Решения районных судов

Решение от 2011-04-13 №А47-10576/2010. По делу А47-10576/2010. Оренбургская область.

Решение

г. Оренбург

13 апреля 2011 года

Дело № А47-10576/2010

Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2011 года

В полном объеме Решение изготовлено 13 апреля 2011 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Лазебной Гали при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комлевой М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя Зоидзе Б (г. Оренбург) к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (г. Оренбург) о признании недействительным решения № 06636210РК0001374 от 11.10.2010. Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Оренбургской области.

при участии представителей сторон: от заявителя: Исмагиловой В.Ф. – юриста (доверенность от 21.02.2011 № 38, постоянная),

от ответчика: Афанасьевой М.А. – главного специалиста-эксперта (доверенность от 02.02.2011 б/н, постоянная).

Установил:

Индивидуальный предприниматель Зоидзе Бадри Отарович (далее по тексту – ИП Зоидце Б.О., заявитель, предприниматель, плательщик) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге Оренбургской области (далее по тексту – ГУ-УФПР в г. Оренбурге, ответчик, пенсионный фонд) № 06636210РК0001374 от 11.10.2010 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

От заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований – просит суд признать недействительным Решение № 06636210РК0001374 от 11.10.2010 в части размера штрафа, уменьшив размер штрафных санкций с учетом наличия смягчающих обстоятельств.

Суд, с учетом п. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), принимает уточнение заявленных требований.

В ходе рассмотрения дела в открытом судебном заседании судом установлено следующее.

ГУ-УФПР в г. Оренбурге проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов Индивидуальным предпринимателем Зоидзе Б (ИНН 560912413631, ОГРНИН 309565835600137).

По результатам проверки составлен акт от 14.09.2010 № 06636230001413 и вынесено Решение от 11.10.2010 № 066 362 10 РК 0001374, которым предприниматель привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, здесь и далее по тексту закон приведён в редакции, действовавшей по состоянию на 02.08.2010 – установленную дату представления отчёта за полугодие 2010 года) в виде штрафа в размере 7 970,50 руб.



Основанием для привлечения предпринимателя к ответственности послужили выводы пенсионного фонда о нарушении последним требований, установленных пп. 1 ч. 9 ст. 15 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, согласно которым плательщики страховых взносов ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Таким образом, срок представления расчета за 1 полугодие 2010 года – не позднее 02.08.2010 года, в то время как плательщиком расчет в пенсионный фонд представлен 04.08.2010.

Не согласившись с Решением ответчика, ИП Зоидзе Б.О. обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Заявитель, с учетом уточнения, просит суд признать недействительным Решение № 06636210РК0001374 от 11.10.2010 в части размера штрафа, уменьшив размер штрафных санкций с учетом наличия смягчающих обстоятельств.

В качестве смягчающих обстоятельств представитель ИП Зоидзе Б.О. указывает на совершение правонарушения впервые, незначительный пропуск срока представления расчета (два дня), вызванный необходимостью исправления выявленных ошибок.

Ответчик требования заявителя не признал, в представленном отзыве от 22.03.2011 № 04-08 свою позицию мотивировал теми же основаниями, что лежат в основе оспариваемого решения.

На основании имеющихся в деле доказательств, представленных в материалы дела и исследованных согласно требованиям, определенным ст.ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 5 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ИП Зоидзе Б.О. является плательщиком страховых взносов.

В соответствии с п.п. 6, 9 ст. 15 названного закона плательщики страховых взносов обязаны вести учёт сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Плательщики страховых взносов ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, должны представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 № 894н «Об утверждении формы расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам» была утверждена форма данного расчёта - Форма РСВ-1 ПФР.

При этом расчётным периодом по страховым взносам признаётся календарный год. Отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (п.п. 1, 2 ст. 10 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Согласно п.п. 7, 8 ст. 4 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в случае, если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днём, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырёх часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до двадцати четырёх часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Таким образом, расчёт Формы РСВ-1 ПФР за полугодие 2010, с учётом того, что 01.08.2010 приходится на выходной день, должен быть представлен плательщиком страховых взносов до 02.08.2010.



Из смысла п. 1 ст. 40 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ следует, что виновно совершённое противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое Федеральным законом № 212-ФЗ установлена ответственность, признаётся нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Согласно п. 1 ст. 46 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Федеральным законом № 212-ФЗ срок расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учёта является нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах и влечёт взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчёта, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

О привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах орган контроля за уплатой страховых взносов выносит Решение по результатам рассмотрения материалов проверки.

Порядок вынесения указанного решения установлен статьёй 39 Федерального закона № 212-ФЗ, согласно которой в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в числе прочего, устанавливает: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного Федеральным законом № 212-ФЗ; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного Федеральным законом № 212-ФЗ, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного Федеральным законом № 212-ФЗ (п. 6 ст. 39 Федерального закона № 212-ФЗ).

При этом обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, согласно п. 1 ст. 44 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; 4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Как следует из материалов дела, между Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации и Индивидуальным предпринимателем Зоидзе Б заключено соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи.

В связи с несвоевременным представлением предпринимателем в ГУ-УФПР в г. Оренбурге расчета за 1 полугодие 2010 года ответчиком вынесено Решение от 11.10.2010 № 066 362 10 РК 0001374, которым ИП Зоидзе Б.О. привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 46 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 7 970,50 руб.

Предприниматель, обратившись с настоящим заявлением в суд, в качестве восстановления нарушенного права фактически просит снизить сумму штрафа, учитывая наличие смягчающих обстоятельств, а именно: совершение правонарушения впервые, незначительный срок (два дня) пропуска срока для представления расчета, вызванный необходимостью исправления выявленных ошибок.

Из смысла п. 4 ст. 44 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, пенсионным фондом при вынесении оспариваемого решения указанные обстоятельства не приняты во внимание.

Однако, по мнению суда, определение размера штрафа в каждом случае привлечения к ответственности должно отвечать не только карательной цели наказания, но также быть направлено на предупреждение совершения правонарушения и воспитание у плательщика добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 15.07.1999 №11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

В процессе рассмотрения спора судом установлены обстоятельства, смягчающие ответственность заявителя, в частности, совершение впервые рассматриваемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 46 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, незначительный срок (два дня) пропуска срока для представления расчета, вызванный необходимостью исправления выявленных ошибок, а также отсутствие у заявителя умысла, направленного на совершение данного правонарушения.

Кроме того, суд учитывает положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20.03.1952 г., которой установлено положение о соблюдении баланса публичного и частного интереса при разрешении имущественного спора. Европейский суд допускает, что в исключительных случаях можно ограничивать частные имущественные права во имя поддержания публичного общественного порядка, однако, такие ограничения не должны носить фискальный характер.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также требования справедливости и соразмерности, которым согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1995 №11-П, должны отвечать санкции штрафного характера, и при этом, учитывая баланс интересов сторон, суд считает требование ИП Зоидце Б.О. подлежащим удовлетворению, и считает возможным и целесообразным снизить размер наложенного штрафа до ста рублей.

Таким образом, оспариваемое Решение о привлечении к ответственности № 06636210РК0001374 от 11.10.2010, вынесенное Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге следует признать недействительным в части размера штрафа в сумме 7 870,50 руб. по п. 1 ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009.

Судебные расходы по государственной пошлине в размере 200 руб. следует взыскать с ответчика в пользу заявителя в силу положений ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 49, 110, 167-170, 201, Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд,

Решил:

Признать недействительным Решение о привлечении к ответственности № 06636210РК0001374 от 11.10.2010, вынесенное Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге в части размера штрафа в сумме 7 870,50 руб. по п. 1 ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009.

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (ИНН 5610112152, адрес: 460021, г. Оренбург, пр. Знаменский, д. 1) в пользу Индивидуального предпринимателя Зоидзе Б (ИНН 560912413631, ОГРНИН 309565835600137) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 (Двести) рублей.

Исполнительный лист выдать заявителю после вступления решения в законную силу в порядке, предусмотренном ст.ст. 318 и 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Решение суда может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции - Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г. Екатеринбург) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Кассационная жалоба подается в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г. Екатеринбург) через Арбитражный суд Оренбургской области не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда: www.18aac.arbitr.ru или на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа: www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Г.Н. Лазебная