Решения районных судов

Решение от 2010-01-28 №А06-8153/2009. По делу А06-8153/2009. Астраханская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ 414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации Решение г. Астрахань

Дело №А06-8153/2009

28 января 2010 года

Арбитражный суд Астраханской области

в составе:

судьи: Винник *.*.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шариповым *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя Ф.И.О. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Астрахани о признании недействительными решения и требования



при участии:

от истца: Екимова *.*.

от ответчика: Никифорова *.*. , Сангаджиев *.*. , Махнина *.*.

В арбитражный суд Астраханской области обратился индивидуальный предприниматель Мармилов Владимир Анатольевич с заявлением к ИФНС России по Советскому району г.Астрахани с заявлением о признании незаконными решения №19840 от 21.09.09 г. и требования №4637 от 01.12.09 г.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал. Считает, что обжалуемое Решение вынесено с нарушением норм права и без учета фактических обстоятельств.

Представитель налогового органа требования не признал. Указал, что Решение вынесено в соответствии с действующим законодательством. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела,

суд

Установил:

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год, представленной предпринимателем.



По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки (акт от 13.08.2009 №14657) Инспекцией вынесено Решение от 21.09.2009 №19840, которым налогоплательщику предложено уплатить сумму доначисленного земельного налога в размере 866 546 руб., сумму пени в размере 79 758,34 руб. и сумму штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 131 340,68 руб.

Заявитель, не согласившись с Решением Инспекции, в порядке статьи 139 Налогового кодекса обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы России по Астраханской области.

Решением №329-Н от 19.11.09 г. УФНС России по Астраханской области обжалуемое Решение изменено путем уменьшения доначисленного земельного налога на сумму 119 620 рублей, а также соответствующих сумм пени и штрафа.

В судебном заседании заявитель просит признать недействительным Решение от 21.09.2009 №19840, в связи с тем, что сумма земельного налога, подлежащая к уплате в бюджет, исчислена им на основании Постановления Правительства Астраханской области от 31.01.2008 №25-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области» и сведений полученных из Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области.

Представитель налогового органа указал, что порядок исчисления и уплаты земельного налога регламентирован Налоговым кодексом Российской Федерации. При уплате земельного налога в рассматриваемом периоде следовало руководствоваться Постановлением Правительства Астраханской области от 30.06.2005 г. № 214-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области».

Суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Как следует из оспариваемого решения, основанием для доначисления земельного налога за 2008 год послужило определение заявителем кадастровой стоимости (налогооблагаемая база) земельных участков на основании Постановления Правительства Астраханской области от 31.01.2008 №25-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области», тогда как в 2008 году в целях налогообложения должна быть применена кадастровая стоимость земельных участков в соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области № 214-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области».

Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса, налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса, налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно пункту 14 статьи 396 Налогового кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.

Исходя из вышеуказанных норм Налогового кодекса следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода (в том числе в связи с переводом земель из одной категории в другую, изменением вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.

В связи с этим изменения, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога со следующего налогового периода.

Учитывая, что в соответствии со ст. 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, а Постановление Правительства Астраханской области, фактически изменило кадастровую стоимость, суд считает, что данное Постановление следует признать относящимся к актам законодательства о налогах и сборах.

Согласно статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что налоговая база по земельному налогу за 2008 год не может определяться исходя из Постановления Правительства Астраханской области от 31.01.2008 года № 25-П.

Кроме того, Правительством Астраханской области на основании обращений депутатов Государственной Думы Астраханской области, муниципального образования «Город Нариманов» об изменении государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Астраханской области разъяснен порядок вступления в силу Постановления Правительства Астраханской области от 31.01.2008 № 25-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области».

Согласно указанным разъяснениям Постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2008 № 25-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области», вступившее в силу с 23 февраля 2008 года, распространяется на правоотношения, которые возникнут с 1 января 2009 года.

По состоянию на 1 января 2008 года действует кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением Правительства Астраханской области от 30.06.2005 № 214-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области».

Таким образом, заявителю при исчислении суммы земельного налога, подлежащей к уплате в бюджет за 2008 год, следовало применять кадастровую стоимость земельных участков, утвержденную Постановлением Правительства Астраханской области от 30.06.2005 № 214-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области».

Указанная правовая позиция подтверждена Постановлением ФАС Поволжского округа по делу № А06-4808/2007-21 от 12.03.2009 г.

Заявитель считает, что в связи с тем, что при расчете налога он использовал сведения о кадастровой стоимости земли, полученные из Управления Федерального кадастра объектов недвижимости по Астраханской области, доначисление налога, пени и штрафных санкций, является неправомерным.

Суд считает данные доводы несостоятельными.

Новая кадастровая стоимость вступает в силу с 01.01.2009 г. только в отношении налоговых правоотношений, исчисления земельного налога.

В отношении иных правоотношений, новая ставка кадастровой стоимости могла использоваться с момента вступления Постановления Правительства в силу.

Неверное исчисление налога на основании недостоверных сведений, не может препятствовать уточнению, в последствии, суммы налога, подлежащей фактической уплате за рассматриваемый налоговый период.

Согласно части 1 статьи 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от не уплаченной суммы налога.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В виду неполной уплаты заявителем земельного налога за 2008 год, налоговая инспекция правомерно начислила пени и штраф.

Расчет суммы пени или штрафа заявителем не оспорен.

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении требований предпринимателя Мармилова *.*. о признании недействительными решения ИФНС России по Советскому району г.Астрахани №19840 от 21.09.09 г. и требования №4637 от 01.12.09 г., отказать.

Возвратить предпринимателю Мармилову *.*. из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в сумме 3 800 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»

Судья

*.*. Винник