Решения районных судов

Решение от 13 апреля 2011 года . По делу А24-5219/2010. Камчатский край.

Решение

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5219/2010

13 апреля 2011 года.

Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 13 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Е.B. Вертопраховой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сюртуковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю

(ОГРН 1104101000013, ИНН 4101135273)

к

государственному учреждению здравоохранения «Корякская окружная больница»

(ОГРН 1024101415326, ИНН 8200000683)

о взыскании

12015,41 руб.

при участии:

от заявителя:



Силаева Е.С. – по доверенности от 10.03.2011 № 02-38, до 31.12.2011;

от Государственного учреждения здравоохранения «Корякская окружная больница»

представитель не явился

Установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 3 по Камчатскому краю; межрайонная инспекция; налоговый орган; заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с государственного учреждения здравоохранения «Корякская окружная больница» (далее – ГУЗ «Корякская окружная больница»; учреждение; ответчик) недоимки по земельному налогу в размере 6937 руб. за 1 квартал 2010 года, пени за несвоевременную уплату земельного налога за 1-4 кварталы 2007 года, за 1-3 кварталы 2008 года и 2008 год, 2-3 кварталы 2009 года, 1 квартал 2010 года, в размере 5078,41 руб., в общей сумме задолженности, предъявленной ко взысканию – 12015,41 руб., ссылаясь в обоснование заявления на статью 57 Конституции Российской Федерации, статьи 31, 45, 46, 69, 104, 387, 393, 397, пункт 3 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее – НК РФ), статьи 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации ( далее – БК РФ), Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение».

Представитель учреждения, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в заседание суда не явился.

Судебное заседание проводится в отсутствие представителя надлежаще извещенного ответчика в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Представитель заявителя в судебном заседании требования, изложенные в исковом заявлении, поддерживает в полном объеме, и просит взыскать с учреждения задолженность в размере 12015,41 руб. В отношении неисполнения определения суда от 02.02.2011 пояснила о том, что иных документов, кроме представленных вместе с исковым заявлением, у межрайонной инспекции нет. Сообщила, что суммы земельного налога, указанные в графе «недоимка» требования № 4847 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 09.06.2010, в судебном порядке не взыскивались ( но были обтребованы), таблицы расчета пеней к вышеуказанному требованию в адрес ответчика не направлялись, учреждению был направлен акт сверки взаиморасчетов, однако до настоящего времени такой акт в налоговый орган не возвращался. Относительно требования № 4847 от 09.06.2010 также пояснила об опечатке в части установленного срока уплаты налога в позиции 11 такого требования «30.04.2010».

Выслушав пояснения представителя межрайонной инспекции, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд считает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ответчик зарегистрирован в качестве юридического государственный регистрационный номер 1024101415326.

В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

Пунктом 2 статьи 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на конкретного налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. При этом в силу пункта 1 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

При несвоевременной уплате налога в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

В силу статьи 388 НК РФ ответчик является плательщиком земельного налога.



Согласно пунктам 1, 2 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовым актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные ) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга ) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса РФ, порядок и сроки уплаты налога. Пунктом 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики – организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. В соответствии со статьей 393 НК РФ налоговым периодом признаётся календарный год. Отчётными периодами для налогоплательщиков – организаций, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Статьей 396 НК РФ предусмотрено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики – организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей) самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу. Налогоплательщик, в отношении которых отчётный период определён как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

На основании статьи 397 НК РФ порядок и сроки уплаты авансовых платежей и налога по итогам налогового периода устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований ( законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Согласно решения Совета депутатов городского округа «поселок Палана» от 19.11.2009 № 03 «О земельном налоге» налогоплательщики – организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного ( бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения в пределах границ городского округа «поселок Палана» - исчисляют суммы авансовых платежей по земельному налогу до 15 апреля, 15 июля, 15 октября текущего налогового периода как одну четвертую налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом ( п. 2, 10 решения).

Как следует из материалов дела, ответчиком 23.03.2010 в адрес Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю представлен налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2010 года. Сумма авансового платежа по земельному налогу, подлежащая уплате в бюджет, указанная в этом расчете, в размере 6937 руб. в установленный срок ответчиком не уплачена, в связи с чем, межрайонная инспекция, 28.05.2010 в адрес учреждения выставила требование № 33193 об уплате недоимки по земельному налогу на сумму 6937 руб. Срок исполнения требования № 33193 до 13.06.2010. Указанное требование направлено в адрес ответчика 02.06.2010, что подтверждается почтовым штемпелем на реестре отправки почтовой корреспонденции.

Доказательств уплаты задолженности по земельному налогу за 1 квартал 2010 года в сумме 6937 руб. ответчиком не представлено, в материалах дела не имеется и судом не установлено. Срок на обращение с иском в суд заявителем не пропущен. С учетом изложенного, недоимка по земельному налогу за указанной период в сумме 6937 руб. подлежит взысканию с учреждения.

В силу статьи 75 НК РФ за несвоевременную уплату земельного налога за периоды: 1-4 кварталы 2007 года, 1-3 кварталы 2008 года, и 2008 год, 2, 3 кварталы 2009 года, 1 квартал 2010 года, учреждению с 01.12.2009 по 31.05.2010, с 01.05.2010 по 31.05.2010 начислены пени в общем размере 5078,41 руб., которые предложено уплатить ответчику в требовании от 09.06.2010 № 4847, в срок до 28.06.2010. В связи с неисполнением ответчиком в требования об уплате пеней за несвоевременную уплату земельного налога, в установленный в нём добровольный срок, налоговый орган обратился в суд о взыскании суммы пеней в размере 5078,41 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Согласно пункту 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Пунктом 3 статьи 70 НК РФ установлено, что правила, установленные настоящей статьей применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

Пунктом 3 статьи 46 НК РФ установлено, что Решение о взыскании принимается после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения такого срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Согласно пункту 9 статьи 46 НК РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога. Шестимесячный срок обращения с заявлением в суд о взыскании налога (пени) за счет имущества налогоплательщика, исчисляемый после истечения срока исполнения требования об уплате налога предусмотрен также пунктом 2 статьи 48 НК РФ.

Рассмотрев требование Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю о взыскании с ответчика пеней за несвоевременную уплату земельного налога за периоды: 1-4 кварталы 2007 года, 1-3 кварталы 2008 года, и 2008 год, 2, 3 кварталы 2009 года, в размере 5021,08 руб., суд приходит к следующему.

Из анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 НК РФ, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.

Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.

Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Аналогичная правовая позиция приведена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 № 8241/07 и от 29.09.2009 № 5838/09.

С учетом дат представления ответчиком расчетов авансовых платежей и налоговых деклараций по земельному налогу за вышеуказанные периоды, даты направления требования от 09.06.2010 №4847, и отсутствия доказательств обращения межрайонной инспекции о взыскании недоимки по земельному налогу за данные периоды, в судебном порядке, суд приходит к выводу о том, что пени, начисленные на недоимку по периодам, указанным в рассматриваемом требовании, предъявлены ко взысканию за пределами пресекательного срока установленного Налоговым кодексом Российской Федерации.

Относительно суммы пеней, начисленных за несвоевременную уплату земельного налога за 1 квартал 2010, в размере ( согласно таблицам начисления пени по требованию № 4847 по состоянию на 09.06.2010) 57,33 руб., судом установлено, что пени в указанном размере начислены и предложены к уплате ответчику до истечения добровольного срока уплаты недоимки по земельному налогу за этот же период, установленного в требовании № 33193 по состоянию на 28.05.2010 ( расчет пеней произведён с 01.05.2010 по 31.05.2010, а недоимку предложено уплатить в срок до 13.06.2010). Также в требовании № 4847 от 09.06.2010 неверно указан установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты земельного налога ( авансового платежа) за 1 квартал 2010 года «30.04.2010», при установленном сроке уплаты такого налога за данный период – 15.04.2010, данное обстоятельство также подтверждено представителем налогового органа в судебном заседании.

Кроме того, требование № 4847 по состоянию на 09.06.2010, с предложением учреждению уплатить пени в размере 5078,41 руб., в добровольном порядке в срок до 28.06.2010, направлено в адрес последнего 28.06.2010, о чем свидетельствует реестр отправлений заказной корреспонденции со штампом «Почта России», то есть межрайонной инспекцией не соблюдены положения статьи 69 НК РФ.

При проверке расчета пеней, представленного к требованию № 4847 по состоянию на 09.06.2010 ( таблицы расчета пени по требованию ГУЗ «Корякская окружная больница» № 4847 от 09.06.2010), суд Установил, что такой расчет не отвечает положениям статьи 75 НК РФ, поскольку в нём участвуют суммы налога ( по срокам уплаты 30.05.2006, 30.08.2006, 30.11.2006, 01.02.2007 в размерах, соответственно, 6937 руб., 6937 руб., 6937 руб., 6936 руб.), не указанные в требовании 4847 от 09.06.2010 в качестве недоимки по налогу, на которую начислены пени, в размере 5078,41 руб.

В силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

При таких обстоятельствах, заявление налогового органа о взыскании пеней в сумме 5078,41 руб., начисленных на недоимку по земельному налогу за периоды: 1 -4 кварталы 2007 года, 1-3 кварталы 2008 года и 2008 год, 2, 3 кварталы 2009 года, 1 квартал 2010 года по требованию № 4847 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 09.06.2010 удовлетворению не подлежит.

Расходы по уплате государственной пошлины распределяются пропорционально удовлетворенным требованиям в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Учитывая, что заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ и п.п. 1 п. 1 статьи 333.37 НК РФ, госпошлина с него не взыскивается.

Расходы по уплате государственной пошлины составляют 1154,69 руб. и подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 101-103, 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения здравоохранения «Корякская окружная больн государственный регистрационный номер 1024101415326, юридический адрес: Камчатский край, Тигильский район, пгт. Палана, улица Обухова, 12;

-недоимку по земельному налогу за 1 квартал 2010 года в сумме 6937 руб.;

-государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 1154,69 руб.

В остальном в удовлетворении заявленных требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.B. Вертопрахова