаевского района Волгоградской области Нижникова *.*. в защиту Пархоменко *.*. к Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о признании права на земельную долю являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, иными способами, предусмотренными законом.

Действовавшими ранее:

Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» было постановлено приватизацию земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлять в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом, установить, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам, колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности“ и перерегистрироваться в соответствующих органах, районным органам исполнительной власти совместно с комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель, включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, оставшиеся нераспределенными земли передаются или продаются по нормативной цене, а при наличии нескольких претендентов - на аукционах гражданам и юридическим лицам;

Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было постановлено следующее: Совхозы и колхозы обязаны до 1 января 1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности“, другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке. Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создаются комиссии. В их состав включаются представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями возложить на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несут персональную ответственность за исполнение настоящего постановления. Районным и внутрихозяйственным комиссиям провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность. Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства. Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай в натуральном выражении не должен превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность. Размер имущественного пая устанавливается в зависимости от трудового вклада. Допускается объединение земельного и имущественного паев в единый пай с указанием его стоимости и выдачей акций или иных свидетельств собственности.

Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 1992 года №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»
в целях создания необходимой нормативной базы для приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса и реализации права трудовых коллективов и граждан на участие в приватизации было утверждено «Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий», из которого следует, что реорганизацию колхозов, совхозов и приватизацию земли, государственных сельскохозяйственных предприятий осуществляют внутрихозяйственные комиссии, создаваемые в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86. В каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли. Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают Решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации. С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме. К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно. В них включаются: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий). Кроме того, в списки включаются временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 г.

Постановлением Администрации Новониколаевского района Волгоградской области от 14
апреля 1999 года №153 «О перерегистрации откормсовхоза «Новониколаевский» в сельскохозяйственный кооператив «Новониколаевский» постановлено перерегистрировать откормсовхоз «Новониколаевский» в сельскохозяйственный производственный кооператив «Новониколаевский».

Согласно постановлению Администрации Новониколаевского района Волгоградской области от... года №..., постановлено выдать гражданам, членам Новониколаевского откормсовхоза свидетельства на право собственности на землю согласно предоставленным спискам, утвердить земельный пай по Новониколаевскому откормсовхозу... баллогектара общей площадью... га пашни.

В судебном заседании судом были исследованы списки лиц, имеющих право на получение земельной доли из земель..., и было установлено, что Пархоменко *.*. в списки лиц, имеющих право на получение земельной доли, не включен.

Согласно свидетельству о смерти серии..., выданному... года отделом ЗАГС Администрации Новониколаевского района Волгоградской области, Пархоменко *.*. умер... года.

Как следует из сообщения Урюпинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области... от... года в соответствии с Постановлением Администрации Новониколаевского района Волгоградской области от... года... государственному предприятию откормсовхозу... было предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование... га земель, в том числе... га сельскохозяйственных угодий. Размер земельного пая по названному хозяйству определен Постановлением Администрации Новониколаевского района Волгоградской области от... года... и составляет... баллогектара общей площадью... га пашни. Согласно записям книги учета выданных свидетельств, общее количество выданных свидетельств о праве собственности на землю по названному хозяйству составляет....

Из Уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от... года..., выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области следует, что запрашиваемые сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости Пархоменко *.*. не может быть предоставлена, поскольку в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах субъекта запроса.

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области... от... года, согласно сведений государственного фонда данных по Новониколаевскому району Пархоменко *.*. не выдавалось свидетельство на право собственности на земельную долю в....

Согласно ст.8 Федерального закона РФ №137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до введения в действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации с учетом лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, специальных федеральных законов, содержащих нормы земельного права о данной категории земель, а также с учетом следующих положений: приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.

Как установлено п.4 ст.1 Федерального закона РФ №101-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Кроме того, как установлено ст.10 Федерального закона РФ №101-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи. Из п.4 настоящей статьи следует, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 7, 8.1, 8.2, 10 Закона Волгоградской области №855-ОД от 17 июля 2003 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Нормы, предусмотренные пунктами 4 и 7 статьи 10 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, применяются на территории Волгоградской области с момента начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установленного статьей 10 настоящего Закона. Сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 8.2 настоящего Закона, на праве общей собственности бесплатно в случае банкротства или приватизации сельскохозяйственных организаций или их правопреемников, на которые распространялись особые условия реорганизации и приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении сельскохозяйственных угодий, предоставленных сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования из фонда перераспределения земель. Предоставление гражданам, указанным в пункте 1 статьи 8.2 настоящего Закона, сельскохозяйственных угодий на праве общей собственности бесплатно осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 8.1 настоящего Закона, право на получение земельной доли, предоставляемой не более одного раза, имеют следующие категории граждан: работники сельскохозяйственных организаций, в том числе временно отсутствующие, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняется место работы; пенсионеры сельскохозяйственных организаций, проживающие на территориях, где расположены указанные организации; лица, уволенные из сельскохозяйственных организаций в связи с сокращением численности или штата работников указанных организаций после 1 января 1992 года; лица, получившие инвалидность за время работы в сельскохозяйственных организациях, проживающие на территориях, где расположены указанные организации; работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания в случае, если имущество указанных предприятий, организаций и учреждений находится на балансе сельскохозяйственных организаций. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Волгоградской области, осуществляется через 10 лет со дня вступления в силу настоящего Закона.

По сообщению Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области... от... года на ерритории района весь фонд перераспределения составляет... га пашни и... га пастбищ, на территории...... га пашни и... га пастбищ.

Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от... года... «Об утверждении структуры фонда перераспределения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области» утверждена структура фонда перераспределения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области: Новониколаевский район – всего... га, в том числе свободный фонд... га, используемый фонд... га.

Как установлено ст.ст. 80, 78 Земельного кодекса РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд: 1) при добровольном отказе от земельного участка; 2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; 3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями.

Анализируя в совокупности доводы истца – прокурора Новониколаевского района Волгоградской области, истицы, представителя ответчика, письменные материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Новониколаевского района Волгоградской области Нижникова *.*. в защиту Пархоменко *.*. к Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о признании права на земельную долю по следующим основаниям: в ходе судебного заседания судом было установлено, что на момент реорганизации откормсовхоза... реорганизация которого была осуществлена на основании постановления Администрации Новониколаевского района Волгоградской области от... года муж Пархоменко *.*. – Пархоменко *.*. умер, в связи с чем, не был включен в списки лиц, имеющих право на получение земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения. Прокурор в обоснование исковых требований указывает на нарушение сроков проведения реорганизации откормсовхоза... в связи с чем, умерший Пархоменко *.*. не был включен в список лиц, имеющих право на получение земельной доли. В п. 1 ст. 9 ГК закреплен один из принципов осуществления гражданских прав - диспозитивность. Он означает, что лица, обладающие гражданскими правами, свободны в выборе форм и целей их реализации. Никто не вправе препятствовать субъекту осуществлять принадлежащие ему гражданские права или принуждать его к их реализации. Если лицо, которое в силу каких-то причин при жизни не было включено в списки лиц, имеющих право на получение свидетельства о праве собственности на землю и при жизни не обратилось в суд с требованием о включении его в списки, то представляется, что после его смерти, оснований для удовлетворения подобного иска наследников не имеется, поскольку данные правоотношения не допускают правопреемства. Обоснованность такого вывода вытекает из следующего. В силу ч.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Это означает, что основанием для правопреемства по данной категории дел является наличие у наследодателя право собственности на имущество. Поскольку лицо, имевшее право на получение свидетельства о праве собственности на землю, при жизни не обращалось в суд с требованием о включении его в списки для получения земельной доли, то право собственности на земельную долю у него не возникло, а поэтому и у наследников отсутствуют основания для признания за ними права на объект собственности, который не принадлежал наследодателю. Действующее гражданское законодательство исключает возможность признания права собственности за умершим, поскольку в соответствии со ст. ст. 17, 21 ГК РФ право и дееспособность гражданина прекращается с момента его смерти. По сути, прокурор просит признать за умершим Пархоменко *.*. право на получение земельной доли, в то время как право и дееспособность Пархоменко *.*. прекращена в связи с его смерть, признать за истицей Пархоменко *.*. право в порядке наследования на земельную долю, которая могла бы принадлежать её умершему мужу, при этом в судебном заседании не оспаривалось сторонами, что истица после смерти своего мужа к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращалась, так как отсутствовало наследственное имущество.

Кроме того, действующим в настоящее время законодательством, а именно п.4 ст.10 Федерального закона РФ №101-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмедной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В то же время в соответствии с Законом Волгоградской области №855-ОД от 17 июля 2003 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области» указанные положения применяются на территории Волгоградской области с момента начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, который статьей 10 указанного Закона определен датой – через десять лет со дня вступления в силу настоящего Закона, согласно ст.11 настоящий Закон Волгоградской области вступает в силу со дня его официального опубликования, опубликован закон 23 июля 2003 года. Кроме того, истица также не подпадает под перечень лиц, указанных в ст.8.1 Закона Волгоградской области №855-ОД от 17 июля 2003 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области», имеющих в настоящее время право на получение земельной доли в собственность бесплатно. Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора и считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать в связи с необоснованностью.

Руководствуясь ст.ст.12,205 ГК РФ, 78, 80 ЗК РФ, Федеральным законом РФ №137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом РФ №101-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Законом Волгоградской области №855-ОД от 17 июля 2003 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области», ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Решил:

В удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Новониколаевского района Волгоградской области Нижникова *.*. в защиту Пархоменко *.*. к Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о признании права на земельную долю отказать в связи с необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Волгоградский областной суд через Новониколаевский районный суд.

Судья: