Решения районных судов

Решение от 2010-01-18 №А15-2534/2009. По делу А15-2534/2009. Республика Дагестан.

18 января 2010 года Дело № А15-2534/2009 г. Махачкала

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Цахаева С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Халипаевым А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Управления Госавтодорнадзора по РД о привлечении Дочернего предприятия «Избербашское ПАТП» к административной ответственности по части 3 и по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,

с участием в судебном заседании:

от заявителя – Орусхановой М. Ш. (доверенность от 26.1109, удостоверение №00498),);

от заинтересованного лица – директор ПАТП Исаков М.М. и зам. директора Магомедов М.О. (удостоверение №0002),

Установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Дагестан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о привлечении Дочернего предприятия «Избербашское ПАТП» (далее - предприятие) к административной ответственности по части 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией).

Представитель заявителя в судебном заседании заявила отказ от требований о привлечении предприятия к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, поскольку согласно справки специалиста ЭКЦ МВД по РД за №810/6 от 26.12.09 и постановлению старшего следователя СО при ОВД по Бабаюртовскому району РД об отказе в возбуждении уголовного дела от 31.12.09, водитель автобуса «Икарус», принадлежащего Избербашскому ПАТП, признан невиновным в совершении ДТП. Просила привлечь ДП «Избербашское ПАТП» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, и наложить на него административный штраф.

Представитель заинтересованного лица не возразил против заявленного представителем заявителя отказа от части заявления, пояснил, что проверка проводилась с его участием и по ее результатам составлен протокол и предприятию выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Заявил, что все нарушения, указанные в предписании в настоящий момент ими устранены, документы об этом представлены в суд. Просил суд с учетом этого рассмотреть заявление о привлечении к административной ответственности.

Суд, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает, что заявление управления подлежит удовлетворению в части привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, а в части заявления о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, принять отказ и производство в этой части прекратить по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 18 ноября 2009 года на основании спецсообщения УГИБДД РД по факту ДТП, имевшего место 14 ноября 2009 года с участием автобуса Икарус за гос. номером 37-28 ДАО 05 rus, принадлежащего ДП «Избербашское ПАТП» и приказа №1270 от 16.11.09 была проведена проверка в ДП «Избербашское ПАТП» по соблюдению транспортного законодательства и соблюдения условий лицензирования, и по ее результатам составлен протокол №1278 от 18.11.09 об административном правонарушении.

Из него следует, что в ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения: 1. Не проводится послерейсовый медосмотр водителей. 2. Не расшифровывается в путевых листах подпись медработника (Ф.И.О.). 3. Не обеспечена проверка работы водителей на линии. 4. Нет графиков работы водителей на линии. 5. Не ведутся табеля учета рабочего времени привлеченных водителей. 6. Нет аттестации по безопасности дорожного движения 2-х механиков.

Из Положения об Управлении государственного автодорожного надзора по Республике Дагестан, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.12.2004 №АН-353фс, видно, что Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по надзору и контролю деятельности в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Согласно пунктам 2.3.1, 2.3.8 Управление осуществляет в установленном порядке контроль и надзор за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, а также производство по делам об административных правонарушениях, составляет протоколы и рассматривает дела об административных правонарушениях в соответствии с требованиями КоАП РФ. С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих дорожную, перевозочную и иную, связанную с транспортным процессом деятельность.

В силу части 3 статьи 28.3 КоАП РФ, помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 настоящего Кодекса; вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с должностным регламентом государственный инспектор Хамзаев Д.Х. уполномочен на составление протокола об административном правонарушении.



Таким образом, протокол о совершении ДП «Избербашское ПАТП» административного правонарушения составлен полномочным органом и правомочным должностным лицом.

В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Как следует из материалов дела, предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица (выписка из единого государственного реестра юридических лиц №05-09-206 от 26.11.09) и имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом № АСС-05-115702 от 28.03.07.

В силу пункта 62 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Согласно статье 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствие с пунктами 1.5 и 1.6 Положения, организации, а также водители - предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, в установленных случаях обязаны иметь лицензию на осуществление конкретных видов перевозок, соблюдать условия, предусмотренные в лицензии, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения. Ответственность за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения в организации возлагается на ее руководителя либо назначенного на должность, связанную с обеспечением безопасности движения транспортных средств, исполнительного руководителя или специалиста.

Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“, юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами.

В силу п.п. «б» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, обслуживающим для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров, в частности, относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

В соответствии с п.п. «г» п. 4 Положения, одним из лицензионных требований является наличие у лицензиата должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Как видно из протокола об административном правонарушении, подписанного полномочным представителем заинтересованного лица без возражений, на момент проверки два механика, работающие на предприятии, проводящие проверку технического состояния транспорта, не прошли аттестацию по безопасности дорожного движения. Это обстоятельство подтверждается и тем, что согласно приказу №6-ка от 07.12.09, оба механика направлены на обучение уже после проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении.

Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.97 №2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности отнесены:

организация стажировки водителей;

организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;

проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;

регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.



Как видно из материалов дела, предприятие не обеспечивает проведение послерейсового медицинского осмотра водителей, что является нарушением вышеназванного Положения.

В соответствии с п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года №152, Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Как следует из материалов дела, и подтвердил в судебном заседании представитель заинтересованного лица, в путевых листах не проставляется расшифровка подписи медработника, следовательно, не выполняется требование вышеуказанного Приказа.

Согласно п. 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 №15, графики работы на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы устанавливается время начала, окончани Ф.И.О. работы, время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного и еженедельного отдыха.

Как видно из протокола №006852 об административном правонарушении, ДП «Избербашское ПАТП» указанные требования Приказа Минтранса РФ от 20.08.04 №15 в полном объеме не выполнялись.

Изложенное свидетельствует, что Дочернее предприятие «Избербашское ПАТП» осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Следовательно, в действиях предприятия имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Таким образом, 18 ноября 2009 года, то есть в день выявления правонарушений и составления протокола об административном правонарушении, ДП «Избербашское ПАТП» осуществляло свою деятельность с нарушением условий лицензирования.

В протоколе об административном правонарушении от 18 ноября 2009 года действия юридического лица квалифицированы по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Поскольку заявитель считает эти нарушения грубыми, так как вследствие этих нарушений произошло ДТП, в результате которого погибло 7 семь человек и 10 – получили ранения.

Однако в судебном заседании представитель заявителя заявила отказ от требований о привлечении предприятия к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, просила привлечь ПАТП к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 и наложить на него административный штраф.

Согласно п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.04 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять Решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией.

С учетом изложенного, суд считает необходимым переквалифицировать правонарушение, отраженное в протоколе об административном правонарушении, с части 4 на часть 3 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку отраженные в протоколе нарушения не относятся к грубым, а образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

На основании части 6 статьи 206 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Представленный Управлением протокол об административном правонарушении № 006852 от 18.11.2009 соответствует предъявляемым статьей 28.2 КоАП РФ требованиям к его содержанию. Законный представитель ДП «Избербашское ПАТП» участвовал при составлении протокола об административном правонарушении, на основании приказа о возложении на него обязанностей директора, воспользовался правом дачи объяснения и получил копию протокола. Эти обстоятельства он подтвердил и в судебном заседании. Таким образом, Управлением соблюден процессуальный порядок составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Из представленных заявителем решения суда по делу№А15-1686/08 от 26.09.2008г., платежных поручений №15 от 05.03.2009г. об оплате 20 000 руб. и №16 от 10.03.2009г. об оплате 10 000 руб. следует, что взысканный по решению от 26.09.08 штраф в размере 30 000 руб., оплачен в марте 2009 года, что свидетельствует о том, что предприятие считается подвергнутым административному наказанию до марта 2010 года. Однако, с учетом того, что предприятие указанные в предписании нарушения устранило, суд считает возможным определить наказание без учета требований ст. 4.3 КоАП РФ, отягчающих административную ответственность.

В связи с этим, с учетом части 2 статьи 4.2 Кодекса, суд считает возможным назначить ему наказание в виде административного штрафа в минимальном размере – 30000 рублей.

В силу Налогового кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 49, 150, 167-170, 176, 177, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

принять отказ заявителя от части требования о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, и производство в этой части прекратить.

Привлечь дочернее предприятие «Избербашское пассажирское автотранспортное предприятие», местонахождение: г. Избербаш, ул. Геолога Броде, д. 2 (ИНН 0548010414) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, и наложить на него штраф в размере 30000 руб.

Банковские реквизиты для зачисления штрафа:

Получатель – УФК по РД (Управление Госавтодорнадзора по РД ФСНСТ),

ИНН 0561039123;

р/сч. 40101810600000010021;

БИК – 048209001;

Банк ГРКЦ НБ РД г. Махачкала;

КБК – 10611690040040000140,

ОКАТО 82401365000.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении 10-дневного срока с момента его принятия и может быть обжаловано в течение указанного срока в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Ессентуки через Арбитражный суд Республики Дагестан.

Судья С.А. Цахаев