Решения районных судов

Решение от 2010-01-18 №А46-25747/2009. По делу А46-25747/2009. Омская область.

Решение

город Омск

18 января 2010 года

№ дела

А46-25747/2009

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 18 января 2010 года.

Арбитражный суд Омской области в составе:

судьи П Ф.И.О.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смолиной Т.А.,

рассмотрев заявление Управления государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН по Омской области),

о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Пов Ф.И.О.

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Белозеровой Ю.В. дан Советским УВД САО г.Омска 02.03.2005 ; действующей на основании доверенности от 21-А от 01.09.2009,

от заинтересованного лица – представитель не явился, сторона извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,

Установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием о привлечении индивидуального предпринимателя Пов Ф.И.О. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении № 010450 от 14.12.2009.

В обоснование заявленного требования Управление государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта указало на то, что грубое нарушение лицензионных требований, предусмотренных Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель УГАДН по Омской области заявленное требование поддержал, указав, что факт совершения ИП Повар Ф.И.О. административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанной статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтвержден материалами дела.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в судебное заседание не явилось, хотя о времени и месте разбирательства дела извещено надлежащим образом.

Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, суд полагает возможным рассмотреть заявление в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд Установилследующие обстоятельства.

Поварченков Александр Михайлович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией Октябрьского района г.Омска 22.06.1995 о чем Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округ г.Омска внесена запись за основным государственным регистрационным номером 304550605600064.

14.12.2009 старшим государственным инспектором УГАДН по Омской облас Ф.И.О. была проведена проверка соблюдения требований транспортного законодательства РФ в сфере автомобильного транспорта предпринимателем Повар Ф.И.О. осуществляющим перевозки пассажиров автомобильным транспортом, на основании лицензии серии ВА № 122462, регистрационный номер АСС-55-025925.

В результате проверки установлено осуществление предпринимателем Повар Ф.И.О. предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией), а именно:

использование транспортных средств не прошедших предрейсовый технический осмотр перед выездом на линию

не организовано обеспечение охраны транспортных средств

не обеспечивается проведение работ по техническому обслуживанию

не организовано ежедневное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей с привлечением работников здравоохранения,

не проводится стажировка вновь принятых водителей

не организовано повышение квалификации водительского состава

не составляется график работы (сменности) водителей

не организован контроль предпринимателя за работой водителей на линии

не ведется журнал учета выявленных нарушений

По результатам проверки был составлены протокол об административном правонарушении № 010450 от 14.12.2009, на основании которого УГАДН по Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием о привлечении индивидуального предпринимателя Пов Ф.И.О. к административной ответственности.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит факт совершения ИП Повар Ф.И.О. административного правонарушения подтвержденным материалами дела по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На основании статьи 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ лицензией является специальное разРешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее - перевозки пассажиров) определяется «Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения проверки заявителем был выявлен факт нарушения ИП Повар Ф.И.О. подпунктов «б», «в» и «и» пункта 4, а также подпункта «б» пункта 5, указанного Положения.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения от 30.10.2006 № 637, к числу лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров относится соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

На основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 № 196-ФЗ индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Согласно статье 23 названного Закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (пункт 1 статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 № 196-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2.3.7 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет обеспечения своевременного прохождения водителями медицинского освидетельствования, контроля состояния водителей перед выездом на линию.

Регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей согласно пункту 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, относится к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности. В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов. В случаях, когда водитель начинает рабочий день (смену) или заканчивает его вне производственных территорий владельца автобусов (при осуществлении междугородных перевозок, на маршрутах большой протяженности, специальных перевозок, при смене водителей на линии и т.п.), владелец автобуса обязан обеспечить проведение указанных медосмотров через автовокзалы, автостанции и иных юридических лиц, обладающих соответствующей базой (пункт 2.3.2 указанного Положения).

Далее, в соответствии с пунктом 3.1.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно - транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.

Согласно пункту 2.3.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок.

Организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей согласно пункту 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, относится к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.

Кроме того, основные требования к деятельности организаций и водителей - предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения, определяются Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 27 от 09.03.1995, в соответствии с пунктом 3.3.2 которого режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей.

Согласно пункту 4 указанного выше Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) работодателем составляются графики работы (сменности) на линии с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончани Ф.И.О. работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Далее, в соответствии с пунктом 2.3.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.

Владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно - транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно - транспортном происшествии (пункт 2.3.5 указанного Положения).

Как усматривается из материалов дела, вышеуказанные нормы были Предпринимателем нарушены, а именно: ежедневное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей не организовано; не проводятся стажировки вновь принятых водителей; не организовано повышения квалификации водительского состава; не составляется график работы (сменности) водителей.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, к числу лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров относится наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Согласно пункту 2.5.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.84.

Техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения. Владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами (пункты 3.1 и 3.2 Положения от 08.01.1997 № 2).

В соответствии с пунктом 4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 27 от 09.03.1995, организации и водители - предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

Из протокола об административном правонарушении от 14.12.2009 усматривается, что организационно-технические условия для поддержания в исправном техническом состоянии транспортного средства, выпускаемого на линию для коммерческих перевозок пассажиров, заинтересованным лицом не обеспечены.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, к числу лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Согласно пункту 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию.

Далее, согласно пункту 2.5.6 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.94 № 15 обеспечиваются условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет обеспечения охраны транспортных средств для исключения возможности неразрешенного использования их водителями предприятия или посторонними лицами или нанесения порчи транспортным средствам.

В нарушение указанных норм ИП Повар Ф.И.О. не организован контроль за работой на линии; не организовано обеспечение охраны транспортных средств.

Вышеуказанные нарушения подпунктов «б», «в» и «и» пункта 4 Положения от 30.10.2006 № 637 подпадают под состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным нарушением (лицензией).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра, является грубым нарушением лицензионных требований.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки был установлен факт нарушения заинтересованным лицом вышеуказанных норм, а именно – не организован ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки, наличие контрольно-технического пункта и его оснащенность, ведение журнала выпуска и возвращения автомобилей.

Таким образом, перевозочная деятельность осуществляется индивидуальным предпринимателем Повар Ф.И.О. с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, что является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с нарушением условий, предусмотренных лицензией, что является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), в данном случае нарушение условий, предусмотренных лицензией, содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Учитывая положения данной статьи, ИП Поварченков Александр Михайлович подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с положениями части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона арбитражного процесса должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований. Это положение не отменяется возложением бремени доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола на административный орган.

Согласно статье 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В данном случае имеющиеся в материалах дела документы являются достаточными доказательствами факта совершения заинтересованным лицом вмененного ему правонарушения. Доказательств того, что у ИП Пов Ф.И.О. не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также, что данным лицом были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, в материалы настоящего арбитражного дела не представлено, доводов в обоснование этого не заявлено. Следовательно, суд полагает, что возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заинтересованного лица имелась.

С учетом изложенных обстоятельств, суд находит квалификацию заявителем деяния предпринимателя Пов Ф.И.О. по части 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях правильной, а, следовательно, требование УГАДН по Омской области о его привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание, что предприниматель Поварченков А.М. ранее неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение условий, предусмотренных лицензией (решения Арбитражного суда Омской области по делу № А46-12104/2009 от 18.06.2009, по делу А46-22372/2009 от 04.12.2008), в том числе за аналогичное правонарушение, что подтверждается Решением арбитражного суда по делу № А46-24565/2008 от 14.01.2009, с наложением взыскания в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и указанный вид административного наказания не обеспечил достижения цели наказания (предупреждение совершения нового правонарушения), суд считает возможным назначить штраф в максимальном размере, предусмотренном санкцией вышеуказанной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно – 5000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Привлечь индивидуального предпринимателя Пов Ф.И.О. родившегося 10.07.1960 в городе Омске, проживающего по адресу: 644117, город Омск, улица 3-я Молодежная, дом 59, квартира 9, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией Октябрьского района г.Омска 22.06.1995 за основным государственным регистрационным номером 304550605600064, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Указанную сумму административного штрафа перечислить по следующим реквизитам: УФК по Омской области, город Омск (УГАДН по Омской области), ИНН 5503017264, КПП 550301001, ГРКЦ ГУ Банк России по Омской области, город Омск, р/счет 40101810100000010000, БИК 045209001, код штрафа 10611690040040000140, ОКАТО 52401000000.

Настоящее Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в течение этого срока лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы.

Судья В.В.Пермяков