Решения районных судов

Решение от 2010-01-18 №А55-32755/2009. По делу А55-32755/2009. Самарская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации Решение

18 января 2010 года

Дело №

А55-32755/2009

Арбитражный суд Самарской области

В составе судьи

Щетининой М.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ненашевой Л.С.

рассмотрев в судебном заседании 18 января 2010 года дело по заявлению

Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Шенталинском районе Самарской области, 446910, Самарская область, ж/д ст.Шентала, Шенталинский район, Советская, 18

к предпринимателю Ф.И.О. Самарская область

о взыскании штрафных санкций

при участии в заседании

от заявителя – представитель не явился, извещен

от заинтересованного лица – представитель не явился, извещен

Установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Шенталинском районе Самарской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. 257 рублей 60 копеек - штрафа на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон об индивидуальном учете, Закон) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Заявитель в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом в соответствии со ст.123 АПК РФ.

Предприниматель в судебное заседание не явился, извещался по последнему известному месту жительства в соответствии со ст.123 АПК РФ, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении письма №37777.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле, не обеспечивших явку в судебное заседание своих представителей, считая их надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Предприниматель отзыв на заявление не представил, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Из материалов дела следует, что Гарифуллин М.М. зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д.4-6).

По мнению заявителя, предпринимателем, как страхователем, была нарушена норма п.5 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, а именно: физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, до 1 марта 2009 года не были представлены в территориальный орган ПФР сведения о страховых взносах за расчетный период, страховом номере индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, а также копии платежных документов, что зафиксировано в акте №17 обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 16.03.2009г. (л.д.8).

На основании этого акта принято Решение № 17 от 10.04.2009 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона, и направлено требование № 141 от 10.04.2009 об уплате штрафа в сумме 257 руб. 60 коп. в добровольном порядке (л.д.12).

В требовании об уплате штрафа Гарифуллин М.М. назван индивидуальным предпринимателем – страхователем.

В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке фонд обратился в арбитражный суд за его принудительным взысканием.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем восьмым статьи 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу пятому статьи 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

Закон N 27-ФЗ в подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 устанавливает, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство.

Пункт 1 статьи 10 Закона N 27-ФЗ определяет, что указанные сведения представляются в орган Пенсионного фонда в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсио Ф.И.О. регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона N 27-ФЗ; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Пункт 2 статьи 10 Закона N 27-ФЗ устанавливает порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев.

Следовательно, Закон N 27-ФЗ Установилдля физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.

Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории “страхователь“ в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Согласно положениям пункта 2 статьи 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в названном пункте.

Доказательства, свидетельствующие о наличии у индивидуального предпринимателя наемных работников, в материалах дела отсутствуют, следовательно, он не может быть привлечен как страхователь к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона.

Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона об индивидуальном учете обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким – либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности неприменима и ответственность, предусмотренная частью 3 ст. 17 Закон N 27-ФЗ.

Кроме того, суд считает, что заявителем не соблюден порядок привлечения предпринимателя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Поскольку Законами № 27-ФЗ и № 167-ФЗ не определен порядок привлечения страхователя к ответственности, органам ПФ РФ следует руководствоваться положениями статьи 101 НК РФ при принятии решения о привлечении к ответственности за совершение указанного правонарушения, так как из статьи 2 Закона № 167-ФЗ следует, что Закон № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и осуществлением контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом № 167-ФЗ.

В соответствии со статьей 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим налоговое правонарушение.

В силу пункта 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). При этом в случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Если лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом, в этом случае датой вручения акта считается шестой день, считая с даты его отправки.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, при несогласии с фактами, изложенными в акте, вправе в течение 10 дней со дня получения акта представить в налоговый орган письменные возражения по акту.

По истечении данного срока руководитель (заместитель руководителя) рассматривает указанный акт в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

Согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения вышестоящим органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки является основанием для отмены вышестоящим органом или судом решения органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Из материалов дела следует, что рассмотрение акта проверки назначено заявителем на 07.04.2009г. (л.д.8). Между тем Решение №17 о привлечении предпринимателя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании принято 10.04.2009г. в отсутствие предпринимателя (л.д.11).

Представленные в материалы дела реестры заказных писем не подтверждают уведомление предпринимателя о рассмотрении материалов проверки на 10.04.2009г.

Таким образом, суд считает, что заявителем в данном случае не соблюдены нормы, регламентирующих процедуру рассмотрения материалов проверки, что исключает привлечение предпринимателя к ответственности.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя, который освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем дело рассмотрено без взимания государственной пошлины.

Руководствуясь ст.110,167-170,176,216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Решил:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

М.Н. Щетинина