Решения районных судов

Решение от 18 января 2010 года . По делу А76-41586/2009. Челябинская область.

Решение

г. Челябинск

«18» января 2010 г. Дело № А76-41586/2009-41-911/15

Резолютивная часть решения вынесена 18.01.2010г.

Решение в полном объеме изготовлено 18.01.2010г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Попова Т.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Путиловой Ю.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Бизнес Геймс» г.Челябинск

к ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска

о признании незаконным бездействия выразившего в отказе возврата излишне уплаченного налога в сумме 385 200 руб., обязании произвести возврат налога

при участии в заседании:

от заявителя: Людиновских Н.В. – представитель по дов. от 21.05.2009 паспорт;

от ответчика: Курмаев А.Ю. – спец. 1 разряда юрид. отдела по дов. от 24.11.2009 исх.№05-24/0444, служебное удостоверение

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Бизнес Геймс» г.Челябинск обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска о признании незаконным бездействия выразившего в отказе возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с июля по декабрь 2006 г. в сумме 385 200 руб., обязании произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес.



Заявитель ссылается на отсутствие ответа инспекции на письмо налогоплательщика о возврате излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес – 385 200 руб. (исх.№2009.117 от 14.08.2009 г.) и указывает на то, что являясь субъектом малого предпринимательства, вправе за период с июля 2006 года по декабрь 2006 года применять ставку налога на игорный бизнес, действовавшую на момент его государственной регистрации - 2150 рублей (27.05.2004 г.).

В обоснование требований заявитель ссылается на ст.9 Федерального закона РФ от 14.06.1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Закон Челябинской области от 27.10.2005 № 407-ЗО «О ставках налога на игорный бизнес территории Челябинской области», Определения Конституционного суда РФ от 01.07.1999 г. № 111-О, от 05.06.2003 № 277-О, Постановление Конституционного суда РФ от 19.06.2003 г. № 11-П.

Ответчик с заявленным требованием не согласен по основаниям, изложенным в отзыве по делу от 23.12.2009 г. № 05-11 (л.д.41), считает, что заявитель не имеет права на возврат налога в заявленной сумме по следующим основаниям.

Согласно п.7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Ответчик ссылается на Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009г. №12882/08, согласно которому заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет, и именно со дня уплаты налога.

Ответчик отмечает, что налогоплательщик узнал об обоснованном применении ставки налога на игорный бизнес в размере 2 150 руб., исходя из судебного дела №А76-13125/06, то есть в 2006 году. Таким образом, срок на подачу такого заявления, по мнению инспекции, пропущен налогоплательщиком по неуважительной причине и восстановлению не подлежит.

В судебном заседании представитель ответчика требования заявителя отклонил, ссылаясь на отсутствие у налогового органа доказательств отнесения налогоплательщика к субъектам малого предпринимательства, а также сведений о наличии переплаты по налогу на игорный бизнес за спорный период.

Представитель заявителя заявил письменное ходатайство по уточнению заявленных требований, просит признать недействительным бездействие инспекции, выразившееся в отсутствии решения (ответа) на заявление ООО «Бизнес Геймс» от 14.08.2009., обязать инспекцию произвести возврат излишне уплаченного налога в сумме 385 200 руб.

Уточненные требования заявителя приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Бизнес Геймс» зарегистрировано в качестве юридического лица 27.05.2004 г. Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району города Челябинска (л.д.9).

Заявитель исчислил и уплатил налог на игорный бизнес за период с июля 2006 года по декабрь 2006 года в сумме 540 000 руб. по ставке 7 500 руб. за каждый игровой автомат, установленной Законом Челябинской области №407-ЗО «О внесении изменений в ст.2 Закона Челябинской области «О ставках налога на игорный бизнес на территории Челябинской области» от 27 октября 2005 года.

Считая, что им произведена излишняя уплата налога на игорный бизнес, заявитель обратился в ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска с письмом исх. 2009.117 от 14.08.2009 г. о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период июль-декабрь 2006 года в сумме 385 200 руб. (л.д. 11).

Налоговая инспекция письмо налогоплательщика оставила без ответа.

Полагая, что бездействие налогового органа нарушает его права и законные интересы заявитель, обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке ст. 198 АПК РФ о признании незаконным бездействия выразившегося в отказе возврата излишне уплаченного налога в сумме 385 200 руб., обязании произвести возврат налога.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.



В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов; незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании подпункта 2 пункта 1 ст. 366 НК РФ главы 29 «О налоге на игорный бизнес» игровой автомат является объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес.

Согласно ст.370 НК РФ, регламентирующей порядок исчисления налога на игорный бизнес, сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

В соответствии с п.1 ст. 369 НК РФ налоговые ставки, применяемые для исчисления налога, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 369 НК РФ налоговые ставки, применяемые для исчисления налога, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

27 октября 2005 года принят Закон Челябинской области № 407-ЗО «О внесении изменений в ст.2 Закона Челябинской области «О ставках налога на игорный бизнес на территории Челябинской области» повышающий ставки с 2150 руб. до 7500 руб. за один игровой автомат в месяц.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъекта малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Постановлением от 19.06.2003 года №11-П Конституционный Суд Российской Федерации, разъяснил, что указанная выше норма Закона направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов, и элементов налогового обязательства по каждому из них.

Отмена ст. 9 Закона не повлияла на право заявителя использовать предусмотренные указанной нормой гарантии в силу позиции Конституционного суда Российской Федерации (определения от 01.07.1999 года №111 – О, от 05.06.2003 года №277-О, от 04.12.2003 года №445-О, Постановление от 19.06.2003 года №11-П).

Как высказался Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 17.07.2007 г. № 3597/07 ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении на них дополнительного налогового бремени, в том числе в увеличении ставки налога, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового закона в силу абзаца второго части 1 статьи 9 Закона № 88-ФЗ (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 № 37-О, от 05.06.2003 № 277-О, от 09.07.2004 № 242-О, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 № 11-П).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что «Бизнес Геймс» является субъектом малого предпринимательства, зарегистрировано в качестве юридического лица 27.05.2004, является плательщиком налога на игорный бизнес.

Поскольку ставка налога является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности общества ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, суд приходит к выводу о праве общества уплачивать налог на игорный бизнес с применением прежней ставки 2 150 руб., действовавшей на дату его государственной регистрации, а также на возврат излишне уплаченной суммы налога.

Факт уплаты заявителем налога на игорный бизнес за период с июля по декабрь 2006 год по ставке 7500 руб. подтвержден платежными поручениями от 18.08.2006 г. № 242 на сумму 90 000 руб., от 19.09.2006 № 273 на сумму 90 000 руб., от 18.10.2006 № 299 на сумму 90 000 руб., от 10.11.2006 № 330 на сумму 90 000 руб., от 18.12.2006 № 363 на сумму 90 000 руб., от 17.01.2007 № 395 на сумму 90 000 руб. (л.д. 30-35) и инспекцией не оспаривается.

Согласно представленного заявителем расчета, сумма излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с июля по декабрь 2006 года составила 385 200 руб. (л.д. 5).

Следовательно, налогоплательщик обоснованно обратился в инспекцию с соответствующим заявлением.

В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени осуществляется по правилам ст.78 НК РФ. Возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пени осуществляется в соответствии со ст. 79 НК РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Согласно п. 8 ст. 78 Кодекса Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

При этом из содержания ст. 78 Кодекса не следует, что представление уточненной декларации является единственно возможным основанием для получения возврата (зачета) излишне уплаченных сумм налогов.

Пунктом 3 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Вместе с тем суд считает необходимым отметить, что трехлетний срок установлен в статье 78 НК РФ для обращения налогоплательщика в налоговый орган с письменным заявлением о зачете или о возврате излишне уплаченных сумм налога, пени, штрафа, а не в суд с заявлением об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный налог.

Из пункта 7 ст.78 Налогового кодекса РФ следует, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Таким образом, при разрешении вопроса о наличии или отсутствии оснований для возврата из бюджета излишне уплаченных сумм необходимо разрешить вопрос о соблюдении трехлетнего срока, а в случае его пропуска - причинах такого пропуска.

В момент государственной регистрации ООО «Бизнес Геймс» в качестве юридического лица (27.05.2004 г.) действовала ст.9 Федерального закона от 14.06.1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Как следует из материалов дела, уплата налога производилась налогоплательщиком начиная с 18.08.2006 г.(л.д. 30).

При обращении в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес от 14.08.2009 г. указанное заявление было оставлено налоговым органом без ответа.

Соответственно, срок для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога в сумме 385 200 руб. заявителем соблюден.

В силу ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

Налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих правомерность оспариваемого бездействия.

Поскольку налогоплательщиком порядок возврата излишне уплаченного налога соблюден, а инспекцией обязанность осуществить возврат излишне уплаченного налога не исполнена, суд считает, требования заявителя о признании недействительным бездействия инспекции, выразившегося в отсутствии решения (ответа) на заявление ООО «Бизнес Геймс» от 14.08.2009., обязании инспекцию произвести возврат излишне уплаченного налога в сумме 385 200 руб. заявлены правомерно и подлежат удовлетворению.

При подаче заявления ООО «Бизнес Геймс» заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины до вынесения судом решения по настоящему делу.

Порядок и условия предоставления отсрочки по уплате госпошлины предусмотрен ст. 102 АПК РФ.

Определением от 19.11.2009г. о принятии заявления судом удовлетворено ходатайство заявителя и предоставлена отсрочка по уплате госпошлины в сумме 11 204 руб. до рассмотрения дела по существу.

Настоящим Решением разрешено дело по существу. Следовательно, у ООО «Бизнес Геймс» возникла обязанность на день вынесения решения произвести уплату госпошлины, по которой была предоставлена отсрочка, в сумме 11 204 руб.

В связи с чем, госпошлина в сумме 11 204 руб. подлежит взысканию в бюджет с заявителя.

Суд считает необходимым разъяснить, что после представления в суд доказательств уплаты государственной пошлины в размере 11 204 руб., судом будет разрешен вопрос о распределении судебных расходов в соответствии со ст.110 АПК РФ.

В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины за обращение с заявлением в суд подлежат взысканию в доход федерального бюджета с заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 НК РФ, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконным бездействие ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска, выразившееся в отсутствии решения (ответа) на заявление ООО «Бизнес Геймс» от 14.08.2009 г. исх.2009117.

Обязать ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска произвести возврат ООО «Бизнес Геймс» излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 385 200 руб.

Взыскать с ООО «Бизнес Геймс» г.Челябинск в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 11 204 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья Т.В. Попова

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет – сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.ru. или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.