Решения районных судов

Решение от 14 апреля 2011 года . По делу А81-379/2011. Ямало-Ненецкий автономный округ.

Решение

г. Салехард

Дело № А81-379/2011

14 апреля 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 13 апреля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корецкой С.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Нортгаз» (ИНН: 8904045666, ОГРН: 1048900318312) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Надыму ЯНАО о признании недействительными решения налогового органа № 1190 от 30.07.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; решения № 529 от 30.07.2010 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; а также требований об уплате налога, сбора, пени и штрафа №№ 1398, 1399 по состоянию на 18.11.2010,

в заседании приняли участие:

от заявителя – Ефименко Д.М. по доверенности от 13.01.2011 года исх. №11-01-03/Д,

от ответчика – Тимченко Е.В. по доверенности от 16.03.2011 года исх. №03-06/04615, Пучков С.В. по доверенности от 13.01.2011 исх. №03-06/00142,

Установил:

Закрытое акционерное общество «Нортгаз» (ИНН: 8904045666, ОГРН: 1048900318312) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Надыму ЯНАО о признании недействительными решения налогового органа № 1190 от 30.07.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; решения № 529 от 30.07.2010 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; а также требований об уплате налога, сбора, пени и штрафа №№ 1398, 1399 по состоянию на 18.11.2010.

В связи с реорганизацией и руководствуясь ст.48 АПК РФ, суд производит замену ответчика - Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа на правопреемника – Межрайонную Инспекцию ФНС РФ №4 по Ямало-Ненецкому автономному округу.

В обоснование своих требований заявитель указал на правомерность применения льготы по налогу на имущество в отношении следующего имущества, принадлежащего предприятию на праве собственности: газопровод УКПГ – УКПГ-15 (газопровод), конденсатопровод внешнего транспорта УКПГ – точка врезки (конденсатопровод). По мнению ЗАО «Нортгаз», указанные газопровод и конденсатопровод являются технологическими трубопроводами (код ОКОФ 120001110) и представляют собой неотъемлемую технологическую часть магистральных трубопроводов. Поэтому, освобождение указанных объектов от обложения налогом на имущество организаций прямо предусмотрено положениями норм п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации и Перечнем льготируемого имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 года №504.

Налоговый орган в представленном в суд отзыве на заявленные требования от 10.03.2011 года исх. №03-06/04066 и дополнениях к отзыву на заявленные требования от 04.04.2011 года исх. №03-06/05839, указывает, что в нарушение п. 11 ст. 381 НК РФ предприятием – ЗАО «Нортгаз» в проверяемом периоде (2009г. – 1 квартал 2010 года), при определении налогооблагаемой базы по налогу на имущество необоснованно исключена стоимость основных средств, не поименованных в перечне льготируемого имущества (относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504. А также указывает, что спорные объекты не входят в состав основного объекта, поименованного в перечне и не являются составной частью или технологической частью основного объекта, указанного в графе «примечание» перечня.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении и в ходе судебного заседания, представил суду дополнительные письменные пояснения. Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на доводы отзыва, дополнений к отзыву на заявленные требования, а также представленных письменных пояснениях.



Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства, доводы, изложенные в заявлении, дополнительных письменных пояснениях, отзыве, дополнениях к отзыву и письменных пояснениях, суд первой инстанции находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 24 марта 2010 года в Инспекцию ФНС РФ по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа Закрытым акционерным обществом «Нортгаз» по телекоммуникационным каналам связи представлена первичная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2009 год, с суммой налога к уплате 18176447 руб.

26.04.2010 года в адрес Инспекции Обществом представлена уточненная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2009 год с суммой налога к уплате 18176947 руб.

Инспекцией ФНС РФ по г. Надыму ЯНАО в период с 26.04.2010 года по 25.06.2010 года проведена камеральная налоговая проверка представленной уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2009 год, по результатам которой налоговый орган пришел к выводу о занижении налога на имущество, подлежащего уплате за налоговый период в результате неправомерного применения льготы по налогу на имущество. Неуплата налога составила 13876934 руб.

Результаты проверки зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки №1038 от 25.06.2010 года. По акту проверки налогоплательщиком в адрес Инспекции представлены возражения.

30 июля 2010 года заместитель начальника ИФНС РФ по г. Надыму ЯНАО, рассмотрев материалы проверки, возражения налогоплательщика по акту проверки, вынес Решение №1190, которым привлек ЗАО «Нортгаз» к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на имущество в виде штрафа в размере 2684443 руб. Кроме того, указанным Решением Обществу начислены пени по налогу на имущество в общем размере 418661 руб., а также предложено уплатить недоимку по налогу в общем размере 13422215 руб.

Решением руководителя Управления ФНС РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу от 12.11.2010 года №297, вынесенным в порядке ст.140 Налогового кодекса РФ, Решение Инспекции от 30.07.2010 года №1190 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, апелляционная жалоба ЗАО «Нортгаз» без удовлетворения.

18 ноября 2010 года Инспекцией ФНС РФ по г. Надыму ЯНАО выставлено в адрес ЗАО «Нортгаз» требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №1398 по состоянию на 18.11.2010 года, которым предложено в срок до 08.12.2010 года уплатить доначисленные по камеральной налоговой проверки налог на имущество в размере 13 422 215 руб., пени по налогу на имущество в размере 108773 руб. 90 коп., а также налоговые санкции в размере 2 684 443 руб.

Также из материалов дела следует, 26 апреля 2010 года в Инспекцию ФНС РФ по г. Надыму Ямало- Ненецкого автономного округа Закрытым акционерным обществом «Нортгаз» по телекоммуникационным каналам связи представлен налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2010 года, с суммой авансового платежа к уплате 18034764 руб.

Инспекцией ФНС РФ по г. Надыму ЯНАО в период с 26.04.2010 года по 25.06.2010 года проведена камеральная налоговая проверка представленного налогового расчета по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2010 года, по результатам которой налоговый орган пришел к выводу о занижении авансового платежа по налогу на имущество, подлежащего к уплате в 1 квартале 2010 года, в результате неправомерного применения льготы по налогу на имущество. Неуплата авансового платежа за 1 квартал 2010 года составила 3 138 783 руб.

Результаты проверки зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки №1040 от 25.06.2010 года. По акту проверки налогоплательщиком в адрес Инспекции представлены возражения.

30 июля 2010 года заместитель начальника ИФНС РФ по г. Надыму ЯНАО, рассмотрев материалы проверки, возражения налогоплательщика по акту проверки, вынес Решение №529 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым отказал в привлечении ЗАО «Нортгаз» к налоговой ответственности на основании ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации, а также предложил уплатить недоимку по налогу в общем размере 3034367 руб.

Решением руководителя Управления ФНС РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу от 12.11.2010 года №296, вынесенным в порядке ст.140 Налогового кодекса РФ, Решение Инспекции от 30.07.2010 года №529 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, апелляционная жалоба ЗАО «Нортгаз» без удовлетворения.

18 ноября 2010 года Инспекцией ФНС РФ по г. Надыму ЯНАО выставлено в адрес ЗАО «Нортгаз» требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №1399 по состоянию на 18.11.2010 года, которым предложено в срок до 08.12.2010 года уплатить доначисленные по камеральной налоговой проверке налог на имущество в размере 3034367 руб.

Несогласие с Решением Инспекции № 1190 от 30.07.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Решением № 529 от 30.07.2010 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также требованиями об уплате налога, сбора, пени и штрафа №№ 1398, 1399 по состоянию на 18.11.2010, послужило поводом для обращения налогоплательщика с заявлением в арбитражный суд.



Основанием для доначисления налога на имущество, начисления пеней и штрафа за 2009 год, доначисления авансового платежа по налогу на имущество за 1 квартал 2010 года послужил вывод Инспекции о том, что ЗАО «Нортгаз» неправомерно применена налоговая льгота, предусмотренная п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении имущества, принадлежащего предприятию на праве собственности: газопровод УКПГ – УКПГ-15 (газопровод), конденсатопровод внешнего транспорта УКПГ – точка врезки (конденсатопровод), которое, по мнению Инспекции, не входит в состав магистральных трубопроводов, также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Суд считает необходимым согласиться с данными выводами налогового органа.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс), налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В силу п. 1 ст. 374 Кодекса объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ освобождаются от обложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №504 такой Перечень утвержден.

В Перечне указаны наименования сложных технологических объектов, относящихся к магистральным трубопроводам, также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ.

Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

При этом структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел, XX 0000000 - подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX ХХХХХХХ - вид.

Поэтому в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).

Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов по которой является закрытым.

В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.

В составе Перечня имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций и утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №504, находится: 1)имущество, относящееся к магистральным газопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, а также 2)имущество, относящееся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.

Таким образом, понятие «магистральный» в рассматриваемом случае является ключевым для решения вопроса об отнесения газопровода, нефтепровода, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью к имуществу, в отношении которого предприятие может воспользоваться льготой, то есть именно организация, владеющая магистральным трубопроводом, а также сооружениями, являющимися его (магистрального трубопровода) неотъемлемой технологической частью может воспользоваться льготой по налогу на имущество, предусмотренной п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый кодекс РФ не содержит понятия «магистральный трубопровод», поэтому на основании ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации оно определяется исходя из правил специального законодательства.

«Магистральный трубопровод» - понятие собирательное. Наиболее полное определение магистрального трубопровода содержится в СНИП 2.05.06-85. В нем перечислены объекты, составляющие магистральный трубопровод.

Согласно указанному акту, под магистральными трубопроводами подразумеваются трубопроводы и ответвления от них условным диаметром до 1400 мм (включительно) с избыточным давлением среды свыше 1,2 МПа (12 кгс/кв. см) до 10 МПа (100 кгс/кв. см) для транспортирования: а) нефти, нефтепродуктов (в том числе стабильного конденсата и стабильного бензина), природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи (от промыслов), производства или хранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива, газораспределительных станций, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий и портов); б) сжиженных углеводородных газов фракций С3 и С4 и их смесей, нестабильного бензина и конденсата нефтяного газа и других сжиженных углеводородов с упругостью насыщенных паров при температуре плюс 40 °С не свыше 1,6 МПа (16 кгс/кв. см) из районов их добычи (промыслов) или производства (от головных перекачивающих насосных станций) до места потребления; в) товарной продукции в пределах компрессорных (КС) и нефтеперекачивающих станций (НПС), станций подземного хранения газа (СПХГ), дожимных компрессорных станций (ДКС), газораспределительных станций (ГРС) и узлов замера расхода газа (УЗРГ); г) импульсного, топливного и пускового газа для КС, СПХГ, ДКС, ГРС, УЗРГ и пунктов редуцирования газа (ПРГ).

В состав магистральных трубопроводов, согласно СНиП, входят:

трубопровод (от места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной продукции) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения НПС, КС, УЗРГ, ПРГ, узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола;

установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов;

линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов;

противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов;

емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсата и сжиженных углеводородов;

здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;

постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов;

головные и промежуточные перекачивающие и наливные насосные станции, резервуарные парки, КС и ГРС;

СПХГ;

пункты подогрева нефти и нефтепродуктов;

указатели и предупредительные знаки.

Итак, магистральный трубопровод в соответствии с СНиП представляет собой сложный комплексный механизм, помимо самой трубы включающий в себя целый ряд объектов, обеспечивающих безопасное и эффективное транспортирование углеводородного сырья.

Кроме того, детальный перечень объектов и конструктивных элементов, входящих в систему магистрального трубопроводного транспорта и обеспечивающих его функциональное назначение, приведен в Правилах охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго России от 29.04.1992 и Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 № 9.

В соответствии с п.1.2 указанных Правил в состав трубопроводов входят:

трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения насосных и компрессорных станций, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств, узлами измерения количества продукции, конденсатосборниками, устройствами для ввода ингибиторов гидратообразования, узлами спуска продукции или продувки газопровода;

установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов;

линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов, устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов;

противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов;

емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска продукции;

сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;

вдольтрассовые проезды и переезды через трубопроводы, постоянные дороги, вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов, сигнальные знаки при пересечении трубопроводами внутренних судоходных путей;

головные и промежуточные перекачивающие, наливные насосные и напоропонижающие станции, резервуарные парки, очистные сооружения;

компрессорные и газораспределительные станции;

станции подземного хранения газа, нефти и нефтепродуктов;

автомобильные газонаполнительные станции;

наливные и сливные эстакады и причалы;

пункты подогрева нефти и нефтепродуктов.

Таким образом, магистральный трубопровод представляет собой единый имущественный производственный транспортный комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов, иных технологических объектов и предназначенный для транспортировки продукции от пунктов ее приемки до пункта сдачи, технологического хранения или перевалки на другой вид транспорта.

Согласно Стандарту организации СТО ГАЗПРОМ РД 2.5- 141-2005 «Газораспределение. Термины и определения», введен в действие Распоряжением ОАО «Газпром» от 3 февраля 2005 г. №18 с 18 марта 2005 г., газопровод магистральный - комплекс производственных объектов, обеспечивающих транспорт природного или попутного нефтяного газа, в состав которого входят однониточный газопровод, компрессорные станции, установки дополнительной подготовки газа (например, перед морским переходом), участки с лупингами, переходы через водные преграды, запорная арматура, камеры приема и запуска очистных устройств, газораспределительные станции, газоизмерительные станции, станции охлаждения газа.

Дальним транспортом газа, согласно Стандарту организации СТО ГАЗПРОМ РД 2.5- 141-2005 «Газораспределение. Термины и определения», введен в действие Распоряжением ОАО «Газпром» от 3 февраля 2005 г. № 18 с 18 марта 2005 г., является транспорт газа по магистральным трубопроводам.

В соответствии с Перечнем имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций и утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №504 к магистральным газопроводам, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, в частности, относятся трубопроводы технологические (код ОКОФ 12 0001110), то есть участки магистральных трубопроводов (внутриплощадочные трубопроводы) с запорной арматурой между технологическим оборудованием, цехами компрессорных станций, газоизмерительных станций, а также линии технологическое комплектные, установки и агрегаты по добыче, промысловой подготовке и транспортировке нефти, газа и конденсата (код ОКОФ 14 2949134), в том числе блоки редуцирования, узлы замера расхода газа, подогреватели газа, установки очистки, одоризации газа, установленные на газораспределительных станциях, газоизмерительных станциях.

ЗАО «Нортгаз» заявлена льгота по налогу на имущество в отношении следующего имущества, которое принадлежит ему на праве собственности: газопровод УКПГ — УКПГ-15 (газопровод) и конденсатопровод внешнего транспорта УКПГ — точка врезки (конденсатопровод).

Как утверждает заявитель и представил в материалы дела соответствующие доказательства (технические паспорта, договоры, «Проект обустройства газоконденсатных залежей Северо-Уренгойского месторождения (Западный купол», письмо от 22.07.2010 года №78/5579-60) на УКПГ ЗАО «Нортгаз» газ доводится до соответствия отраслевому стандарту, а конденсат – до соответствия техническим условиям, при которых газ и конденсат могут транспортироваться по системам магистральных трубопроводов.

Согласно представленным ЗАО «Нортгаз» техническим паспортам (исх. №НГ-03-260 от 16.03.2010 года Газопровод УКПГ — УКПГ-15 и Конденсатопровод внешнего транспорта УКПГ – точка врезки расположены на территории Северо-Уренгойского газоконденсатного месторождения Западный купол и предназначены для транспорта газа и газового конденсата в пределах промысла. В частности, газопровод УКПГ — УКПГ-15 предназначен для транспорта газа от установки комплексной подготовки газа до установки комплексной подготовки газа -15. Конденсатопровод предназначен для транспорта газового конденсата от установки комплексной подготовки газа до точки врезки.

Таким образом, указанные Газопровод УКПГ УКПГ-15 и Конденсатопровод внешнего транспорта УКПГ — точка врезки являются промысловыми газопроводом и конденсатопроводом.

Согласно Инструкции по проектированию, строительству и реконструкции промысловых нефтегазопроводов, утвержденной Приказом Минтопэнерго России от 23.12.1997 года №441, трубопровод промысловый - трубопровод с устройствами на нем для транспорта газообразных и жидких продуктов под действием напора (разности давлений), от скважин до места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной продукции.

Согласно Стандарту организации СТО ГАЗПРОМ РД 2.5-141-2005 «Газораспредение. Термины и определения» введен в действие Распоряжением ОАО «Газпром» от 03.02.2005 года №18 с 18 марта 2005 года, газопровод промысловый – газопровод предназначенный для транспортировки газа в пределах промысла.

Таким образом, газопровод УКПГ - УКПГ- 15 и конденсатопровод внешнего транспорта УКПГ - точка врезки предназначены для транспортировки газа (конденсата) между двумя установками на которых осуществляется подготовка газа (конденсата) к дальнейшему транспорту.

Следовательно, ни газопровод УКПГ - УКПГ- 15, ни конденсатопровод внешнего транспорта УКПГ - точка врезки не могут считаться составной частью магистрального трубопровода, а также не относятся к сооружениям, являющимися неотъемлемой технологической частью магистрального трубопровода.

Тот факт, что УКПГ, «газопровод УКПГ – УКПГ-15» и система магистральных газопроводов последовательно конструктивно связаны, что определяется технологическими особенностями подготовки газа к дальнему транспорту и его транспортировкой по системе магистральных трубопроводов не свидетельствует об отнесении их к сооружениям, являющимися неотъемлемой технологической частью магистрального трубопровода.

В составе Перечня имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций и утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №504, находится: имущество, относящееся к магистральным газопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, то есть помимо самого магистрального газопровода, также сооружения, которые обеспечивают технологический процесс функционирования магистрального трубопровода, при условии использования данных объектов для обеспечения технологического процесса функционирования магистрального газопровода (установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов; линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов; противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов; емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсата и сжиженных углеводородов; здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов; постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов и т.д.).

Кроме того, в соответствии с п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат освобождению от уплаты налога на имущество не все организации, владеющие имуществом, посредством которого обеспечивается трубопроводная транспортировка газа.

Так, технологический процесс трубопроводной транспортировки газа включает в себя следующее: после того как газ извлечен из недр, он сначала проходит процедуру подготовки к транспортировке. Цель подготовки состоит в устранении примесей, затрудняющих транспортировку либо использование газа.

Подготовка газа осуществляется в специальных установках, которые бывают двух видов.

Установка комплексной подготовки газа (УКПГ), на которой производится очистка и осушка газа.

Газоперерабатывающий завод (ГПЗ): применяется, если газ содержит в большом количестве гелий либо сероводород. На ГПЗ выделяют из газа гелий и серу.

Добытый и подготовленный к транспортировке газ через подводящий газопровод поступает в магистральный трубопровод (диаметром, как правило, до 1400 мм), по которому движется под давлением в среднем 75-85 атмосфер. Магистральные трубопроводы бывают подземные, наземные, надземные и подводные.

По мере продвижения газа по магистральному трубопроводу он теряет энергию, преодолевая силы трения как между газом и стенкой трубы, так и между слоями газа. Поэтому через определенные расстояния на магистральном трубопроводе сооружают компрессорные станции (КС), на которых газ дожимается до необходимого давления.

С магистральными трубопроводами связаны системы хранения газа. Они необходимы, поскольку спрос на газ носит сезонный характер: пиковый спрос в зимний период и пониженный спрос в летний период. Не использованные в летний период объемы газа закачиваются в хранилища газа. Там газ находится до наступления холодов.

Хранилища газа, как правило, создаются на базе истощенных месторождений углеводородного сырья или соляных каверн, поэтому они называются подземными хранилищами газа (ПХГ).

После транспортировки газа по магистральным трубопроводам высокого давления он через газопровод-отвод поступает в местные газораспределительные сети низкого давления (в среднем 25 атмосфер), а оттуда через сети конечного потребителя - конечным потребителям.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что наряду с магистральными трубопроводами выделяет иные трубопроводы, не относящиеся к ним, как-то: региональные трубопроводы; трубопроводы, технологически связанные с магистральным трубопроводом; трубопровод, работающий в режиме сборного коллектора.

В свою очередь, в соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ освобождаются от обложения налогом на имущество организации - в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанного объекта, а именно магистрального трубопровода.

Льгота предоставляется только в отношении имущества, которое указано в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504. Это подчеркнул Минфин России в Письме от 28.09.2010 № 03-05-05-01/41.

УКПГ, «газопровод УКПГ-УКПГ-15», принадлежащие ЗАО «Нортгаз» лишь конструктивно примыкают к магистральным трубопроводам, но не являются магистральными трубопроводами и не относятся к сооружениям, обеспечивающим технологический процесс функционирования магистрального газопровода.

Вместе с тем, тот факт, что спорные объекты примыкают к магистральным трубопроводам еще не означает, что они относятся к сооружениям, обеспечивающим технологический процесс функционирования магистрального газопровода.

Аналогичные выводы в отношении дорог необщего пользования нашли отражения в судебной практике. Так, например, ФАС Дальневосточного округа неоднократно отмечал, что железнодорожные пути необщего пользования к такому имуществу не относятся. Даже если эти пути являются подъездными к железнодорожным путям общего пользования, которые поименованы в Перечне. Поэтому права на льготу по п. 11 ст. 381 НК РФ не возникает (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 09.02.2010 № Ф03-120/2010, от 09.02.2010 № Ф03-119/2010, от 09.02.2010 № Ф03-99/2010, от 08.02.2010 № Ф03-101/2010).

Если следовать логике заявителя то все организации, владеющие имуществом, участвующим в добыче, подготовки к транспортировке газа через подводящий газопровод, должны освобождаться от налогообложения, так как без процесса добычи сырья не будет процесса подготовки к дальнему транспорту товарной продукции, не будет процесса транспортировки по магистральным трубопроводам.

Однако, согласно п. 11 ст. 381 НК РФ освобождаются от обложения налогом на имущество организации - в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанного объекта. При этом отнесение трубопровода к магистральным определяется его стратегическим значением, важностью в энергетических системах, масштабностью создаваемой инфраструктуры, а также тем, что помимо национального законодательства трубопроводный транспорт подпадает под действие международно-правовых норм.

Таким образом, газопровод УКПГ — УКПГ- 15 и конденсатопровод внешнего транспорта УКПГ — точка врезки предназначены для транспортировки газа (конденсата) между двумя установками на которых осуществляется подготовка газа (конденсата) к дальнейшему транспорту. Следовательно, ни газопровод УКТIГ — УКПГ- 15, ни конденсатопровод внешнего транспорта УКПГ — точка врезки не могут считаться составной частью магистрального трубопровода, в связи с чем на указанное имущество среднегодовой стоимостью 73 293 854,79 рублей не распространяются положения пункта 11 статьи 381 НК РФ.

Перечисленные Обществом в перечне объекты имущества (исх. №НГ-05/578 от 31.05.2010), в отношении которых им заявлена налоговая льгота: АВО газа; компрессорная; насосная антифриза; насосная внешней перекачки конденсата; насосная ГФУ для сжигания промышленных стоков; насосная метанола; насосная пенного пожаротушения; насосная пожарного водоснабжения; операторная управления; пункт измерения расхода газа резервуары водоснабжения; внутриплощадочные технологические сети; комплектная трансформаторная подстанция; станция подготовки питьевой воды; узел врезки в конденсатопровод; узел учета конденсата, факельное хозяйство; цех запорно-переключающей арматуры; цех подготовки газа к транспорту № 1; цех подготовки газа к транспорту №2; цех подготовки конденсата; цех подготовки газа на собственные нужды; блок измерения качества конденсата; хромотограф №1; хромотограф №2; стенд пожарный; электрохимическая защита трубопроводов; радиомодем TRIMMARK среднегодовой общей стоимостью 476 87 536,18 рублей являются имущественным комплексом, то есть неотъемлемой технологической частью установки комплексной подготовки газа ЗАО «Нортгаз», находящегося на Северо-Уренгойском газоконденсатном месторождении (Западный купол). Вхождение перечисленного имущества в состав имущественного комплекса УКПГ подтверждается и техническим паспортом УКПГ по состоянию на 15.12.2002.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что спорные трубопроводы не могут считаться составной частью магистрального трубопровода и поскольку иные спорные объекты являются неотъемлемой технологической частью установки комплексной подготовки газа ЗАО «Нортгаз», на перечисленные в перечне Общества 30 объектов не распространяются положения пункта 11 статьи 381 НК РФ.

Кроме того, суд считает необходимым согласиться с выводами налогового органа в отношении дизельной электростанции.

Учитывая, что указанная аварийная дизельная электростанция входит в состав УКПГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на УКПГ от 03.05.2006 года №72 НК 191520, сооружена на газоконденсатном промысле ЗАО «Нортгаз», в также в силу вышеизложенного, не может быть отнесена к имуществу, являющемся неотъемлемой технологической частью магистрального газопровода. Кроме того, данная дизельная электростанция функционально не входит в Перечень имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций.

Таким образом, налогоплательщик необоснованно применил льготу, предусмотренную п. 11 ст. 381 НК РФ, в отношении принадлежащего ему на праве собственности спорного имущества, которое не является неотъемлемой технологической частью магистрального трубопровода.

Доначисление налога на имущество за 2009 год в размере 13 422 215 руб., за 1 квартал 2010 года в размере 3 034 367 руб. произведено налоговым органом обоснованно.

Вместе с тем на основании пункта 8 статьи 75 НК РФ и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ суд считает необходимым признать неправомерным начисление заявителю пеней и налоговых санкций по налогу на имущество за налоговый период 2009 года.

В соответствии с пунктом 8 статьи 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ) обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются, в частности, выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

К разъяснениям, данным в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации, как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», следует также относить письменные разъяснения руководителей федеральных министерств и ведомств, а также их уполномоченных на то должностных лиц (п. 35 Постановления Пленума ВАС РФ).

Также в пункте 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при применении подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.

Арбитражным судом установлено, неуплата налога на имущество в отношении спорных объектов связана с тем, что ЗАО «Нортгаз» руководствовалось разъяснениями исполняющего обязанности руководителя Инспекции ФНС РФ по г. Надыму ЯНАО И.С. Бобенича исх. №05-08/21514 от 21.11.2005 года (том 5 л.д. 94), адресованные Обществу.

Так, в указанном письме ИФНС РФ по г. Надыму ЯНАО указало Обществу на отсутствие нарушений налогового законодательства в части льготируемого имущества в соответствии с п. 1 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины Общества в совершенном правонарушении, что исключает привлечение к налоговой ответственности, а также начисление пени по налогу на имущество за 2009 год.

В силу изложенного, заявленные ЗАО «Нортгаз» требования подлежат частичному удовлетворению.

Так, подлежат признанию незаконным Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа №1190 от 30.07.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисленной пени по налогу на имущество в размере 418 661 руб., в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 2684443 руб.

В виду того, данное Решение явилось основанием выставления оспариваемого требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, также подлежит признанию недействительным требование Инспекции ФНС РФ по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа №1398 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.11.2010 года в части предложения уплатить пени по налогу на имущество в размере 108773 руб. 90 коп., в части предложения уплатить налоговые санкции по налогу на имущество в размере 2684443 руб.

Учитывая, что за отчетный период 1 квартал 2010 года по налогу на имущество пени и налоговые санкции не начислялись, подлежат основанию без удовлетворения требования заявителя о признании недействительными решения № 529 от 30.07.2010 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа №1399 по состоянию на 18.11.2010.

В абзаце 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче юридическими лицами заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 2000 рублей.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено распределение судебных расходов пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в случае, если иск удовлетворен частично.

Вместе с тем исходя из неимущественного характера требований к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.

В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

Поэтому суд взыскивает с налогового органа в пользу налогоплательщика судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 рублей, что соответствует размеру госпошлины за два удовлетворенных требования.

При данных обстоятельствах и руководствуясь статьями 169-170, 200, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявление Закрытого акционерного общества «Нортгаз» (ИНН: 8904045666, ОГРН: 1048900318312) - удовлетворить частично.

Признать незаконным Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа (в настоящее время Межрайонная Инспекция ФНС РФ №4 по ЯНАО) №1190 от 30.07.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисленной пени по налогу на имущество в размере 418 661 руб., в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 2 684 443 руб.

Признать недействительным требование Инспекции ФНС РФ по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа (в настоящее время Межрайонная Инспекция ФНС РФ №4 по ЯНАО) №1398 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.11.2010 года в части предложения ЗАО «Нортгаз» уплатить пени по налогу на имущество в размере 108773 руб. 90 коп., в части предложения уплатить налоговые санкции по налогу на имущество в размере 2 684 443 руб.

В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС РФ №4 по Ямало-Ненецкому автономному округу в пользу Закрытого акционерного общества «Нортгаз» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в апелляционном порядке в месячный срок.

Судья

Садретинова