Решения районных судов

Решение от 2010-01-18 №А19-28333/2009. По делу А19-28333/2009. Иркутская область.

Решение

г. Иркутск Дело № А19-28333/09-64

18.01.2010 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Репина С.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куклиной А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Иркутской квартирно-эксплуатационной части района,

к начальнику отделения 118 отдела Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федер Ф.И.О.

о признании постановления незаконным

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Евсеев В.В. (представитель по доверенности от 12.01.10 г. № 14, паспорт),

от ответчика – не явились, извещены надлежащим образом,

Установил:

Иркутская квартирно-эксплуатационная часть района (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об отмене наложенного Постановлением начальника отделения 118 отдела Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации Титаева А.А. от 19.11.2009г. № 197/118/215 штрафа в размере 20000 рублей по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.

Заявитель представил уточнение требований и просит суд признать незаконным и отменить Постановление 118 отдела Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее118 отдел ИГАСН МО РФ) от 19.11.2009г. № 197/118/215.

Уточнение судом принято.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Исследовав представленные материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд приходит к следующему.

10.11.2009г. начальником отделения 118 отдела ИГАСН МО РФ Титаевым А.А. по адресу: Иркутская область, поселок Оёк, войсковая часть 51870, проведена проверка соответствия выполняемых работ по заселению общежития с жилыми ячейками на 150 мест, шифр 875/И, требованиям технических регламентов (норм и правил). В ходе проверки установлено отсутствие акта приемки законченного строительства объекта, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

На основании материалов проверки 10.11.2009г. в отношении Иркутской квартирно-эксплуатационной части района составлен протокол об административном правонарушении № 197/118/203.

Постановлением начальника отделения 118 отдела ИГАСН МО РФ Титаевым А.А. от 19.11.2009г. № 197/118/215 Иркутская квартирно-эксплуатационная часть района привлечена к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Заявитель, полагая, что оспариваемое Постановление от 19.11.2009г. нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности и не соответствует действующему законодательству, обратился в Арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмены.

Суд считает, что требование заявителя о признании постановления 118 отдела ИГАСН МО РФ от 19.11.2009г. № 197/118/215 незаконным подлежит удовлетворению в связи с нарушением административным органом порядка привлечения Иркутской КЭЧ района к административной ответственности.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Из материалов дела усматривается, что Постановлением № 197/118/211 по делу об административном правонарушении от 13.11.2009г. начальника 118 отдела ИГАСН МО РФ Бархатовым Н.А. Иркутская квартирно-эксплуатационная часть района привлечена к административной ответственности ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 рублей за эксплуатацию без актов приёмки законченных строительством объектов, без получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, среди которых и «общежитие с жилыми ячейками на 150 мест, шифр 875/И в п. Оёк».

Постановлением начальника отделения 118 отдела ИГАСН МО РФ Титаевым А.А. от 19.11.2009г. № 197/118/215 Иркутская квартирно-эксплуатационная часть района привлечена к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб. за эксплуатацию без акта приёмки законченного строительством объекта, без получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта – общежития с жилыми ячейками на 150 мест в п. Оёк, шифр 875/И, то есть за то же административное правонарушение, за которое она привлечена к административной ответственности Постановлением № 197/118/211 от 13.11.2009г. начальника 118 отдела ИГАСН МО РФ Бархатовым Н.А. по делу об административном правонарушении.

Данный факт подтвержден заявлением начальника отделения 118 отдела ИГАСН МО РФ Титаевым А.А от 15.12.2009г., в котором указано, что Постановление № 197/118/215 от 19.11.2009г. вынесено ошибочно, в связи с чем начальник отделения 118 отдела ИГАСН МО РФ Титаев А.А. от 15.12.2009г. просит отменить Постановление № 197/118/215 от 19.11.2009г.

В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что при вынесении постановления № 197/118/215 от 19.11.2009г. начальником отделения 118 отдела ИГАСН МО РФ Титаевым А.А нарушены требования ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, в связи с чем оспариваемое Постановление подлежит отмене.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4 и 9.5 данного Кодекса, на основании статьи 23.56 Кодекса рассматривают органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.02.2006г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, является, в том числе Министерство обороны Российской Федерации.

Приказом Министра обороны РФ от 30.12.2007г. № 550 утверждено Положение об органах государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации, которые предназначены для осуществления государственного строительного надзора.

Согласно п.п. 7 п. 14 названного Положения рассматривать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, в пределах предоставленных полномочий, имеет право начальник отдела государственного архитектурно-строительного надзора.

Из материалов дела усматривается, что дело об административном правонарушении в отношении Иркутской квартирно-эксплуатационная часть района рассмотрено главным инженером (начальником отделения) 118 отдела ИГАСН МО РФ Титаевым А.А., им же составлен протокол об административном правонарушении от 10.11.2009г. № 197/118/203.

Согласно выписке из приказа от 12.10.2009г. № 42 по строевой части начальник отделения Титаев А.А назначен исполняющим обязанности заместителя начальника 118 отдела ИГАСН МО РФ.

С учетом изложенного, суд считает, что заместитель начальника не вправе вести производство по делам об административных правонарушениях в области строительства и рассматривать такие дела.

На основании ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения, необходимые для разрешения дела, в том числе объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело.

Положения данной статьи предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности в протоколе об административном правонарушении указывается объяснение законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело.

При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол подписывается законным представителем юридического лица, а в случае отказа от подписания делается соответствующая запись.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Согласно п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10 при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Материалами дела подтверждено, и не оспаривается ответчиком, что протокол об административном правонарушении от 10.11.2009г. № 197/118/203 составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности либо его законного представителя. Доказательства надлежащего уведомления Иркутской квартирно-эксплуатационной части района о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, административным органом суду не представлены.

Довод административного органа о том, что датой и временем составления протокола (10.11.2009г. в 11 час. 00 мин.) является дата и время проведения проверки, указанные в уведомлении № 197/118/184 от 03.11.2009г., отклоняется судом как несостоятельный.

Проведение проверки в отношении юридического лица и составление протокола об административном правонарушении являются различными процессуальными действиями, которые по своей юридической природе не могут быть тождественны.

Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении 10.11.2009г. административный орган не располагал сведениями о надлежащем извещении заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется такое дело.

Дело об административном правонарушении, совершенное юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ).

Согласно ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Из текста оспариваемого постановления от 19.11.2009г. № 197/118/215 усматривается, что дело об административном правонарушении рассмотрено ответчиком 19.11.2009г. в отсутствие Иркутской квартирно-эксплуатационной части района.

При этом доказательства надлежащего уведомления заявителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в материалах дела отсутствуют.

Ссылка ответчика о личном извещении начальника Иркутской квартирно-эксплуатационной части района Лебедева С.С. по телефону о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении отклоняется судом, поскольку указанные действия административного органа не подтверждены документально.

Кроме того, необходимо отметить, что Иркутская квартирно-эксплуатационная часть района не занималась капитальным строительством или реконструкцией объекта недвижимости, расположенного по адресу: Иркутская область, поселок Оёк, войсковая часть 51870, в силу чего не может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое Решение.

Доказательства того, что административным органом приняты необходимые и достаточные меры для извещения Иркутской квартирно-эксплуатационной части района о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, в материалах дела отсутствуют.

В силу п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Суд считает, что указанные выше процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.

В силу ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое Решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое Решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает Решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании выше изложенного суд считает, что оспариваемое Постановление от 19.11.2009г. № 197/118/215 принято 118 отделом ИГАСН МО РФ с нарушением установленного КоАП РФ порядка привлечения заявителя к административной ответственности.

С учётом вышеизложенного требование Иркутской квартирно-эксплуатационной части района о признании оспариваемого постановления от 19.11.2009г. № 197/118/215 незаконным подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявленные требования Иркутской квартирно-эксплуатационной части района удовлетворить.

Постановление 118 отдела Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации от 19.11.2009г. № 197/118/215 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ, - признать незаконным и отменить полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья: С.А. Репин