Решения районных судов

Решение от 2010-01-14 №А06-8516/2009. По делу А06-8516/2009. Астраханская область.

+!1E0BD3-daaaad!

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ 414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации Решение г. Астрахань

Дело №А06-8516/2009

14 января 2010 года

Арбитражный суд Астраханской области

в составе:

судьи: Винник *.*.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шариповым *.*. ,



рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью “Природоохранное предприятие “Экошельф-Каспий“ к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от истца: Марочкин *.*.

от ответчика: Андрухович *.*.

В арбитражный суд Астраханской области обратилось ООО ПП «Экошельф-Каспий» с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст.15.25 КоАП РФ.

Административный орган заявленные требования оспорил. Считает оспариваемое Постановление законным и обоснованным.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела,

суд

Установил:

При осуществлении внешнеэкономической деятельности 30.06.2008г. ООО «Природоохранное предприятие «Экошельф - Каспий» (РФ) - Исполнитель, заключило Договор № 4 с нерезидентом ТОО «Таза Тениз Ламор» (Казахстан) - Заказчик на оказание услуг по обеспечению готовности к ликвидации разливов нефти и спасению людей.



Согласно п.4.1 Договора расчеты производятся путём перечисления денег на банковский счет исполнителя, за услуги по поддержанию готовности к своевременному реагированию и ликвидации аварийных разливов нефти: сумма 842 544 рублей должна быть оплачена заказчиком в течение 15 календарных дней с момента выставления счета.

12.11.2008г. стороны согласовали Акт № 11 выполненных работ на сумму 842 544 рублей. 12.11.2008г. составлена счет-фактура № 11 также на сумму 842 544 рублей.

Учитывая условия Договора денежные средства в сумме 842 544 рублей подлежали зачислению на счет ООО «Природоохранное предприятие «Экошельф - Каспий» в срок не позднее 10.02.2009г.

Фактически денежные средства в сумме 842 544 рублей, по мнению административного органа, на счет ООО «Природоохранное предприятие «Экошельф - Каспий» в срок не позднее 10.02.2009г. зачислены не были.

Административный орган усмотрел в действиях общества нарушение п.1 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», в соответствии с которым, резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами обеспечить получение от нерезидентов на свои счета, в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги.

Административный орган пришел к выводу, что ООО «Природоохранное предприятие «Экошельф - Каспий» не обеспечило в срок не позднее 10.02.2009г. поступление валюты РФ в сумме 842 544 руб. от нерезидента ТОО «Таза Тениз Ламор» по Договору №4 от 30.06.08 г.

В то же время, административный орган указывает, что общество, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, имеет право на обращение за возвратом уплаченного налога в государственный бюджет этой Республики. Однако, общество не обратилось в налоговый орган Республики Казахстан за возвратом уплаченного налога, получив право на такое обращение после 12.11.2008 г. Тем самым, резидент не выполнил в установленный срок (до 10.02.09 г.) обязанность по получению на свой банковский счет валюты.

Датой совершения правонарушения определено 11.02.09 г.

Указанные действия общества квалифицированы по ч.4 ст.15.25 КоАП РФ.

По факту выявленного правонарушения, определением от 03.06.09 г. возбуждено дело об административном правонарушении.

30.10.2009 г. составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст.15.25 КоАП РФ.

Постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области №02-03-04/1392 от 24.11.09 г. Общество с ограниченной ответственностью «Природоохранное предприятие «Экошельф-Каспий» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере ? от суммы денежных средств (842 544 руб.), не зачисленных на счета в уполномоченных банках, что составило 631 908 руб.

Суд считает, что требования о признании постановления ТУ ФС ФБН в Астраханской области о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое Решение в полном объеме.

Основанием для привлечения заявителя к ответственности явилось невыполнение ООО ПП «Экошелъф-Каспий» в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках валюты Российской Федерации причитающейся за оказанные нерезиденту услуги в сумме 842 544 рублей.

Указанные денежные средства, по мнению административного органа, должны были поступить до 10.02.2009 года от заказчика услуг - ТОО «Таза Тениз Ламор» (Казахстан) согласно условий договора № 4 от 30.06.2008 года ( в редакции дополнительного соглашении №1 от 10.07.2008 года ), Акта № 11 выполненных работ от 12.11.2008 года, счета-фактуры №11 от 12.11.2009 года.

Акт № 11 от 12.11.2008 года и счет-фактура № 11 от 12.11.2008 были выставлены ООО ПП «Экошельф-Каспий» на сумму 842 544 рублей в адрес ТОО «Таза Тениз Ламор» и оплачены последним на счет в уполномоченном банке Волго-каспийском Акционерном банке (ОАО) Трусовский филиал, в сумме 674 035 руб. платежным поручением № 8 от 18.12.2008 года. Указанные денежные средства зачислены на счет получателя 19.12.2008 года, то есть в пределах срока, определенного, п.4.2. Договора № 4 от 30.06.2008 года.

Данным платежным поручением осуществлена оплата по счетам №11 и №12, в том числе по счету №11 в сумме 674 035 рублей.

Таким образом, сумма не поступившей на расчетный счет выручки составила 168 509 рублей, а не 842 544 рублей, как указано в оспариваемом постановлении.

Кроме того, при привлечении ООО ПП «Экошельф - Каспий» к административной ответственности, не было учтено следующего.

Согласно ст.179 Налогового Кодекса Республики Казахстан, в случае получения нерезидентом, действующим не через постоянное представительство, дохода от источника на территории Республики Казахстан, резидент должен удержать с суммы дохода нерезидента подоходный налог по ставке 20% от выручки.

В силу требований статей 179, 181 Налогового кодекса Республики Казахстан, удержанный налог в общеустановленном порядке по умолчанию перечисляется в бюджет Республики Казахстан.

При осуществлении расчетов на основании Акта № 11 от 12.11.2008 года и счета-фактуры № 11 от 12.11.2008 года, выставленных ООО ПП «Экошельф - Каспий» на сумму 842 544 рублей, ТОО «Таза Тениз Ламор» произвело оплату в полном объеме, 20% были удержаны в качестве подоходного налога (842 544 рублей - стоимость оказанных услуг, 168 509 рублей - сумма удержанного налога, 674 035 рублей – сумма, полученная на банковский счет общества).

С момента уплаты денежных средств в адрес ООО ПП «Экошельф-Каспий» за оказанные услуги в сумме 674 035 рублей и 168 509 рублей подоходного налога в бюджет Республики Казахстан, обязательства ТОО «Таза Тениз Ламор» по Акту № 11 от 12.11.2008 года и счету-фактуре № 11 от 12.11.2008 года являются исполненными полностью.

Общая сумма платежа, произведенная казахской стороной составляет 842 544 рублей, что соответствует сумме платежа, обусловленной контрактом.

С учетом выполнения обязанности по уплате 842 544 рублей в полном объеме, у ООО ПП «Экошельф-Каспий» отсутствовало право требования от казахской стороны дополнительных платежей, не обусловленных контрактом.

В соответствии со статьей 198-1 Налогового кодекса республики Казахстан, в случае уплаты в государственный бюджет подоходного налога с доходов, полученных нерезидентом из источников в Республике Казахстан, имеющих право на применение соответствующего международного договора, такой нерезидент имеет право на возврат уплаченного подоходного налога из государственного бюджета.

В случае уплаты налога в государственный бюджет с дохода нерезидента, полученного от выполнения работ (оказания услуг) в Республике Казахстан, заявление на применение международного договора представляется нерезидентом в налоговый орган после завершения выполнения работ (оказания услуг) в Республике Казахстан.

Пунктом 7, 8 статьи 198 Налогового кодекса Республики Казахстан также предусмотрено, что по завершении выполнения работ (оказания услуг) в Республике Казахстан и при выполнении условий международного договора нерезидент с целью возврата ранее удержанной суммы подоходного налога представляет в налоговый орган заявление в порядке и по форме, установленных уполномоченным органом.

Таким образом, законодательством Республики Казахстан предусмотрено, что нерезидент - ООО «Природоохранное предприятие «Экошельф - Каспий» имеет возможность обратиться за возвратом уплаченного подоходного налога уже после завершения работ, оказания услуг.

Согласно ведомости банковского контроля по ПС № 08080001/1027/0003/3/0 последние работы были выполнены ООО «Природоохранное предприятие «Экошельф - Каспий» 13.11.2008г.

Административным органом, с учетом вышеназванных норм Налогового кодекса Республики Казахстан, сделан вывод о том, что ООО «Природоохранное предприятие «Экошельф - Каспий» имело возможность обратиться за возвратом уплаченного налога в республику Казахстан уже после 13.11.2008г.

Фактически, обращение за возвратом налога имело место только 24.08.2009г., то есть спустя более 9 месяцев со дня завершения работ по контракту и за пределами установленных сроков поступления валютной выручки.

Данное обстоятельство, в совокупности с иными, также было расценено административным органом как основание для привлечения к ответственности по ч.4 ст.15.25 КоАП РФ.

Суд считает выводы административного органа неправомерными.

Часть 4 ст.15.25 КоАП РФ, предусматривает ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Как было указано ранее, право требования от контрагента доплаты удержанного налога, у общества отсутствовало в виду исполнения им обязанности по оплате в полном объеме.

С момента удержания 20 процентов, от осуществляемого платежа в сумме 842 544 рублей, удержанные в бюджет Казахстана 168 509 рублей, перестали быть иностранной валютой или валютой Российской Федерации, обязанность по своевременному получению которой лежит на обществе.

Данная сумма, 168 509 рублей, приобрела статус налога, уплаченного в бюджет Республики Казахстан.

Нормы законодательства Казахстана, предусматривающие возможность возврата данного налога нерезидентом Казахстана, говорят о праве на возврат, а не об обязанности осуществлять данные действия.

Законодательство Российской Федерации не устанавливает ни сроков, ни обязанности принимать меры, направленные на возврат налогов, уплаченных в иных государствах.

Вина общества в не поступлении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на сумму 168 509 рублей, отсутствует.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Природоохранное предприятие «Экошельф - Каспий» состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.15.25 КоАП РФ.

Как установлено материалами дела и подтверждается платежным поручением № 8 от 18.12.08 г., валюта Российской Федерации в сумме 674 035 рублей на счет общества в уполномоченном банке поступила.

Эти обстоятельства могли быть установлены административным органом на основании ведомости банковского контроля, имеющейся в материалах административного дела, в которой значится платеж в сумме 840 544 рублей. Согласно расчетов по данной ведомости, сумма поступивших платежей на 20 процентов меньше суммы, указанной в подтверждающих документах.

Часть 4 ст.15.25 КоАП РФ не устанавливает ответственность за невыполнение в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета налогов из бюджета иностранного государства и не предусматривает наказание за неосуществление таких действий.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

Административным органом не приведено доказательств наличия противоправности в действиях общества.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2009 № 15714/08 по делу N А40-15595/08-147-214 определена правовая позиция, в соответствии с которой получение резидентом валютной выручки с превышением срока, предусмотренного контрактом, по причине несвоевременной оплаты нерезидентом при отсутствии фактов противоправного поведения резидента, препятствующего получению валютной выручки на свои банковские счета в уполномоченных банках, не образует состава правонарушения, установленного частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.2 ст.28.2 и п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, протокол и Постановление должны содержат описание события и обстоятельств административного правонарушения.

Исходя из содержания протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления, суд приходит к выводу, что административным органом не установлены событие и обстоятельства административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.15.25 КоАП РФ.

С одной стороны, административный орган утверждает, что оплата за оказанные услуги, стоимость которых составляет 842 544 руб., в виде валютной выручки, на счета общества от иностранного партнера в установленные сроки не поступила полностью.

Эти действия квалифицированы как невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свой банковский счет валютной выручки за оказанные нерезиденту услуги.

В то же время, административный орган вменяет в вину ООО ПП «Экошельф-Каспий» не принятие мер по возврату налога, уплаченного в бюджет Республики Казахстан, в срок, установленный контрактом для поступления валютной выручки.

Признавая полное отсутствие оплаты, административный орган, в то же время говорит о необходимости своевременного обращения общества за возвратом налога из Республики Казахстан. Обращение за возвратом налога возможно только в случае осуществления иностранным партнером платежа в банк Российской Федерации, 20 процентов от которого поступают в бюджет Республики Казахстан в качестве налоговых отчислений.

Изложенные в постановлении обстоятельства правонарушения являются взаимоисключающими. Доводы противоречат друг другу, не позволяют установить поступала или нет на счет общества валютная выручка.

Отсутствие оплаты свидетельствует и об отсутствии уплаты налога в Казахстане.

Совершение действий по обращению в Казахстан за возвратом налога, возможно лишь при уплате налога, которая, в свою очередь может быть осуществлена только при осуществлении валютного платежа.

Таким образом, оспариваемое Постановление не содержит надлежащего описания события и обстоятельств правонарушения.

Привлечение к ответственности произведено на основании противоречивых и достоверно не установленных обстоятельств.

Санкцией ч.4 ст.15.25 КоАП РФ, предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

В случае, если бы административным органом не было допущено указанных выше нарушений, а не поступление 168 509 рублей не было связано с налогообложением в Республике Казахстан, а явилось следствием виновных действий общества, то сумма штрафа должна была бы исчисляться иным образом, не от суммы 842 544 рублей, а от не поступивших 168 509руб.

Факт поступления суммы в размере 674 035 рублей материалами дела установлен, исчисление штрафа от данной суммы неправомерно.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Признать незаконным и отменить Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области № 02-03-04/1392 от 24.11.2009 г. о привлечении ООО «Природоохранное предприятия «Экошельф - Каспий» к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»

Судья

*.*. Винник