Решения районных судов

Решение от 2011-04-14 №А53-3161/2011. По делу А53-3161/2011. Ростовская область.

Решение

г. Ростов-на-Дону

14 апреля 2011. Дело № А53-3161/11

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2011.

Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2011.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Чернышевой *.*.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Андриановой *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Энергосбыт Ростовэнерго» (ОГРН 1056164000023, ИНН 6168002922

к Государственной жилищной инспекции Ростовской области

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общества «Межрегиональная сетевая компания Юга» (ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561)



о признании недействительными акта осмотра и предписания

при участии:

от заявителя : Титова *.*. , доверенность, паспорт;

от заинтересованного лица : не явился, уведомлен

от третьго лиц6

Горбенко *.*. , доверенность, паспорт;

Привалов *.*. , доверенность, паспорт;

Установил:

Открытое акционерное общество «Энергосбыт Ростовэнерго» обратилось в арбитражный суд с заявлением Государственной жилищной инспекции Ростовской области о признании незаконным акта от 25.01.2011, о признании незаконным предписания от 25.01.2011 № 34

Представитель заявителя поддержал доводы заявления, просил удовлетворить заявленные требования.



Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о месте и времени предварительного судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора заявленные требования поддержали. Просили их удовлетворить.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 198 главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности

Судом установлено, что Государственной жилищной инспекцией Ростовской области на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 13.01.2011 была проведена внеплановая выездная проверка многоквартирного жилого дома по адресу: г.Таганрог, пер.Смирновский, д.38, кв. 10. основанием к проведению проверки послужило заявление жильца квартиры 10 дома 38 по пер. Смирновскому г. Таганрога о ненадлежащем качестве подаваемой электроэнергии.

По результатам проверки государственным жилищным инспектором составлен акт визуального осмотра от 25.01.2011, которым установлено, что напряжение на вводе в квартиру №10 составляет 176 в, а напряжение в сети – 167 в.

25.01.2011 государственным жилищным инспектором было выдано предписание №34, которое обязывало общество обеспечить электроснабжение квартир надлежащего качества.

Не согласившись с данными актом и предписанием, общество обратилось в арбитражный суд. Указанные выше акты являются предметом исследования.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и принимая Решение об удовлетворении заявления, суд принимается во внимание следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530 были утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.

Общество является гарантирующим поставщиком электрической энергии, осуществляющим поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности.

В силу прямого указания закона, а именно статьи 6 Федерального закона» Об особенностях функционирования электроэнегетики в переходный период .и о внесении изменений в некоторые законодательные акты..» запрещается с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.

В целях обеспечения реализации указанных требований с 1 апреля 2006 года не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.

Правилами осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии <16> было установлено, что ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, имеющим право принимать решения о принудительной реорганизации юридических лиц (в форме разделения или выделения), а также обращаться в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей в случае несоблюдения ими запрета, установленного законодательством Российской Федерации об электроэнергетике. ( Утверждение Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 628 )

В соответствии с принятыми нормативными актами и федеральным законом не разрешается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственное используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и опеарвативно- диспетчерскому управлению в электроэнергетике, имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.

В целях соблюдений требований закона, общество заключило 30 марта 2008 договор № 60309/08/219/01/08 с ОАО «Ростовэнерго». В соответствии с условиями указанного договора ( п.2.1.) ОАО «МРСК Юга»-сетевая компания обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств потребителей общества, при этом качество поставляемой электроэнергии должно соответствовать техническим регламентам ( ГОСТ 13109-97).

Пунктом 3.3.1 договора ОАО «МРСК Юга» обязуется обеспечить передачу принятой в свою сеть и ТСО электроэнергии от точек приема до точек поставки в пределах присодиненной мощности, в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств.

Пунктом 15 Правил недискриминицонного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг при исполнении договора сетевая организация обязана:

обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони;

Пунктом 2 названных Правил определено, что точкой присоединения к электрической сети является место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.

В силу пункта 5 Правил в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство. При этом точкой присоединения по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.

Статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Системный анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод, что обязанность по обеспечению доставки энергии до ее потребителя при наличии бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства или энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство, лежит на сетевой организации.

(Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17.03.2011 по делу N А53-3391/2010 и Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 04.03.2011 по делу N А53-3399/2010).

Кроме этого, Правила технической эксплуатации станций и сетей Российской Федерации, утвержденные приказом Минэнерго России от 19.06.2003 также возлагают обязанность поддерживать качество отпускаемой энергии – нормированную частоту и напряжение электрического тока на работников энергообъектов, т.е. на сетевую организацию.

С доводами заявителя в этой части суд соглашается.

Судом дана оценка и принимаются доводы заявителя, положенные в обоснование заявленных требований и в части того, что при проведении осмотра квартиры 10 в доме 38 по пер.Смирновскому в г.Таганроге, замеры электрического напряжения в квартире и на входе в квартиру 3 38 были произведены с нарушением требований п.5.1 и 6.1 ГОСТ13109-97, а именно: в соответствии с которыми качество электрической энергии по установившемуся отклонению напряжения в точке общего присоединения к электрической сети считают соответствующим требованиям настоящего стандарта, если все измеренные за каждую минуту в течение установленного по пункту 5.1 периода ( данный период определен временным промежутком ( 24 часа) значения установившегося отклонения напряжения находятся в интервале, ограниченном предельно допустимыми значениями, а не менее 95% измеренных за тот же период времени значений установившегося отклонения напряжения находятся в интервале, ограниченном нормально допустимыми значениями.

Дополнительно допускается определять соответствие нормам и стандартам по суммарной продолжительности времени выхода измеренных значений данного показателя за нормально и предельно допустимые пределы. И качество электрической энергии по установившемуся отклонению напряжения считают соответствующим требованиям настоящего стандарта, если суммарная продолжительность времени выхода за нормально допустимые значения составляет не более 5% от установленного периода времени, т.е.1 час, а за предельно допустимые значения- 0%.

Из материалов административного дела следует, что замеры, указанные в оспариваемом акте визуального осмотра производились с 16час.30мин. до 17.часов 00 минут.

Суд принимает во внимание, что в соответствии с указанным выше ГОСТОМ контроль за соблюдением требований стандарта осуществляют органы надзора и аккредитованные в установленном законом порядке испытательные лаборатории по качеству электрической энергии, к которым государственный жилищный инспектор не относится.

Оспариваемый обществом акт визуального осмотра не содержит также и сведения о типе прибора, использованного при проведении замеров, информации о его аккредитации уполномоченным государственным органом. При этом испытательное оборудование должно устанавливаться не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, а непосредственном в многоквартирном доме №38 по пер.Смирновскому в г. Таганроге во внутридомовых электрических сетях потребителя.

В силу пункта 7 Письма Минрегиона РФ от 20.03.2007 N 4967-СК/07 при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Абзацем 2 пункта 7 Правил также установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 88 «Правил функционирования розничных рынков..» ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежаности внутридомовых электрических сетей в соответствии с Жилищным кодексом российской Федерации несет лицо, осуществляющее обслуживание внутридомовых инженерных систем.

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает способы управления многоквартирным домом. Согласно статье 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

При непосредственном управлении с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (часть 2 статьи 164 ЖК РФ).

К данным отношениям применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 548 ГК РФ). Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявитель не является надлежащим субъектом тех требований, который предъявлены к нему государственной жилищной инспекцией.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленную силу.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь ст.ст. 167, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

Заявление открытого акционерного общества «Энергосбыт Ростовэнерго» (ОГРН 1056164000023, ИНН 6168002922) удовлетворить.

Признать незаконным и отменить акт визуального осмотра от 25.01.2011, составленный государственным жилищным инспектором Государственной жилищной инспекции Ростовской области на предмет измерения параметров качества электроэнергии в квартире 10 дома 38 по пер.Смирновскому в г.Таганроге.

Признать незаконным и отменить предписание № 34 от 25.01.2011, выданное государственным жилищным инспектором Государственной жилищной инспекции Ростовской области о возложении обязанности на открытое акционерное общество «Энергосбыт Ростовэнерго» обеспечить электроснабжение квартир надлежащего качества.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановление пропущенного срока подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший Решение.

Судья *.*. Чернышева