Решения районных судов

Решение от 2011-04-14 №А65-918/2011. По делу А65-918/2011. Республика Татарстан.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

Именем Российской Федерации Решение

г. Казань Дело №А65-918/2011

14 апреля 2011 года.

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2011 года. Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи Логинова О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Татарстан, г. Казань к Муниципальному учреждению Исполнительный комитет Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ, д. Каипы Лаишевского района РТ о взыскании налога и пени в общей сумме 774673,79 руб.,

с участием:

от заявителя – Камзеевой М.Г.,

от ответчика – не допущены в соответствии с ч.2 ст.62 АПК РФ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахуновой Э.Х.,

Установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Республике Татарстан (далее – заявитель, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному учреждению Исполнительный комитет Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ, д. Каипы Лаишевского района РТ (далее – ответчик) о взыскании налога и пени в общей сумме 774673,79 руб.



Определением от 14.03.2011 принято уменьшение заявленных требований до 772543,65 руб.

Представитель Заявителя в судебном заседании заявленные требования (с учетом уменьшения) поддержала.

Представители Ответчика в судебное заседание не допущены в соответствии с ч.2 ст.62 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, в ходе проведения сверки состояния расчетов с бюджетом у заявителя была выявлена задолженность по пеням в размере 772543,65 руб., в том числе 10276,02 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 646207,41 руб. по взносам в Пенсионный фонд РФ, 23488,27 руб. по взносам в фонд социального страхования РФ, 70384,78 руб. по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 4463,63 руб. по взносам в Государственный фонд занятости, 17723,54 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленное на выплату накопительной части трудовой пенсии ПФ РФ.

Данные факты нашли отражение в балансе расчетов по состоянию на 12.01.2011 (л.д. 6-7).

Как усматривается из расчета, начисление пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленное на выплату накопительной части трудовой пенсии ПФ РФ, по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, произведено, начиная с 16.02.2006 (л.д. 14, 19-21).

Как усматривается из расчета, начисление пени по взносам в Пенсионный фонд РФ, в фонд социального страхования РФ, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в Государственный фонд занятости произведено за период с 25.12.2006 по 19.11.2009 (л.д.16, 17, 18, 22).

Поскольку ответчик суммы пени не уплатил, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании пеней, начисленных на ранее образовавшуюся задолженность.

Рассмотрев материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока на подачу заявления и требований заявителя о взыскании пени.

Согласно п.4 ст.215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Так как недоимка по пени возникла до 01.01.2007, то применяется порядок взыскания недоимки, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) в редакции, действовавшей до 01.01.2007.

Ответчик является бюджетной организацией, а, следовательно, в силу положений статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации производит учет операций по исполнению бюджета на лицевых счетах.

Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

При этом взыскание налога с организации, у которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.



В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 8 статьи 45 НК РФ установлено, что указанные правила применяются также в отношении пеней и штрафов.

Для каждой стадии взыскания налога, сбора, пеней НК РФ установлен соответствующий порядок и конкретные сроки реализации, по истечении или нарушении которых налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие полномочия.

Требованиями статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» установлено, что с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в вышеуказанные фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 01.01.2001, а также и образовавшихся после 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу ст. 45 НК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату окончания начисления пени) неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога в порядке, предусмотренном ст.ст. 69 и 70 НК РФ. Согласно ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. В соответствии с п. 6 ст. 75 НК РФ взыскание пени производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.

Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

В соответствии с п.6 ст.75 НК РФ взыскание пени производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.

Заявитель не представил суду доказательства своевременного направления требования об уплате пени и соблюдения сроков на принудительное взыскание недоимки.

Также не представил документов, подтверждающих наличие недоимки, на которую начислены пени.

Факт неполучения спорных требований об уплате налога ответчиком оспорено не было.

Пунктом 3 ст.48 НК РФ (в редакции до 01.01.2007 года) установлено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные статьей 70 НК РФ.

Указанное положение подлежит применению и при взыскании в судебном порядке сумм недоимок с юридических лиц, о чем было указано в п.12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 № 5 и в п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 № 71.

В случае пропуска сроков установленных ст.46 НК РФ суд отказывает в удовлетворении требований взыскателя к юридическому лицу. Пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога и пени.

Таким образом, поскольку пени были начислены до 01.01.2007, то на дату рассмотрения настоящего дела в суде, заявитель пропустил сроки обращения в суд с заявлением об их взыскании. Доказательств уважительности пропуска срока на взыскание пени в судебном порядке не представил.

Статьей 59 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 №229-ФЗ, действующей с 03.09.2010) предусмотрен порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание.

Согласно пп. 4 п.1 данной статьи безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 59 НК РФ предусмотрено, что органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.

Ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании задолженности является необоснованным и удовлетворению не подлежит, так как документов, подтверждающих уважительность пропуска срока на подачу заявления в суд, не представлено. Отказ в восстановлении срока на подачу заявления в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании недоимки.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные нормы и выводы, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В силу положений пп.1.1 ч.1 ст.333.37 НК РФ оснований для взыскания государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

Решил:

В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Татарстан отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья О.В. Логинов