Решения районных судов

Решение от 2010-01-18 №А03-18194/2009. По делу А03-18194/2009. Алтайский край.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации Решение

г. Барнаул Дело № А03-18194/2009

18 января 2010 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Матвиенко В.И. при личном ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья «Тракт-100» г. Барнаул Алтайского края к Государственной жилищной инспекции Алтайского края об оспаривании Постановления от 17.12.2009г. по делу об административном правонарушении № 03-09/237 о привлечении ТСЖ «Тракт-100» к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей,

при участии в заседании представителей сторон:

от заявителя – представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от заинтересованного лица – консультант – юрист Хорева Ю.В. по доверенности от 11.01.2009г.,

Установил:

Товарищество собственников жилья, г. Барнаул (далее - ТСЖ, заявитель) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Алтайского края, г. Барнаул (далее по тексту - административный орган, инспекция) об оспаривании Постановления заместителя руководителя – начальника отдела инспекторской службы г. Барнаула Государственной жилищной инспекции Алтайского края А.В. Астраханцева от 17.12.2009 г. по делу № 03-09237 об административном правонарушении о привлечении ТСЖ «Тракт-100» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

В обоснование своих требований заявитель указал на то, что услуги и работы, предусмотренные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170, на которые административный орган ссылается, являются обязательными для исполнения управляющей или подрядной организаций, только в случае указания на них в договоре. Жилищное законодательство не предусматривает обязанности выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме без соразмерной оплаты таких услуг и работ. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме Решение об оплате расходов на содержание общего имущества не принимало. Поэтому у ТСЖ не возникло обязанности по выполнению таких работ.

В отзыве на заявление административный орган указал на законность оспариваемого постановления. В соответствии с пунктами 4 и 5 Устава ТСЖ на него возложены обязанность по содержанию, ремонту и эксплуатации недвижимого имущества, обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния жилых и нежилых помещений общего долевого имущества. В ходе проведенной проверки было установлено, что ТСЖ допустило нарушение требований законодательства при осуществлении содержания и ремонта жилого дома № 100 по Змеиногорскому тракту в г. Барнауле.

ТСЖ, будучи надлежащим образом, извещенным о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направило.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 123, части 2 статьи 210 АПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие представителя ТСЖ.

Представитель жилищной инспекции требования заявления считает необоснованными, просит в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав доводы представителя жилищной инспекции, исследовав материалы дела, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требовании по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Прокуратурой Центрального района г. Барнаула Алтайского края проводилась требований жилищного законодательства ТСЖ при осуществлении эксплуатации жилого многоквартирного дома по Змеиногорскому тракту, 100, в г. Барнауле.

В ходе проверки 28.10.2009 установлено, что придомовая территория жилого дома (отмостка и тротуар) не очищены от снега. Выявлено проседание отмостки со стороны главного фасада и левого торца здания, отслоение отделочной плитки.

В помещении чердака в правом крыле не закрыты слуховые окна, нарушен температурно-влажностный режим. На чердаке со стороны фасада нарушены (разобраны) фановые трубы вентиляции.

На крыше дома демонтированы планки верхней ендовы. Выявлено замачивание плит перекрытий чердака, отслоение отделочного слоя потолка в незаселенных квартирах № 18 и 19.

Подвальное помещение с имеющимся оборудованием приточно-вытяжной вентиляции затоплено водой. В подвальном помещении замочены стены, на них имеются отслоения штукатурного слоя, происходит намокание фундамента здания. В помещении подвала паутина. В фойе жилого дома под квартирой № 12 имеются следы затопления через плиту перекрытия первого этажа системы канализации.

На лестничных площадках верхних этажей имеются следы потеков с кровли, отслоения штукатурки, окраски стен и потолка.

По выявленным нарушениям прокурором Центрального района г. Барнаула 17.11.2009 г. вынесено Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении ТСЖ по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

Данное в соответствии со статьей 23.55 КоАП РФ данное Постановление направлено для принятия решения руководителю Государственной жилищной инспекции Алтайского края.

Постановлением заместителя руководителя – начальником отдела инспекторской службы г. Барнаула Государственной жилищной инспекции Алтайского края А.В. Астраханцевым от 17.12.2009 по делу № 03-09237 ТСЖ «Тракт-100» было привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Государственная жилищная инспекция пришла к выводу о том, что ТСЖ «Тракт-100» были допущены нарушения требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлениям Госстроя России от 27.09.2003 № 170.

Не согласившись с указанным Постановлением, ТСЖ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая ТСЖ в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходит из следующего.

Диспозиция статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает привлечение к административной ответственности за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

В соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

В силу статьи 138 ЗК РФ товарищество собственников жилья обязано в том числе, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктами 4 и 5 главы 2 Устава ТСЖ, предметом и целями деятельности Товарищества являются:

организация и осуществление деятельности по реконструкции, содержанию, ремонту, эксплуатации и управлению недвижимы имуществом в жилищной сфере Товарищества;

обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния жилых и нежилых помещений, общего долевого имущества, а также земельного участка, на котором расположено здание и иные объекты недвижимости Товарищества.

Таким образом, ТСЖ «Тракт-100» является ответственным за содержание и ремонт помещений в жилом многоквартирном доме № 100 по Змеиногорскому тракту в г. Барнауле.

В соответствии с пунктами 10 и 111 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 13.08.2006. № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучия населения, техническим регулировании, защите прав потребителей) в состоянии обеспечивающем:

соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

доступность пользования жилыми (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;

постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;

поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства и реконструкции многоквартирного дома.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровья граждан;

освещение помещений общего пользования;

обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования;

уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нехилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах “а“ - “д“ пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В соответствии с пунктом 3.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила) уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров и внутриквартальных проездов территорий должна проводить организация по обслуживанию жилищного фонда.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2.2.3.3 Договора от 01.09.2009 г. к работам по санитарному содержанию придомовой территории в зимний период входит подметание снега – 1 раз в сутки.

Пунктом 3.6.8 Правил предусмотрено, что уборка придомовых территорий должна производиться в следующей последовательности: в начале убирать, а в случае гололеда и скользкости – посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории.

В соответствии с пунктом 4.1.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе, устранение повреждений фундаментов, стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.

Пунктами 4.1.6 и 4.1.7 Правил определено, что отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые, отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками).

Посадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и трещинах необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: бетоном, асфальтом, мастикой или мягкой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.

Пунктом 4.2.3.1 Правил предписано, что местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раств Ф.И.О. и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждений или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавее пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.

Материалами дела подтверждено, что ТСЖ требования вышеуказанных Правил нарушило.

Так, в ходе проверки было выявлено, что придомовая территория жилого многоквартирного дома по Змеиногорскому тракту, 100 (отмостка и тротуар) не очищены от снега. Выявлено проседание отмостки со стороны главного фасада и левого торца здания. Имеются отслоения отделочной плитки цоколя.

Согласно пункту 3.3.1 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечить:

температурно-влажностный режим чердачных помещений, препятствующих выпадению конденсата на поверхности ограждающих конструкций;

чистоту и доступность прохода ко всем элементам чердачного помещения.

В соответствии с пунктом 3.3.2 Правил чердачные помещения должны иметь требуемый температурный режим:

В холодных чердаках помещениях – по расчету исключающему конденсацию влаги на ограждающих конструкциях (но не более чем на 4 град.С выше температуры наружного воздуха);

В теплых чердачных помещениях – по расчету, но не ниже 12 град.С.

Пунктом 3.3.3 Правил предусмотрено, что Чердачные помещения должны иметь ходовые доски и приставные лестницы для выхода на крышу, а также двери и люки с плотно пригнанными притворами.

В соответствии с пунктом 5.7.2 Правил Персона, обслуживающий системы вентиляции жилых жомов, обязан производить плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы.

В силу подпункта «д» пункта 2.2.3.2 Договора от 01.09.2009 г. к работам по подготовке дома к эксплуатации в осенне-зимний период относится остекление и закрытие чердачных окон.

В нарушение вышеуказанных требований Правил и Договора в помещении чердака в правом крыле не закрыты слуховые окна. В чердачном помещении наршен температурно-влажностный режим. На чердаке со стороны фасада разрушены (разобраны) фановые трубы вентиляции.

В соответствии с пунктом 4.6.1.1 организация по обслуживаю жилищного фонда должна обеспечить:

Исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;

Защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;

воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий о покрытий.

Согласно пункту 5.8.3 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать:

проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении водопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленными планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда;

устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давление в водопроводе до нормативного в установленные сроки.

В силу подпункта «г» пункта 2.2.3.2 Договора от 01.09.2009 г. к работам по подготовке дома к эксплуатации в осенне-зимний период относится ремонт кровли.

В ходе проведенной проверки было установлено, что на крыше дома демонтированы планки верхней ендовы. Выявлено замачивание плит перекрытия чердака, отслоение отделочного слоя потолка в незаселенных квартирах №№ 18, 19.

Согласно пункту 3.4.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:

температурно-влажностный режим в помещении подвалов и технических подполий, препятствующих выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций;

чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья;

защиту помещений от проникновения животных, грызунов, кошек, собак.

В силу пункта 3.4.2 Подвалы и технические подполья должны иметь температурно-влажностный режим согласно установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 3.4.3 Правил подвалы и технические подполья должны проветриваться регулярно в течение всего года с помощью вытяжных каналов, вентиляционных отверстий в окнах и цоколе или других устройств при обеспечении не менее однократного воздухообмена.

Пунктом 2.6.2 Правил предусмотрено при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит:

устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями.

привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;

обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.

В соответствии подпунктами «д, е, ж» пункта 2.2.3.1 Договора от 01.09.2009 г. при проведении осмотров необходимо проводить проверку исправности канализационных вытяжек, наличия тяги в вентиляционных каналах, частичный ремонт кровли.

Как установлено в ходе проведенной проверки, подвальное помещение с имеющимся оборудованием приточно-вытяжной вентиляции затоплено водой. В подвальном помещении затоплены стены, на них имеются отслоения штукатурного слоя. В подвальном помещении происходит намокание фундамента здания. В помещении подвала имеется паутина.

В фойе жилого дома по квартирой № 12 имеются затопления через плиту перекрытия первого этажа системы канализирования.

На лестничных площадках верхних этажей имеются потеки с кровли, отслоение штукатурки, окраски стен и потолка.

Выполнение работ по устранению вышеуказанных нарушений по содержанию многоквартирного жилого дома № 100 по Змеиногорскому тракту в г. Барнауле относится к категории текущего ремонта. Устранение выявленных нарушений должно осуществляться за счет средств, направленных на текущее содержание и текущий ремонт дома.

Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства российской Федерации, включая плату расходов на содержание и ремонт внутридомных инженерных сетей электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

В нарушение указанных требований Товариществом плата за текущее содержание и ремонт жилого дома не взималась, работы по текущему содержанию и ремонту жилого дома не проводились.

Вина ТСЖ состоит в том, что оно, являясь ответственным лицом за содержание многоквартирного жилого дома, имело реальную возможность соблюдения правил его содержания и ремонта, однако не приняло всех необходимых мер по их выполнению.

Доказательств обратного, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ТСЖ не предоставило.

Факт допущенного административного правонарушения, подтверждается актом осмотра жилого дома от 28.10.2009 г., Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.11.2009 г.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ТСЖ обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ТСЖ, с учетом того, что ранее оно не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, обоснованно назначено минимальное наказание в виде штрафа в пределах санкции, предусмотренной статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 40 000 руб.

Оспариваемое Постановление принято административным органом в рамках полномочий, установленных статьей 23.55 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации.

Нарушений процессуальных прав заявителя в процессе привлечения к административной ответственности, как и нарушений процедуры и порядка привлечения общества к административной ответственности не допущено.

Исходя из изложенного, имеющихся в материалах дела документов, доводов сторон, суд приходит к выводу о соответствии обжалуемого постановления законодательству Российской Федерации, в связи с чем, заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

Решил:

Товариществу собственников жилья «Тракт-100», г. Барнаул Алтайского края в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене Постановления заместителя руководителя – начальника отдела инспекторской службы г. Барнаула Государственной жилищной инспекции Алтайского края А.В.Астраханцева от 17.12.2009г. по делу об административном правонарушении № 03-09237 о привлечении ТСЖ «Тракт-100» к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение десяти дней со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья В.И. Матвиенко