Решения районных судов

Решение от 19 января 2010 года . По делу А16-1166/2009. Еврейская автономная область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

679016, ЕАО, г. Биробиджан, пер. Театральный, д. 10, факс: 4-07-00, e-mail: arbitr@on-line.jar.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru

Именем Российской Федерации Решение

г. Биробиджан

Дело №

А16-1166/2009-4



19



января

2010 г.



Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи

Кравченко *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания

Потаповой *.*. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.Хабаровск

к Ленинской КЭЧ, с. Бабстово, Еврейской автономной области

второй ответчик: федеральное государственное учреждение «Управление Дальневосточного военного округа» Минобороны России,



Министерство обороны Российской Федерации

о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 1 994 480,32 рубля,

при участии:

от истца: представителя Чеусовой *.*. , по доверенности от 11.01.2010;

от ответчиков: Ленинской КЭЧ - представителя Павленко *.*. , по доверенности от 18.01.2010; Кондрюковой *.*. , по доверенности от 18.01.2010;

от ФГУ «Управление Дальневосточного военного округа» - представителя Павленко *.*. , по доверенности № 29/237 от 11.11.2009; Кондрюковой *.*. , по доверенности от № 29/238 от 11.11.2009;

от Министерства обороны Российской Федерации – не явились;

Установил:

Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с исковым заявлением к Ленинской квартирно-эксплуатационной части о взыскании 1 994 480,32 рубля.

Определением арбитражного суда от 03 ноября 2009 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено федеральное государственное учреждение «Управление Дальневосточного военного округа».

В судебном заседании от 24.11.2009 истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил размер платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, подлежащую взысканию с ответчика 1 969 962,82 рубля. Одновременно изменил наименование ответчика в соответствии с учредительными документами последнего - федеральное государственное учреждение «Ленинская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации.

Судом было принято заявление об уточнении наименования ответчика в порядке, определенном ст. 47, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд Определил считать ответчиком по делу Федеральное государственное учреждение «Ленинская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда ЕАО от 16 декабря 2009 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что управление является администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории ЕАО. В обоснование заявленных требований сослался на то, что ответчик как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, обязан в срок не позднее 20 числа, следующего за отчетным, производить плату, в размерах установленных Постановлениями Правительства РФ. С учетом произведенных ответчиком оплат истец просил взыскать 1 697 206 руб. 28 коп. за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2007 года; за 1, 2 кварталы 2008 года с ФГУ «Управление Дальневосточного военного округа», 173 436 руб.04 коп. за 3, 4 квартал 2008 года и 1, 2 кварталы 2009 года с ФГУ «Ленинская квартирно-эксплуатационная часть района».

Представитель ФГУ «Управление Дальневосточного военного округа» согласился с тем, что ответчик - хозяйствующий субъект, деятельность которого связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. По размеру долга возражений не высказывал.

Представитель КЭЧ не отрицал факта наличия задолженности в размере предъявленных требований, однако указал, что отсутствие финансирования не позволило исполнить законодательно установленную обязанность по внесению платежей за негативное воздействие.

Суд, изучив представленные документы, заслушав объяснения сторон, считает, что уточненные требования заявителя подлежат удовлетворению.

Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Вследствие невнесения ответчиками платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2007, 2008, и 1 квартал 2009 года образовалась задолженность в сумме 1 870 642,32 рубля.

Поскольку действий направленных на исполнение требования от 06.08.2009 № 09/82 о погашении недоимки за негативное воздействие на окружающую среду в срок до 01 сентября 2009 год, ответчиком не совершено, истец обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 10.12.2002 № 284-О (далее - Определение № 284-О) платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором, поскольку взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды.

При определении лица, на которое возлагается обязанность по уплате экологических платежей, следует учитывать квалификацию платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Она дана в Определении № 284-О, где указано, что платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В силу статьи 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Федеральным законом от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» и Федеральным законом от 23.12.2004 № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации», Федеральным Законом о федеральном бюджете на 2008 и плановый период 2009-2010 годов от 24.07.2007 № 198 определено, что администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, являясь администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду ЕАО, вправе была принять Приказ и установить в нем срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду (не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом) и соответствующий отчетный период (календарный квартал).

Судом установлено, что ответчик является субъектом, осуществляющим хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок определения платы за негативное воздействие и ее предельные размеры установлены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные воды и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

При этом, согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 в 2003 - 2005 гг. за сбросы веществ в водные объекты применены истцом в 2009 г. с коэффициентом 1,62 и 1,32. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду произведен заявителем верно (л.д. 71).

Таким образом, при наличии в силу статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, как собственника образуемых в результате хозяйственной деятельности отходов, требование истца о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежат удовлетворению за 1-4 кварталы 2007, 1,2 кварталы 2008 годов с Федерального государственного учреждения «Управление Дальневосточного военного округа», за 3, 4 кварталы 2008 года, 1, 2 кварталы 2009 года с Федерального государственного учреждения «Ленинская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ.

При этом судом учтено, что 25.05.2005 на основании решения регистрирующего органа внесена запись о признании государственной регистрации КЭЧ, не являющейся юридическим лицом, недействительной. Решением Арбитражного суда ЕАО от 25.06.2008 на основании заявления КЭЧ Решение МИФНС России № 1 по ЕАО признано недействительным, суд обязал инспекцию восстановить Ленинскую КЭЧ в Едином государственном реестре юридических лиц.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 НК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец в установленном порядке освобожден, взыскивается с ответчиков в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Руководствуясь статьями 110, 167, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Взыскать с Федерального государственного учреждения «Управление Дальневосточного военного округа» плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 1 697 206 руб. 28 коп. за 1-4 квартал 2007, 1, 2 квартал 2008 годов в пользу Дальневосточного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, государственную пошлину в размере 19 986 руб. 03 коп. в доход федерального бюджета.

Взыскать с Федерального государственного учреждения «Ленинская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 квартал 2008, 1, 2 квартал 2009 в сумме 173 436 руб. 04 коп. в пользу Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, государственную пошлину в размере 4 968 руб. 72 коп. в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Шестой апелляционный суд в течение месяца.

Судья *.*. Кравченко