Решения районных судов

Решение от 2010-01-15 №А55-30772/2009. По делу А55-30772/2009. Самарская область.

Решение

г. Самара

15 января 2010 года

Дело №А55-30772/2009

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Мехедовой В.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шараповой Л.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 15 января 2010 г. дело по заявлению

Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе города Тольятти Самарской области

к индивидуальному предприни Ф.И.О. br>
о взыскании недоимки и пени в размере 5 179,82 руб.

при участии в заседании

от заявителя – не явился, извещен;

от заинтересованного лица - не явился, извещен;

Установил:

Заявитель Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе города Тольятти Самарской области просит взыскать с ответчика индивидуального предприни Ф.И.О. 5179 руб. 82 коп., в том числе: 3864 рубля – недоимка по страховым взносам за 2008 год и 1315 руб. 82 коп. – пени за просрочку уплаты страховых взносов.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещён, что подтверждается почтовым уведомлением № 54022.

Предприниматель в судебное заседание не явился, отзыв не представил, о времени и месте судебного разбирательства извещен, в силу п.2 ч.2 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Предприниматель (далее ответчик) в судебное заседание не явился, письменный отзыв на заявление не представил. Судебное извещение о дате и месте проведения судебного разбирательства, направленное по адресу указанному в выписки из ЕГРИП, возвращено органами связи без вручения его получателю в связи с истечением срока хранения.

На основании положений части 1 и 3 статьи 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Требования заявителя основаны на том, что в соответствии со ст. ст. 6, 14 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ « Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязан своевременно и в полном объеме уплачивать взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в ПФР.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального Закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ страхователь - индивидуальный предприниматель обязан уплатить страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа за 2008 год не позднее 31 декабря 2008 года.

Согласно протокола к ведомости уплаты страховых взносов, задолженность по уплате страховых взносов ответчика за 2008 год составляет 3864 руб. 00 коп., в том числе: недоимка на страховую часть пенсии в сумме 2576 руб. 00 коп. и недоимка на накопительную часть пенсии в сумме 1288 руб. 00 коп.

В связи с неисполнением обязанности об уплате страховых взносов в срок, в соответствии со ст. 26 Закона № 167-ФЗ, ответчику были начислены пени за каждый календарный день просрочки обязанности по уплате страховых взносов. Пени начислены на не уплаченную сумму страховых взносов, в размере 1/300 действующей на это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ и составили, согласно искового заявления: 1315 руб. 82 коп., в том числе, на недоимку по страховой части в сумме 854,66. и на недоимку по накопительной части в сумме 461,16 руб.

На неуплаченную недоимку и пени, учреждением пенсионного фонда выставлено требование №2353 по состоянию на 16 марта 2009 года, со сроком уплаты до 31 марта 2009 года.

Таким образом, если исходить из данных, которые содержатся в требовании об уплате налога и в исковом заявлении, то пени в общей сумме 1315 руб. 82 коп. начислены на недоимку в сумме 3864 рубля за период с 01 января 2009 года по 25 марта 2009 года. Ставка рефинансирования в этот период составляла 13% годовых, таким образом, размер пени явно не соответствует ставке рефинансирования и периоду просрочки уплаты взносов.

В соответствии со ст.25 ФЗ-167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.

В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Вместе с тем, указанный федеральный закон, не содержит четко прописанного порядка взыскания, в частности, по срокам направления требований об уплате и срокам обращения в суд с заявлениями о взыскании недоимки.

Однако, абзацем 3 статьи 2 Закона №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога (сбора) представляет собой направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной суме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.



Требование об уплате налога, должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях, требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которыми установлена обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В силу положений ст. 75 НК РФ, пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора.

Из контекста указанных норм налогового законодательства следует, что суммы начисленных пеней должны корреспондироваться с конкретной суммой недоимки и конкретным налоговым периодом, направление требований на уплату пеней без указания в них конкретной недоимки в Налоговом кодексе не предусмотрено.

В п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. № 5 «О применении части первой Налогового Кодекса РФ» указано, что досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени и ставки пеней.

Таким образом, требование должно содержать сведения, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности их начисления.

В нарушение вышеуказанных норм, в требовании №2353 не приведены конкретные основания начисления страховых взносов и пеней.

В качестве основания взимания недоимки и пени указано лишь на обязанность предпринимателей уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа.

Как следует из расчета суммы недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, представленного учреждением пенсионного фонда в материалы дела (л.д.10-11), ответчику пени начислены на недоимку за период с 2002 по 2008 год.

Подтверждающие недоимку прошлых лет документы не были представлены в материалы дела, что делает невозможным проверить соблюдение учреждением пенсионного фонда при выставлении требования сроков и порядка, установленных ст. 70 НК РФ.

Таким образом, оспариваемое требование, в части возложения на заявителя обязанности по уплате пени на недоимку прошлых периодов, является незаконным.

В соответствии с ч.3 ст.46 НК РФ, заявление о взыскании недоимки по налогам, может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Само требование может быть выставлено в соответствии со ст.70 НК РФ в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Однако, в редакции ст. 70 Налогового Кодекса РФ, действовавшей до 1 января 2007 года, срок на выставление требования был определен не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

Срок уплаты взносов в виде фиксированного платежа установлен до 31 декабря соответствующего года. Таким образом, недоимка, а значит и корреспондирующиеся с ней суммы пени за прошлые периоды не могли быть включены учреждением пенсионного фонда в требование №2353. Тем более что, никаких сведений, о выявлении недоимки за 2002-2007 года в период, предшествующий трем месяцам до 16 марта 2009 года (время выставления требования №2353) учреждением пенсионного фонда не представлено.

С учетом вышеизложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению только в части взыскания недоимки за 2008 год в сумме 3864 рубля и пени за просрочку её уплаты в сумме 125 руб. 49 коп., из них:

пени на страховую часть пенсии – 88,66 руб.;

пени на накопительную часть пенсии – 41,83 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.

В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика, в той части, в которой требования были удовлетворены. Учреждение пенсионного фонда от уплаты госпошлины освобождено, в силу п.1.1. п.1 ст.333.37 НК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 101-102, 110, 112, 167-170, 176, 180-182, 216

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Решил:

Заявление удовлетворить частично.

Взыскать с индивидуального предприни Ф.И.О. 05.08.1976 года рождения, место рождения – г. Тольятти Самарской области, ИНН 632133399873, ОГРН 304632036602173, зарегистрированного по адресу: 445039, Самарская область, Тольятти, ул. Ворошилова, 67-145, в бюджет Пенсионного Фонда РФ в лице Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда в Автозаводском районе г. Тольятти Самарской области 3989 руб. 49 коп., в том числе:

задолженность по уплате страховых взносов на страховую часть пенсии – 2576,00 руб.;

задолженность по уплате страховых взносов на накопительную часть пенсии – 1288,00 руб.

пени на страховую часть пенсии – 83,66 руб.

пени на накопительную часть пенсии – 41,83 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с индивидуального предприни Ф.И.О. 05.08.1976 года рождения, место рождения – г. Тольятти Самарской области, ИНН 632133399873, ОГРН 304632036602173, зарегистрированного по адресу: 445039, Самарская область, Тольятти, ул. Ворошилова, 67-145, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Мехедова В.В.