Решения районных судов

Решение от 18 января 2010 года . По делу А03-18074/2009. Алтайский край.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации Решение

г. Барнаул Дело № А03-18074/2009 18 января 2010 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Матвиенко В.И., при личном ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Север», г. Рубцовск Алтайского края к Государственной жилищной инспекции Алтайского края об оспаривании Постановления от 10.12.2009г. по делу № 05-0940 об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного штрафа в размере 5 000 рублей,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя – представитель Жемарчуков А.П. по доверенности от 15.01.2009г.,

от заинтересованного лица – консультант-юрист Хорева Ю.В. по доверенности от 11.01.2010 г.,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Север» (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Алтайского края (далее по тексту - административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Речкунова Н.М. от 10.12.2009 г. по делу об административном правонарушении № 05-09/40 о привлечении общества к административной ответственности по статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В обоснование своих требований заявитель указал, указал на отсутствие оснований для привлечения общества к административной ответственности, поскольку вина общества отсутствует. Причиной несоблюдения температурного режима в квартире № 1 в многоквартирном доме № 307 по ул. Киевской в г. Рубцовске, явилось подача тепловой энергии ее поставщиком с нарушением условий договора. Кроме этого, при привлечении общества к административной ответственности допущены нарушения процессуальных норм. Общество не было уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Лицо, принимавшее участие при его составлении, полномочиями на совершение указанных действий не было уполномочено.

В отзыве на заявление административный орган указал на законность оспариваемого постановления. Факт совершения обществом административного правонарушения подтвержден материалами проверки. Протокол об административном правонарушении составлен с участием представителя общества, действующего на основании доверенности.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении требований настаивает, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель инспекции требования заявления считает необоснованными, просит в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования, по следующим основаниям.



Как следует из материалов дела, ООО «Управляющая компания «Север» является исполнителем по обеспечению коммунальными услугами собственников помещений жилого дома № 4 по ул. Киевская в г. Рубцовске.

04.12.2009 г. специалистом государственной жилищной инспекции Алтайского края на основании приказа заместителя руководителя инспекции от 26.11.2009 г. № 991-и проведена инспекторская проверка в квартире № 1 многоквартирного жилого дома № 4, по ул. Киевская, в г. Барнауле.

В ходе проверки было установлено, что температура воздуха в угловой жилой комнате составляла +19 градусов С, что не соответствует требованиям Пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (должна быть не ниже +22 градусов С).

О выявленном нарушении составлен Акт от 04.12.2009 г. № 05-23/157 и протокол об административном правонарушении от 04.12.2009 г.

Постановлением Инспекции от 10.12.2009 по делу № 05-0940 ООО «Управляющая компания «Север» было привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с указанным Постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Диспозиция статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает привлечение к административной ответственности за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Оспариваемое Постановление мотивировано нарушением Обществом режима обеспечения населения коммунальной услугой в виде теплоснабжения.

Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307 (далее Правила) предусмотрено, что коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

В соответствии с пунктом 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в том числе бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

В соответствии с пунктом 2.1.4 Договора управления многоквартирным домом от 03.10.2008 г. ООО «УК «Север» обязано обеспечить предоставление пользователям помещений коммунальных услуг (отопление, горячее и голодное водоснабжение, водоотведение) установленного уровня качества в объеме соответствующем установленным нормативам потребления при условии своевременного проведения капитального ремонта инженерного оборудования.

Аналогичная обязанность возлагается на исполнителя по обеспечению коммунальными услугами собственников помещений в жилых домах предусмотрена пунктами «а» и «б» пункта 49 Правил.

В соответствии с пунктом 75 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.

Согласно части 2 пункта 76 Правил исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Изложенное свидетельствует о том, что общество подлежит ответственности за оказание коммунальных услуг по теплоснабжению ненадлежащего качества.



Однако требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления административного органа подлежат удовлетворению в связи с существенным нарушением установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором фиксируются среди прочих сведений, событие административного правонарушения, объяснение законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола законному представителю юридического лица разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом.

Таким образом, КоАП РФ предусмотрел, что протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица составляется в присутствии его законного представителя, тем самым давая возможность лицу, привлекаемому к административной ответственности, реализовать гарантии защиты, предусмотренные Кодексом. Указанным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, вручена копия протокола.

Статьей 25.4 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации установлено, что законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

В соответствии с абзацем 4 пункта 24 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» с учетом дополнений, внесенных Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 46 от 26.07.2007г., указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.

Вместе с тем, КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Суду при рассмотрении дела об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе не является доказательством надлежащего извещения (абзац 5 пункта 24 Постановления).

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 04.12.2009г. составлен с участием Паршина А.П., который не может быть признан полномочным представителем общества в связи с тем, что выданная ему доверенность от 04.12.2009г. не содержит полномочий на защиту прав и законных интересов юридического лица при производстве по данному делу об административном правонарушении с правом подписания протокола об административном правонарушении. Иные документы, подтверждающие полномочия Паршина А.П.. как представителя юридического лица, в материалах дела отсутствуют.

Кроме этого в материалах дела отсутствуют доказательства извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

В материалах дела имеется Уведомление о проведении инспекционной проверки и составления протокола об административном правонарушении от 30.11.2009 г., которое вручено представителю общества 01.12.2009 г.

Фактически инспекцией предложено обществу обеспечить участие в инспектировании собственников квартир № 1, 28, 67 законного представителя общества (доверенность, подтверждающая полномочия представлять интересы общества в государственной жилищной инспекции, с правом подписи и получения административных документов).

Именно на совершение указанных действий Паршину А.П. была выдана доверенность от 04.12.2009 г.

Извещение в адрес общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не направлялось.

Поскольку общество не было извещено о месте времени составления протокола об административном правонарушении, а при его составлении участвовало неуполномоченное лицо, суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ.

По своей правовой природе данные нарушения суд признает существенными, поскольку общество было лишено возможности осуществлять защиту своих прав и интересов по делу об административном правонарушении через своего законного представителя.

Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение. Возможность устранения этих нарушений отсутствует.

Принимая во внимание вышеназванные обстоятельства, суд признает оспариваемое Постановление незаконным и отменяет его полностью.

Руководствуясь статьями 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

Решил:

Постановление заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Алтайского края Речкунова Н.М. от 10.12.2009 г. по делу об административном правонарушении № 05-09/40 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» г. Рубцовск к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о назначении наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение десяти дней со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья В.И. Матвиенко