Решения районных судов

Решение от 2010-01-18 №А14-18599/2009. По делу А14-18599/2009. Воронежская область.

Решение

г.Воронеж Дело №А14-18599-2009

« 18 » января 2010г. 655/34

Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 18 января 2010 года.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Кораблевой Г.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толмачевой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Ворониной Т.Н., г. Воронеж,

к МИФНС России №12 по Воронежской области, г.Воронеж

о признании недействительным решения от 19.08.2009 №05-02/19169, обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц,

третье лицо: Воронин И.Г., г.Воронеж,

при участии в заседании:

заявитель – Воронина Т.Н., учредитель,

от ИФНС – Фролова Н.С., специалист 1 разряда юридического отдела, представитель по доверенности от 11.01.2010 №02-01-08/01,

третье лицо – Воронин И.Г., учредитель,

Установил:
Ф.И.О. (далее – заявитель, Воронина Т.Н.) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области (далее – Инспекция, налоговый орган, регистрирующий орган) от 19.08.2009 №05-02/19169 об отказе в государственной регистрации юридического лица, обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью «Экстрим».

В ходе рассмотрения дела заявитель уточнила требования и просила признать недействительным Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области от 19.08.2009 №05-02/19169 об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Экстрим», обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области устранить нарушения прав и законным интересов заявителя путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточненные требования приняты арбитражным судом к рассмотрению.

Налоговый орган возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на правомерность оспариваемого решения.

Третье лицо – Воронин И.Г. поддержал позицию заявителя.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 29.12.2009 объявлялся перерыв до 12.01.2010.

Представители налогового органа возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на правомерность оспариваемого решения, регистрацию Общества на основании представленных в налоговый орган документов.

Из материалов дела следует, что 11.08.2009 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области поступило заявление по форме №Р11001, подписанное гражданкой Ворониной Т.Н. (учредителем общества с ограниченной ответственностью «Экстрим»), о государственной регистрации юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Экстрим». К данному заявлению были приложены: Устав общества с ограниченной ответственностью «Экстрим», договор об учреждении об учреждении общества с ограниченной ответственностью «Экстрим» от 10.08.2009, протокол №1-К от 10.08.2009 общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью «Экстрим», документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

В соответствии с представленными документами учредителями общества с ограниченной ответственностью «Экстрим» являлись Воронина Т.Н. и Воронин И.Г.

19.08.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области принято Решение №05-02/19169 об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Экстрим».

Основанием для отказа в государственной регистрации данного юридического лица явилось нарушение требований Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку заявителем при регистрации юридического лица выступил только один из учредителей – Воронина Т.Н.

Кроме того, представитель регистрирующего органа указал, что сведения о месте жительства учредителей, указанные в заявлении о регистрации юридического лица, не соответствуют действительности.

Полагая, что вышеназванное Решение регистрирующего органа противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, последняя обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом уточнения требований).

В обоснование заявленных требований Воронина Т.Н. ссылается на то, что обязанность подачи заявления о государственной регистрации юридического лица всеми учредителями создаваемого юридического лица действующим законодательством о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусмотрена.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон №129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 13).

В соответствии с частью 1 статьи 12 названного Закона при государственной регистрации создаваемого юридического лица, в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.

В силу пункта 1.2 части 1 статьи 9 Федерального закона №129-ФЗ заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Как следует из пункта 1.3 части 1 данной нормы при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) учредитель или учредители юридического лица при его создании; в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

С 01.07.2009 вступил в законную силу Федеральный закон от 30.12.2008 №312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №312-ФЗ). Указанным Федеральным законом внесены изменения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральные законы от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части, касающейся порядка создания и деятельности обществ с ограниченной ответственностью.

Одной из задач изменений законодательства стала необходимость защиты прав участников от утраты их имущества.

Как указано выше, подпунктом «б» пункта 1.3 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть учредитель или учредители юридического лица при его создании.

Исходя из буквального толкования названной нормы следует, что заявление для государственной регистрации юридического лица при создании, представленное в регистрирующий орган, должно быть удостоверено подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой засвидетельствована в нотариальном порядке в случае, если заявителем является единственный учредитель юридического лица. В том случае, если учредителей юридического лица несколько, заявление должно быть удостоверено подписями каждого из учредителей, подлинность которых засвидетельствована в нотариальном порядке.

Таким образом, довод заявителя о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность подписания заявления по форме №Р11001 всеми учредителями общества с ограниченной ответственностью не может быть признан судом состоятельным.

В рассматриваемом случае представленное в регистрирующий орган для государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Экстрим» заявление по форме №Р11001 подписано только лишь одним из учредителей указанного юридического лица – Ворониной Т.Н.

При этом согласно пункту 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 4 Федерального закона №129-ФЗ предусмотрено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.

В силу статьи 5 названного Закона в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации (пункт «в» части 1 статьи 5).

Пунктом «д» указанной нормы предусмотрено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся также сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

Как указано выше, в соответствии с пунктом «а» части 1 стати 12 Федерального закона №129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений.

В соответствии с вышеуказанными нормами права, необходимым условием осуществления регистрации юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона №129-ФЗ является не только представление полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой названного Федерального закона, но и достоверность содержащейся в данных документах информации, подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.

Из материалов дела следует, что в заявлении по форме №Р11001, представленном в регистрирующий орган, на листе Б странице 6 «Сведения об учредителе – физическом лице», а также листе Е странице 8 заявления в разделе «Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица» указан адрес Воронина И.Г., Ворониной Т.Н.: г.Воронеж, ул.Кропоткина, д.64, кв.3, в то время как Воронин И.Г., Воронина Т.Н. зарегистрированы по адресу: г.Воронеж, ул.Кропоткина, д.3, кв.64.

Данные обстоятельства подтверждаются договором об учреждении об учреждении общества с ограниченной ответственностью «Экстрим» от 10.08.2009, протоколом №1-К от 10.08.2009 общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью «Экстрим», паспортным данными указанных лиц.

Таким образом, представленное Ворониной Т.Н. в регистрирующий орган заявление по форме №Р11001 о государственной регистрации юридического лица при создании общества с ограниченной ответственностью «Экстрим» не соответствует требованиям Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В связи с чем суд приходит к выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Экстрим» и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению. Следует отказать Ворониной Т.Н. в удовлетворении требований о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области от 19.08.2009 №05-02/19169 об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Экстрим».

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Отказа Ф.И.О. в удовлетворении требований о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области от 19.08.2009 №05-02/19169 об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Экстрим», обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Судья Г.Н. Кораблева