Решения районных судов

Решение от 2010-01-18 №А17-7640/2009. По делу А17-7640/2009. Ивановская область.

Решение

г. Иваново Дело № А17-7640/2009

18 января 2010 года.

Резолютивная часть решения оглашена 14 января 2010 года, полный текст решения изготовлен 18 января 2010 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Голикова С.Н

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой Л.Е.

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению ОАО «Лежневсое ДРСУ»

о признании недействительным требования №27503 от 18.06.09г.

заинтересованное лицо - межрайонная ИФНС России №6 по Ивановской области, при участии:

от ОАО – Михайлова Ю.Г. (доверенность от 30.10.09г.), Рамазановой Е.А. (доверенность от 30.10.09г.).

от ИФНС – Максимова В.П. (доверенность от 05.06.09г.)

Установил:

ОАО «Лежневское ДРСУ) (далее по тексту ОАО, Общество) обратилось в арбитражный суд Ивановской области с заявлением признании недействительным требования межрайонной ИФНС России №6 по Ивановской области (далее по тексту ИФНС, Инспекция) №27503 от 18.06.09г. в соответствии с которым ему в срок до 07.07.09г. предлагалось перечислить в бюджет налог на добавленную стоимость в сумме 1 269 295руб. и пени в сумме 20 943руб. 37коп.

В обоснование заявленных требований приведены следующие доводы:

По общему правилу, закрепленному в статьях 46 и 47 Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ) принудительное взыскание налога и пеней с налогоплательщика-организации осуществляется во внесудебном порядке.

Пунктом 1 статьи 70 НК РФ установлен срок направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа - 3 месяца с момента выявления недоимки. ОАО налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за II квартал 2008 года представлена в электронном виде со следующими реквизитами:

признак вида документа = 1;

признак налогового периода = 1;

номер квартала или месяца = 06;

отчетный год = 2008

ИФНС получение файла подтверждено, что видно из распечатки документа, озаглавленного как «состояние пакета документов», при этом «Протокол подтверждает отсутствие ошибок», подтверждена дата сдачи: 21.07.2008 08:56:07», «Формирование пакета документов УСПЕШНО ЗАВЕРШЕНО».

Из распечатки «Протокола входного контроля» следует, что налоговая декларация соответствует требованиям формата представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, Решением налогового органа: отчетность принята к обработке, количество ошибок 0, количество предупреждений = 1.

Следовательно, из представленных ОАО «Лежневское ДРСУ» документов можно сделать вывод, что:

21 июля 2008 года ОАО «Лежневское ДРСУ» направило в адрес налогового органа Налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость с указанием:

налогового периода = 1, что означает месяц (Приказ Министерства Финансов РФ от 07.11.2006 г. № 136 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка её заполнения»);

номером квартала или месяца = 06, что означает 6 месяц, т.е. июнь;

отчетного года = 2008

Датой подачи декларации в соответствии с пунктом 4 Регламента взаимодействия участников информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде, утв. Приказом МНС РФ от 02.04.2002 г. № БГ-3-32/169 «Об утверждении порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» следует считать 21.07.08г.

Учитывая данное обстоятельство, можно установить срок выявления недоимки - 21 июля 2008 года, поскольку именно с этой даты ИФНС стало известно о наличии недоимки по НДС у предприятия, а поэтому предельным сроком направления требования по выявленной недоимке по НДС за II квартал 2008 года следует считать 22 октября 2008 года.

Пунктом 4 статьи 69 НК РФ установлен срок исполнения требования - 10 дней с момента получения требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Учитывая факт отсутствия направления требования в установленный пунктом 1 статьи 70 НК РФ срок - 3 месяца с даты выявления недоимки, предельный срок исполнения требования, с учетом предельного срока направления требования 22 октября 2008 года следует считать 01 ноября 2008 года.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (ст. 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Таким образом законодателем учтена возможность не направления налоговым органом требования об уплате недоимки, что не должно приводить к переносу предельного срока внесудебного взыскания недоимки с налогоплательщиков. Правильность данной позиции подтверждено в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.03г. № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Одновременно с этим из содержания требования нельзя проверить правильность начисления пени, так как невозможно установить с какой даты и по какую начислены пени, на какую конкретно суму задолженности в связи с тем, что пени в сумме 20 943руб. 37коп. не соответствуют пеням которые должны были бы быть начислены на взыскиваемую задолженность в сумме 1 269 925руб. подлежащую уплате по сроку 21.07.08г. как это указано в оспариваемом требовании.

Конкретным фактом ущемления прав и интересов ОАО оспариваемым требованием, является факт вынесения решения № 2430 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках от 22.07.09г., в соответствии с которым взыскивается недоимка в сумме 1 269 295руб. и пени в сумме 20 943руб. 37коп.

Подробные пояснения ОАО по существу заявленных требований содержатся в тексте заявления и объяснениях поступивших в суд 22.12.09г. (листы дела 111-113).

С учетом изложенного ОАО в соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее АПК РФ) просит признать требование № 27503 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.06.09г. недействительным, как несоответствующему закону и нарушающему права заявителя недействительным.

ИФНС с доводами ОАО не согласилась с учетом следующего:

ОАО указывает на тот факт, что ИФНС нарушен срок направления требования (ст. 70 НК РФ), исчисленный налоговым органом с 25.05.09г., то есть с момента представления в налоговый орган налоговой декларации за 2 квартал 2008 года на бумажном носителе, тогда как, по утверждениям ОАО, налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2008 года была представлена в электронном виде 21.07.08г. и срок направления требования, установленный пунктом 1 статьи 70 НК РФ, следует исчислять от этой даты.

Представленные ОАО в качестве доказательств представления налоговой декларации 21.07.08г. по телекоммуникационным каналам связи договор оказания услуг специализированным оператором связи №6062/2007/ЭОКС, акт выполненных работ № 7123/КНВ от 31.07.08г., документ, который называется « состояние пакета документов» по мнению ИФНС не могут служить доказательством того, что декларации по НДС за 2 квартал 2008 года была направлена по телекоммуникационным каналам связи по следующим основаниям.

Договор оказания услуг специализированного оператора связи № 6062/2007/ЭОКС от 13.11.2007 года лишь указывает на тот факт, что ОАО был заключен договор со специализированным оператором связи, который при оказании услуг в обязательном порядке должен использовать сертифицированные Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации средств электронной цифровой подписи, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а так же установить отсутствие искажения информации, содержащейся в налоговой декларации в электронном виде.

Акт выполненных работ № 7123/КНВ от 31.07.2008 года лишь свидетельствует о том, что специализированным оператором связи был выполнен объем работы за июль 2008 года и не содержит конкретной информации о том, что специализированным оператором связи, согласно представленному акту, по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде была передана конкретная декларация за 2 квартал 2008 года и что эта декларация была принята налоговым органом в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством.

Из документа, который называется «состояние пакета документов», следует, что 21.07.08г. по телекоммуникационным каналам связи была передана налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, в которой признак налогового периода обозначен как -1, номер квартала или месяца был обозначен как 06, налоговый период был обозначен как июнь 2008 года, то есть этот документ свидетельствует о том, что ОАО была передана декларация за отчетный период - июнь 2008 года, а поэтому данный документ не подтверждает факта представления налоговой декларации по НДС именно за 2 квартал 2008 года.

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.12.02г. № БГ-3-32/705@ «Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом МНС РФ от 08.08.2003 года № БГ-3-32/443®)) утверждены Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее Методические рекомендации).

В соответствии с подпунктом 6.7.2. пункта 6.7 раздела 6 Методических рекомендаций, в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) налогоплательщик получает следующие документы:

квитанцию о приеме налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде.

-протокол входного контроля налоговой декларации (бухгалтерской отчетности)

-подтверждение оператора.

ОАО в соответствии с Приказом МНС России от 10.12.2002 года № БГ-3-32/705@ и Приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169, через специализированного оператора связи, был направлен протокол входного контроля с Решением налогового органа: налоговая декларация соответствует требованиям формата представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, отчетность принята к обработке, однако в протоколе входного контроля указано предупреждение: с 2008 года декларация по НДС должна представляться в налоговый орган по месту учета ежеквартально и требование к налогоплательщику убедиться, что налогоплательщик правильно указал на титульном листе декларации признак отчетного периода - квартал.

ОАО, получив протокол входного контроля, в котором указано предупреждение т.е. предложение уточнить признак отчетного периода - квартал, признак отчетного периода не уточнило.

Ввиду невозможности проведения камеральной налоговой проверки представленной за июнь 2008 года налоговой декларации и автоматического разнесения, данных декларации в лицевой счет ОАО, в соответствии с подпунктом 6.8.5 пункта 6.8 Методических рекомендаций представленная ОАО налоговая декларация, прошедшая входной контроль на соответствие утвержденному формату, была направлена на временное хранение в базу данных средств поддержки электронного документооборота.

В соответствии с пунктом 5 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169, при представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган по месту учета с запросом на получение информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом.

С соответствующим запросом ОАО не обращалось и представило в налоговый орган объяснение (вх. № 7030 от 22.04.2009 года), указав в объяснении, что ОАО в декларации по НДС, представленной 21.07.08г., ошибочно указан первый квартал вместо второго квартала, в связи, с чем ОАО сдана уточненная налоговая декларация.

Фактически, 25.05.09г. ОАО была представлена в ИФНС первичная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2008 года, сумма налога к уплате по которой составила 1 269 295руб., налог уплачен не был, моментом выявления недоимки следует считать дату представления предприятием декларации 25.05.09г., так как с этой даты ИФНС стало известно о наличии недоимки..

Соответственно, предельный срок направления требования по выявленной недоимке у предприятия за 2 квартал 2008 года - 25.08.09г., требование № 27503 было выставлено по состоянию на 18.06.09г., то есть в пределах трехмесячного срока с момента обнаружения недоимки, установленного пунктом 1 статьи 70 НК РФ.

Данное требование в соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 69 НК РФ содержало подробные данные об основаниях взимания налога, ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, срок уплаты недоимки по налогу.

По истечении срока, установленного в требовании № 27503 (07.07.2009 года) обязанность по уплате (перечислению) сумм налогов, пеней, указанных в нем ОАО исполнена не была, что и послужило основанием для вынесения решения №2430 от 22.07.09г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, на момент получения этого решения ОАО не предпринимались какие - либо действия по обжалованию действий налогового органа.

С учетом вышеизложенного ИФНС считает требования ОАО необоснованными и просит в их удовлетворении отказать (подробный текст отзыва имеется в материалах дела, листы 107-110).

В связи с представлениями сторонами дополнительных документов и пояснений рассмотрение дела неоднократно откладывалось.

Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела суд считает требования ОАО обоснованными и подлежащими удовлетворению с учетом следующего:

Согласно подпунктам 5 и 7 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Пунктом 3 статьи 80 НК РФ определено, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом МНС России от 02.04.02г. № БГ-3-32/169 (зарегистрирован в Минюсте России 16.05.02г. № 3437).

В соответствии с разделом 3 Временного регламента обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи в унифицированной сист Ф.И.О. обработки налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом ФНС России от 12.12.06г. №САЭ-3-13/848@ представленный налогоплательщиком документ, содержащий налоговую декларацию (бухгалтерскую отчетность) в электронном виде с ЭЦП, считается принятым налоговым органом с момента получения налогоплательщиком из налогового органа протокола входного контроля который представляет собой электронный документ, формируемый налоговым органом и подписанный ЭЦП налогового органа, содержащий результаты проверки налоговой декларации (формы бухгалтерской отчетности) на соответствие требованиям утвержденного формата представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде и правилам ее заполнения, формируется в течение шести часов с момента отправки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) (разд. 2, 5 Регламента), а также квитанции о приемке, содержащей заверенный ЭЦП налогового органа представленный налогоплательщиком документ.

ОАО через специализированного оператора связи ООО «Консультант-Сервис» 21.07.08г. в ИФНС была направлена декларация по НДС за 2 квартал 2008 года (договор от 13.11.07г., акт выполненных работ от 31.07.08г. прилагаются к материалам дела, листы 40-43).

Данная декларация была принята ИФНС 21.07.08г., что подтверждается документом озаглавленным как «Состояние пакета документов» (лист дела 44), а также подтверждением Оператора (ООО Консультант-Сервис») представленным ИФНС в ходе рассмотрения дела (лист дела 85).

Согласно данных документов, декларация ОАО была принята ИФНС в 08:56:07 и передана на обработку, протокол входного контроля выслан налогоплательщику и принят обратно ИФНС 21.07.08г. в 12:38:10.

При этом, согласно протокола входного контроля, ошибок при заполнении декларации выявлено не было, в адрес ОАО было направлено только предупреждение о правильности заполнения строки 30 титульного листа декларации.

Порядок обработки документов преданных налогоплательщиками по телекоммуникационным сетям связи (далее ТДС) регламентирован Административным регламентом Федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом Минфина России от 18.01.08г. № 9н (зарегистрирован в Минюсте России 14.04.08г. N 11521) (далее - Административный регламент),

Согласно пункта 155 Административного регламента при получении налоговой декларации (расчета) в электронном виде по ТКС должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по ТКС, с использованием программных средств налогового органа не позднее следующего рабочего дня за днем получения налоговой декларации (расчета) выполняет следующие действия:

проверяет наличие обстоятельств, предусмотренных пунктами 133 и 136 Административного регламента;

при наличии оснований, предусмотренных пунктом 133 Административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в пункте 136 Административного регламента, формирует уведомление о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины;

заверяет указанное уведомление своей ЭЦП и отправляет его налогоплательщику (его представителю);

в случае представления налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным форматом и соответствия ЭЦП подписи налогоплательщика (его представителя) формирует квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета);

заверяет указанную квитанцию своей ЭЦП и отправляет налогоплательщику (его представителю);

регистрирует принятую налоговую декларацию (расчет) в информационном ресурсе ИФНС «Реестр регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности».

Доказательств в подтверждение своего довода о том, что декларация представленная 21.07.08г. не была принята к обработке, а направлена на временное хранение в базу данных в нарушение пункта 1 статьи 65 и пункта 5 статьи 200 АПК РФ ИФНС не представлено.

Приказом МНС России от 04.02.04г. № БГ-3-06/76 утвержден «Регламент принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности» (далее Регламент), при этом пунктом 3.4.2 данного Регламента установлена типовая форма протокола входного контроля содержащего сообщение о несоответствии формату представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде (Приложение №2 к Регламенту).

Согласно данного Типовой формы в протоколе входного контроля должна содержаться информация о допущенных налогоплательщиком ошибках, а также Решение налогового органа о непринятии отчетности к обработке и предложение налогоплательщику в течение 5 (пяти) дней устранить выявленные ошибки и повторно выслать сообщение в адрес налогового органа по телекоммуникационным каналам связи.

В материалах дела такой протокол входного контроля отсутствует, в представленных протоколах входного контроля указано на отсутствие ошибок при заполнении декларации.

Суд считает доводы ИФНС о том, что в связи с неправильным заполнением титульного листа декларация не могла быть принята к обработке, а поэтому по состоянию на 21.07.08г. у налоговой инспекции отсутствовали сведения о задолженности ОАО по НДС по итогам 2 квартала 2008 года несостоятельными с учетом следующего:

Пунктом 3.6.1. Регламента установлено, что не позднее следующего рабочего дня с даты принятия налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности файлы документов, подлежащие вводу в АИС «Налог», передаются в отдел ввода и обработки данных, при этом формируется реестр документов, переданных программными средствами (пункт 3.6.2).

В дальнейшем работники отдела ввода и обработки данных, получив налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность из отдела работы с налогоплательщиками, не позднее двух рабочих дней с даты регистрации в налоговом органе отчетности должны осуществить ввод данных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, поступивших в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, в АИС “Налог“, в том числе сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет по данным налогоплательщика, отраженных в налоговых декларациях, в карточки лицевых счетов налогоплательщиков (пункт 3.8.1. Регламента).

ИФНС в материалы дела представлена служебная записка датированная 13.11.09г. о том, что в связи с аппаратным сбоем происшедшим 27.07.08г. детализированный отчет о приемке файла содержащего переданную ОАО 21.07.08г. налоговую декларацию представить не представляется возможным, однако при этом с учетом того что сбой согласно пояснений ИФНС произошел 27.07.08г. никаких документов о передачи полученной декларации либо в отдел ввода данных либо в хранилище ИФНС не представлено.

Пунктом 3.7.1. Регламента установлено, что по истечении шести дней после установленного законодательством о налогах и сборах срока представления в налоговый орган налоговых деклараций работники отдела камеральных проверок посредством АИС «Налог» осуществляют сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность к соответствующему сроку, с данными об их фактическом представлении, а при не исполнении налогоплательщиком обязанностей по представлению декларации вызывают на основании уведомления в налоговый орган налогоплательщиков для дачи пояснений по обстоятельствам, связанным с неисполнением ими законодательства о налогах и сборах непредставление налоговых деклараций, при этом специализированный оператор связи фиксирует факт доставки уведомления налогоплательщику и направляет в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об этом (пункты 3.7.2. и 3.7.3 Регламента).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 12.07.06г. №267-О, полномочия налогового органа носят публично-правовой характер, что не позволяет ему произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более - обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности представленных налогоплательщиком документов.

Доказательств того, что в адрес ОАО после 21.07.08г. Инспекцией направлялись уведомления через специализированного Оператора связи о неисполнении обязанности по представлению декларации по итогам 2 квартала 2008 года в материалы дела не представлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 НК РФ).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ.

Решение о взыскании недоимки принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (пункт 3 статьи 46 К РФ).

В силу пункта 1 статьи 70 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.06г. №137-ФЗ, действующей с 01.01.07г.) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 этой статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В требование №27503 от 18.06.09г. ИФНС включила недоимку по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года, сумма недоимки указной в требовании соответствует сумме налога подлежащего уплате согласно расшифровке данных декларации представленной в ИФНС по ТКС (лист дела 58).

При этом ИФНС не опровергла доводов налогоплательщика о том, что декларации была представлена 21.07.08г., принята к обработке, в связи с чем ИФНС имела возможность своевременно выявить у налогоплательщика недоимку по налогу и направить ему соответствующее требование.

Тот факт, что данные декларации не были разнесены по лицевому счету, не может служить доказательством невозможности выявления недоимки, так как лицевой счет является внутренним документом налоговых органов, ошибки при отражении в нем данных деклараций не могут приводит к ущемлению прав налогоплательщиков.

Таким образом, на дату выставления требования №27503 от 18.16.09г. трех месячный срок на его направление со дня выявления недоимки установленный статьей 70 НК РФ был пропущен, истек и срок на взыскание задолженности в судебном порядке установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ (01.05.09г.)

Следует учитывать и то, что в силу пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, о размере пеней, начисленных на момент направления требования, о сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 28.02.01г. №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что налоговый орган в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней обязан указать размер недоимки, на которую начисляются пени; дату, с которой они начисляются; ставку пеней - то есть данные, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности начисления пеней.

Таким образом, указанные в требовании налогового органа суммы пеней должны соответствовать действительной обязанности налогоплательщика по их уплате.

В оспариваемом требовании пени указаны в сумме 20943руб. 37коп., при этом срок уплаты налога указан 21.07.08г., срок уплаты пени 01.06.09г., сумма пени несоразмерна с суммой недоимки и сроком нарушения обязательств по уплате налога, проверить правильность начисления пени.

С учетом вышеизложенного заявленные требования ОАО подлежат удовлетворению. расходы по уплаченной при подаче заявления о признании недействительным требования №1727503 от 18.06.08г. и ходатайства об обеспечении иска в общей сумме 3000руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на ИФНС.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, 333.37 Налогового кодекса РФ суд

Решил:

Судья С.Н. Голиков