Решения районных судов

Решение от 13 апреля 2011 года . По делу А05-988/2011. Архангельская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

16300 0, г. Архангельск, ул. Логинова, 17

Именем Российской Федерации Решение

г. Архангельск

Дело №

А05-988/2011

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2011 года

Полный текст решения изготовлен (Решение принято) 13 апреля 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области

в составе судьи Чуровой А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Немановой С.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Костылевский ОРС» (ИНН 2922000201, ОГРН 1022901535800)

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН 2907008862, ОГРН 1042901604855)

о признании незаконным бездействия и обязании исключить задолженность

при участии в заседании представителей:

от заявителя – Фомин А.И. по доверенности от 01.03.2011;



Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Костылевский ОРС» (далее – ООО «Костылевский ОРС», общество) обратилось в арбитражный суд Архангельской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – налоговый орган, инспекция) о признании незаконным бездействия, которое заключается в неисключении из лицевого счета общества задолженности по пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 76941 руб. 92 коп., и обязании инспекции исключить задолженность по пени по налогу на владельцев автомобильных дорог в размере 76941 руб. 92 коп. из лицевого счета общества.

В судебном заседании 12.04.2010 судом рассмотрено и удовлетворено ходатайство заявителя об изменении предмета иска: общество просит признать незаконным действие инспекции, выразившееся в представлении недостоверной (неполной) информации по задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящимся за налогоплательщиком ООО «Костылевский ОРС» в справках №2911 от 18.02.2011 и №45 от 17.01.2011; и обязать налоговый орган выдать справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, утвержденную Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 №ММ-3-19/206@, с указанием (отметкой) об утрате возможности взыскания задолженности, а именно пени по налогу на владельцев автомобильных дорог в размере 76 941 руб. 92 коп. с ООО «Костылевский ОРС».

Представитель заявителя на заявленных требованиях (с учетом уточнения) настаивает.

Налоговый орган, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствие в порядке части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Исследовав документы, представленные в материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.

Как следует из представленных в материалы дела документов, ООО «Костылевский ОРС» получило в налоговой инспекции справку № 2911 о наличии у налогоплательщика по состоянию на 17.01.2011 неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, с расшифровкой задолженности в справке о состоянии расчетов по состоянию на 17.01.2011.

Не согласившись с действиями налогового органа по указанию в справках на наличие задолженности по уплате пени по налогу на владельцев автомобильных дорог в размере 76 941 руб. 92 коп. без отражения информации о невозможности ее взыскания в принудительном порядке, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование своей позиции ООО «Костылевский ОРС» указало, что неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам, числящимся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности. Справка необходима обществу для получения лицензии на право продажи алкогольной продукции. Выдача справки с недостоверными сведениями о наличии задолженности препятствует получению обществом указанной лицензии. Кроме того, общество указывает, что ранее налоговый орган выдавал ему справки о состоянии расчетов без указания спорной суммы пени.

Налоговый орган, возражая против заявленного требования, указывает, что справки составлены инспекцией на основании имеющихся сведений в лицевом счете налогоплательщика, носят достоверный характер и отражают действительную задолженность общества. Основания для признания задолженности безнадежной ко взысканию у инспекции отсутствуют. Пени по налогу на пользователей автомобильных дорог были начислены обществу за период с 01.01.2004 по 13.09.2007 на недоимку в размере 16000 руб. в связи с нарушением им графика погашения реструктурированной задолженности.

Доводы сторон оценены судом с учетом следующих фактических обстоятельств по делу, установленных в судебном заседании.

Согласно справке №45 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 17.01.2011 у ООО «Костылевский ОРС» имеется недоимка по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 76941,92 руб.

Как следует из отзыва инспекции, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №2 от 03.09.1999 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» в отношении ООО «Костылевский ОРС» 11.12.2001 было принято Решение №9 о реструктуризации имеющейся задолженности.

В связи с нарушением графика погашения задолженности, налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 16000 руб. был восстановлен по лицевому счету налогоплательщика как задолженность. Указанная сумма фактически была уплачена 14.09.2007.

В связи с нарушением срока уплаты налога за обществом числится недоимка по пеням в сумме 76 941 руб. 92 коп.



Возможность документального подтверждения недоимки, на которую начислены пени у налогового органа отсутствует по истечении номенклатурных сроков хранения документов.

ООО «Костылевский ОРС», в свою очередь представило в материалы дела копию обобщенного состояния расчетов на 01.12.2001, из которого следует, что на указанную дату за обществом числилась недоимка оп налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 16000 руб., а также пени по указанному налогу в размере 61130 руб. 62 коп.

Сторонами не оспаривается, что меры, направленные на принудительное взыскание недоимки налоговым органом не предпринимаются.

Сумма пени в размере 76941 руб. 92 коп. отражена налоговым органом в справке №45 о состоянии расчетов по состоянию на 17.01.2011.

Суд согласен с позицией заявителя о том, что отражение задолженности, не реальной ко взысканию, в справках №45 и №2911 без ссылки на невозможность ее взыскания в принудительном порядке, нарушает права общества.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны по запросу налогоплательщика в течение 5 дней со дня поступления запроса представлять указанному лицу справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Такая информация должна содержать достоверные сведения, отражающие реальную обязанность налогоплательщиков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, определенном статьями 47 и 48 НК РФ.

Из положений статей 45, 46, 47, 48 и 70 НК РФ, устанавливающих сроки взыскания недоимки, следует, что налоговый орган утратил право взыскания пени в сумме 76 941 руб. 72 коп. по налогу на пользователей автомобильных дорог, в том числе в судебном порядке.

Фактически, указанная сумма пеней является нереальной ко взысканию в принудительном порядке, что не оспаривается сторонами.

Суд принимает, как обоснованный, довод инспекции об отсутствии у нее оснований для признания долга безнадежным и его списания.

Действительно, Налоговый кодекс РФ не устанавливает каких-либо обстоятельств, при наступлении которых у налогового органа возникает обязанность списать задолженность по налоговым платежам.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001г. № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам», изданное в соответствии со статьей 59 НК РФ, предусматривает для юридического лица лишь одно основание для признания долга налогоплательщика безнадежным - ликвидацию его в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Форма справки № 39-1, утвержденная Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005г. № ММ-3-19/206@ и форма справки №39-1, утвержденная Приказом ФНС России от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@, также не предусматривают отражения в них сведений о невозможности принудительного взыскания задолженности.

Вместе с тем, неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае, общество не просит признать задолженность безнадежной ко взысканию, а просит указать в справке о состоянии расчетов на невозможность ее принудительного взыскания.

Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005г. № ММ-3-19/206@, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009г. №4381/09.

Исходя из изложенного, суд находит незаконными действия налогового органа, выразившиеся в выдаче обществу справки № 2911 по форме 39-1, а также расшифровывающей задолженности справки №45 (по форме 39-1, утвержденной Приказом ФНС России от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@) о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 17.01.2011), без отражения в них сведений о невозможности взыскания задолженности в размере 76 941 руб. 92 коп. в принудительном порядке. Суд обязывает налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и интересов общества путем выдачи справки, содержащей информацию об утрате возможности принудительного взыскания с ООО «Костылевский ОРС» 76 941 руб. 92 коп. пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

Признать незаконными, как несоответствующие Налоговому кодексу РФ, действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, выразившиеся в предоставлении недостоверной (неполной) информации по задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящимся за налогоплательщиком обществом с ограниченной ответственностью «Костылевский ОРС» в справках №2911 от 18.01.2011 и №45 от 17.01.2011.

Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу выдать обществу с ограниченной ответственностью «Костылевский ОРС» справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, утвержденную приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 №ММ-3-19/206@, с указанием (отметкой) об утрате возможности взыскания в принудительном порядке с общества с ограниченной ответственностью «Костылевский ОРС» пени по налогу на владельцев автомобильных дорог в размере 76 941 руб. 92 коп.

Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу общества с ограниченной ответственностью «Костылевский ОРС» 4000 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Костылевский ОРС» из федерального бюджета 1077 руб. 67 коп. излишне уплаченной государственной пошлины.

Настоящее Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья А.А.Чурова