Решения районных судов

О признании договора об обязательном пенсионном страховании недействительным. Решение от 18 апреля 2011 года №. Нижегородская область.

Канавинский районный суд г.Н.Новгорода в составе:

председательствующего судьи Кувшиновой *.*.

при секретаре Бабиной *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Кировской области в интересах несовершеннолетней Козловой *.*. к Некоммерческой организации «Негосударственный пенсионный фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» о признании договора об обязательном пенсионном страховании недействительным, обязании перевести накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионный Фонд России,

Установил:

Заместителем прокурора Кировской области предъявлен настоящий иск к Некоммерческой организации «Негосударственный пенсионный фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ». В обоснование указано, что при проверке по заявлению родителей учащихся... средней школы <адрес> в деятельности сотрудников данной организации выявлены нарушения требований гражданского законодательства при заключении договоров об обязательном пенсионном страховании. В соответствии с договором
№ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ответчиком и ФИО 1, последний принял на себя обязательство по организации подписания застрахованными лицами договоров обязательного пенсионного страхования с Некоммерческой организацией «Негосударственный пенсионный фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» (далее - Фонд), и передачи копий оформленный заявлений ОПС с поручениями к ним, в Фонд. ФИО 1 обязался оформлять договоры обязательного пенсионного страхования и представлять в Фонд пакеты документов ОПС в соответствии с порядком, установленным Фондом. Условиями договора не предусмотрено право ФИО 1 привлекать к указанным действиям третьих лиц. Как установлено проверкой, при отсутствии основанных на законе полномочий по представлению интересов Фонда, при наличии бланков подписанных договоров обязательного пенсионного страхования, переданных ФИО 1 ФИО 2, последней с учащихся... средней школы <адрес> были запрошены копии паспортов и страховых свидетельств Пенсионного фонда РФ. Кроме того, ФИО 2 просила учащихся подписать три незаполненных бланка договора и два чистых бланка заявления и поручения. Никакой разъяснительной работы не проводилось, с содержанием текстов договоров учащиеся школы не знакомились, согласия родителей учеников на заключение договоров обязательного пенсионного страхования получено не было. Поскольку граждане в возрасте от 14 до 18 лет в силу закона обла дееспособностью и совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей, на совершение сделки по заключению договора обязательного пенсионного страхования таких граждан требуется согласие родителей. Проверкой установлено, что согласия родителей несовершеннолетней Козловой *.*., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на заключение договора по обязательному пенсионному страхованию с Фондом, получено не было.

В силу ст.175 ГК РФ сделка, истец просил признать договор об обязательном пенсионном страховании №, заключенный между Некоммерческой организацией «Негосударственный пенсионный фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» и Козловой *.*. недействительным; обязать
ответчика перевести накопительную часть трудовой пенсии Козловой *.*. в Пенсионный фонд России.

В судебном заседании представитель истца Андропова *.*. требования и доводы искового заявления поддержала.

Представитель ответчика Хорошайлова *.*. в судебное заседание не явилась, представила отзыв на иск в письменном виде.... Просила в удовлетворении требований прокурору отказать, поскольку Козлова *.*. распорядилась своим заработком и иным доходом, на который были начислены страховые взносы в соответствии со ст.26 ГК РФ, предоставляющей несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет право самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив доводы отзыва представителя ответчика, материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно ст.175 ГК РФ, сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет без согласия его родителей, усыновителей или попечителя, в случаях, когда такое согласие требуется в соответствии со статьей 26 настоящего Кодекса, может быть признана судом недействительной по иску родителей, усыновителей или попечителя.

Если такая сделка признана недействительной, соответственно применяются правила, предусмотренные абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 171 настоящего Кодекса (часть 1).

Абзацами 2 и 3 п.1 ст.171 ГК РФ предусмотрено последствие недействительности сделки в виде двусторонней реституции и возмещения реального ущерба недееспособной стороне.

Согласно ст.26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.

Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем (часть 1).

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до
восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами (часть 2).

По делу установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ между Некоммерческой организацией «Негосударственный пенсионный фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» и несовершеннолетней Козловой *.*. заключен договор об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом.

По условиям данного договора, Козлова *.*. обязалась предъявлять Фонду содержащие достоверные сведения документы, являющиеся основанием для начисления накопительной части трудовой пенсии, в том числе документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства и гражданство; сообщать Фонду обо всех изменениях, влияющих на выплату накопительной части трудовой пенсии; соблюдать установленные для назначения (перерасчета) и выплаты накопительной части трудовой пенсии условия.

На момент заключения договора Козловой *.*. исполнилось... лет, соответственно, в силу ч.1 ст.26 ГК РФ она могла совершать сделки только с письменного согласия законных представителей.

Такое согласие при заключении договора отсутствовало. Впоследствии родители несовершеннолетней данную сделку не одобрили. Более того, они обратились с заявлением в прокуратуру Кировской области о принятии мер прокурорского реагирования по фактам нарушения Фондом законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании.

При таких обстоятельствах, договор между Фондом и Козловой *.*. заключен в нарушение ст.26 ГК РФ, и подлежит признанию недействительным.

Доводы представителя ответчика о том, что в силу п.1 ч.2 ст.26 ГК РФ несовершеннолетние правомочны распоряжаться своими пенсионными накоплениями, возникшими в результате начисления страховых взносов на доходы в виде заработка, суд находит необоснованными.

Указанная норма действительно разрешает несовершеннолетним распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами. Однако, предметом оспариваемого договора, являются не отношения по распоряжению этими доходами, а правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при осуществлении негосударственными пенсионными фондами деятельности по негосударственному
пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, что следует из преамбулы к закону РФ «О негосударственных пенсионных фондах».

В соответствии со ст.2 данного закона, деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию негосударственными пенсионными фондами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании.

В ст.3 закона разъяснено понятие договора об обязательном пенсионном страховании - это соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.

Под накопительной частью трудовой пенсии понимается ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая фондом застрахованному лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации о трудовых пенсиях, настоящим Федеральным законом и договором об обязательном пенсионном страховании.

Согласно ст.7 закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, заключенный между Фондом и Козловой *.*. договор касается будущих прав Козловой *.*. на пенсионное обеспечение. Соответственно, на его заключение требовалось согласие законных представителей. В отсутствие такого согласия и последующего одобрения, договор об обязательном пенсионном страховании не может быть признан законным.

Поскольку ответчиком представлены доказательства того, что на его счет перечислены средства пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии несовершеннолетней, суд обязывает его перевести данные накопления обратно в Пенсионный фонд России.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, 333.19 Налогового кодекса РФ, суд
взыскивает с ответчика государственную пошлину в соответствующий бюджет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования заместителя прокурора Кировской области удовлетворить.

Признать договор об обязательном пенсионном страховании №, заключенный между Некоммерческой организацией «Негосударственный пенсионный фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» и Козловой *.*. недействительным.

Обязать Некоммерческую организацию «Негосударственный пенсионный фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» перевести накопительную часть трудовой пенсии Козловой *.*. в Пенсионный фонд России.

Взыскать с Некоммерческой организации «Негосударственный пенсионный фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» госпошлину в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, в сумме 4 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме, в Нижегородский областной суд через районный суд.

...

...

...

Судья *.*. Кувшинова