Решения районных судов

Решение от 2010-01-18 №А55-17340/2009. По делу А55-17340/2009. Самарская область.

Решение

18 января 2010 года Дело №А55-17340/2009

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Ястремского Л.Л.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиной О.А,

рассмотрев в судебном заседании 14 января 2010 года дело по иску

Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице Филиала “Горьковская железная дорога“, 603011, г. Нижний Новгород, ул. Октябрьской революции, 78

к Обществу с ограниченной ответственностью “Феррум-Трейд“, 443028, г. Самара, п. Козелки, территория ЖБИ

о взыскании неосновательного обогащения в размере 3 141 305 руб. 54 коп.,

при участии в заседании представителей:

от истца – не явился, извещен;

от ответчика – Калинушка Н.Б., доверенность от 20.08.2008,

Установил.

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице Филиала “Горьковская железная дорога“ обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью “Феррум-Трейд“ неосновательного обогащения в размере 3 141 305 руб. 54 коп.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Получение адресатом направленной ему копии судебного акта подтверждается почтовым уведомлением № 07646.

Ответчик возражал против удовлетворения требований истца по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, арбитражный суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.



Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») передало из инвентарного парка в качестве вклада в уставной капитал Открытого акционерного общества «РейлТрансАвто» (ОАО «РейлТрансАвто») двухярусные платформы для перевозки автомобилей согласно Распоряжению от 24.07.2007 № 1377р. Указанные платформы (вагоны) преданы на баланс ОАО «РейлТрансАвто» по акту приема-передачи от 25.09.2007 с указанием их технической характеристики.

ОАО «РейлТрансАвто», являясь собственником платформ, реализовал их ООО «Феррум-Трейд» (Феррум-Трейд) по договору №.17ХД от 17.10.2007.

Согласно условиям договора поставка платформ осуществляется по товарным накладным.

Товарная накладная №15 от 05.12.2007, свидетельствующая о переходе права собственности на платформы подписана сторонами.

Обосновывая заявленные требования, истец сослался на то, что с момента передачи указанных платформ ответчику они простаивают на путях общего пользования ОАО «РЖД».

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции и другие строения и сооружения.

Согласно Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства России от 20.11.2003 г. № 703, услуги по использованию инфраструктуры оказываются на основании договора об оказании услуг по ее использованию, в том числе услуги не связанные с перевозочным процессом нахождения порожних вагонов. Таким образом, использование инфраструктуры может осуществляется за рамками перевозочного процесса (договора перевозки груза). Так как Феррум-Трейд фактически заняла станционные пути принадлежащим ему имуществом (платформы), ОАО «РЖД» сделало обоснованный вывод о применении к возникшим отношениям положений устанавливающих порядок использования инфраструктуры железнодорожного транспорта, т.е. инфраструктуры ОАО «РЖД».

Статья 53 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) устанавливает договорный порядок определения размера сбора за отстой вагонов на железнодорожных путях общего пользования при наличии такого договора между сторонами.

В развитие норм Федерального закона “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ и иных нормативных правовых актов, действующих в сфере транспорта, ОАО “РЖД“ Распоряжением от 3 августа 2006 г. N 1632р утвердило методику определения ставок договорного сбора за отстой на железнодорожных путях общего пользования порожнего собственного (арендованного) железнодорожного подвижного состава неиспользуемого грузоотправителями, грузополучателями, арендаторами и собственниками железнодорожного подвижного состава под перевозки грузов и Распоряжениями от 27.08.2007 № 1612р, от 10.12.2007 № 2307р Установило ставки договорного сбора за отстой на железнодорожных путях общего пользования порожнего (собственного) железнодорожного подвижного состава согласно указанной Методике.

Следовательно, исходя из положений названных актов взаимоотношения сторон подлежали договорному регулированию. Отказ Феррум-Трейда заключить договор, со ссылкой на то обстоятельство, что приобретенное имущество является металлическим ломом, и отношения действующие в сфере ж.д. транспорта не применимы, не обоснованны.

В соответствии с Распоряжением ОАО «РЖД», договором №17ХД от 17.10.2007, приобретенные Феррум-Трейд платформы не являются металлическим ломом, а являются порожними платформами, которые находились на путях инфраструктуры.

В результате Феррум-Трейд пользовалось инфраструктурой ОАО «РЖД» без законных оснований и тем самым путем неоплаты сберегло за счет ОАО «РЖД» денежные средства.

Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

С учетом изложенного требование истца о взыскании неосновательного обогащения является правомерным.



Ссылки ответчика на то, что истец своими действиями препятствует выдаче подвижного состава, являются необоснованными. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.09.2009 по делу № А40-56036/09-89-453 в удовлетворении требований ООО «Феррум Трейд» об истребовании от дороги железнодорожных платформ было отказано.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.09.2009 по делу № А40-56036/09-89-453 установлено, что на основании распоряжения ОАО «РЖД» от 24.07.2007 № 1377р двухъярусные платформы для перевозки автомобилей в количестве 1333 единиц 25.09.2007 были переда­ны из инвентарного парка вагонов ОАО «РЖД» на баланс ОАО «РейлТрансАвто» (103055, г.Москва, ул.Бутырский Вал, д.26, стр.1) согласно акту передачи (приема) гру­зовых вагонов на баланс (л.д. 18-64).

Согласно актам от 28.09.2007 и от 01.12.2007 указанные платформы были исключены из инвентаря и списаны (л.д. 65-102).

В качестве обстоятельств, подтверждающих факта чинения препятствий ис­тец ссылается на переписку между сторонами, а именно письма ответчика от 17.06.2008 № ДЦФТОКЦ-19/890, от 01.07.2008 № ЦФТО дг-58/21, телеграмма от 04.09.2008 № ЦФТОКР-10/512/ЦФД-16/40, письмо от 13.03.2009 № ЦФТО КР-11/13, согласно которым ответчик якобы отказывается передать платформы для разделки в местах дислокации, требуя оплаты за простой подвижного состава и предлагает заклю­чить договор на оказание услуг по отстою вагонов на железнодорожных путях станций Горьковской железной дороги с декабря 2007 года.

Однако указанную переписку нельзя считать как факт чинения препятствий, поскольку данная переписка содержит иные требования истца к ответчику, и из данных писем невозможно установить факта чинения препятствий.

Согласно пункту 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как видно из представленных в дело документов, на принадлежащих истцу путях общего пользования находятся 48 двухъярусных платформ модели 13-479 для перевозки автомобилей; длина указанных платформ составляет от 19 до 25 м.

Требуя взыскания неосновательного обогащения из расчета 185,72 руб. за единицу железнодорожного подвижного состава в сутки, истец ссылался на ставки сбора, установленные на Горьковской железной дороге.

Между тем, распоряжением ОАО «РЖД» от 10.12.2007 № 2307р с 01.01.2008 для железнодорожного подвижного состава длиной от 19 до 25 м ставка сбора установлена в размере 154 руб. 77 коп., а распоряжением ОАО «РЖД» от 26.12.2008 № 2929р указанная ставка увеличена на 14 % и составляет, соответственно, 176 руб. 44 коп.

С учетом изложенного сумма неосновательного обогащения за период с 30.04.2008 по 30.04.2009 за использование принадлежащих истцу путей общего пользования, занятых принадлежащими ответчику 48 двухъярусными платформами, составляет 2 843 818 руб. 56 коп.

Расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Решил:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью “Феррум-Трейд“ (адрес: 443028, г. Самара, п. Козелки, территория ЖБИ) в пользу Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице Филиала “Горьковская железная дорога“ (адрес: 603011, г. Нижний Новгород, ул. Октябрьской революции, 78) 2 843 818 руб. неосновательного обогащения, а также 24 630 руб. 02 коп. расходов по государственной пошлине.

В остальной части в иске отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья Л.Л. Ястремский