Решения районных судов

Решение от 2010-01-18 №А19-26695/2009. По делу А19-26695/2009. Иркутская область.

Решение

г.Иркутск

«18» января 2010 года Дело № А19-26695/09-39

Судья Арбитражного суда Иркутской области Титов В.М., при ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Братске и Братском районе Иркутской области

к ООО «Братскремстрой»

о взыскании 2016 руб.

при участии в заседании:

заявителя: Каленикова Е.М., дов. № АЛ-09/15699 от 07.12.2009

ответчика: не явился

Установил:

заявление подано о взыскании штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Представитель Управления требования, изложенные в заявлении, поддержал.

Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в связи с чем дело рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ.

Как следует из представленных материалов, ООО «Братскремстрой» зарегистрировано в качестве юридического лица.

Согласно статье 6 Федерального Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии со статьей 14 Федерального Закона от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании» № 167-ФЗ и статьей 15 Федерального Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (изм. и доп. Федеральных Законов от 25.10.2001 № 138-ФЗ, от 31.12.2002 № 198-ФЗ) страхователь (работодатель) обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального персонифицированного учета на застрахованных лиц.

17.03.2009 в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Братске и Братском районе Иркутской области поступила выписка из решения инспекции ФНС РФ по Центральному округу г.Братска Иркутской области № 01-01-007 от 02.03.2009, которым установлен факт занижения обществом с ограниченной ответственностью «Братскремстрой» базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005, 2006 годы в размере 20160 руб.

19.05.2009 заявителем вынесено Решение № 7 о привлечении ООО «Братскремстрой» к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования, за представление недостоверных индивидуальных сведений на застрахованных лиц в органы ПФР в виде штрафа в размере 10% от причитающихся за отчетный период платежей, что составило 2016 руб.

В связи с неуплатой штрафа заявитель просит взыскать его с общества в судебном порядке.

Суд, исследовав представленные доказательства, считает, что требование заявителя удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Исходя из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В связи с тем, что специальными нормативными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен общий порядок привлечения к ответственности, к названным правоотношениям надлежит применить порядок привлечения к ответственности, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации. Следовательно, нормы, содержащиеся в статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям.

Согласно нормам пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте результатов рассмотрения налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации Управление обязано было заблаговременно известить страхователя о дате и месте рассмотрения материалов проверки.

Из смысла взаимосвязанных положений статей 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что рассмотрение материалов налоговой проверки и принятие решения по ним осуществляется непосредственно руководителем налогового органа или его заместителем в том месте и в то время, о которых извещен налогоплательщик или его представитель, в присутствии налогоплательщика или его представителя, или при наличии достаточных доказательств надлежащего уведомления налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Как установлено судом, уведомлением № 10/2570 от 27.04.2009 Управление ПФР сообщило руководителю ООО о проведении 19.05.2009 по указанному в уведомлении адресу проверки представления сведений о застрахованных лицах за 2005, 2006 годы.

В акте проверки, составленном специалистом Управления 19.05.2009 в отсутствии представителя ООО, содержится информация о надлежащем извещении страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Вместе с тем, из уведомления о вручении почтового отправления № 665717 15 423952 следует, что заказное письмо с извещением о дате рассмотрения материалов налоговой проверки получено директором ООО «Братскремстрой» только 15.06.2009.

Иных доказательств извещения общества о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки в материалы дела не представлено.

Таким образом, акт проверки составлен без участия представителя ООО в отсутствии достаточных доказательств надлежащего уведомления общества о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки.

Из вышеуказанного акта проверки следует, что он направлен страхователю заказным письмом 19.05.2009 исх. № СП-10/3261. В этот же день – 19.05.2009 Управлением вынесено Решение № 7 о привлечении ООО «Братскремстрой» к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования.

В соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе представить свои возражения в течение 10 дней со дня получения акта. Только по истечении 10-дневного срока, установленного пунктом 5 статьи 101.4 НК РФ, руководитель налогового органа рассматривает акт.

Таким образом, пенсионный фонд, рассмотрев акт проверки 19.05.2009 в отсутствие возражений общества и сведений о получении им акта проверки, лишил его возможности представить свои возражения по акту, тем самым не обеспечил соблюдение прав юридического лица, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, что является нарушением существенного условия процедуры привлечения к ответственности. Указанное Решение, вынесенное с нарушением процедуры привлечения страхователя к ответственности, не может служить основанием для взыскания штрафных санкций.

При указанных обстоятельствах, требование заявителя о взыскании с ООО «Братскремстрой» штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167 – 171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья В.М. Титов