Решения районных судов

Решение от 09.11.2009 №А56-55955/2009. По делу А56-55955/2009. Ленинградская область.

Решение

г.Санкт-Петербург

09 ноября 2009 года Дело № А56-55955/2009

Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 09 ноября 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Александровой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобарыкиной Л.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель – ООО «Перспектива»

заинтересованное лицо – Санкт-Петербургская таможня

об оспаривании решений от 14.07.2009 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД №№ 10210000-32-17/336, 10210000-32-17/337, 10210000-32-17/338 и признании недействительным требования об уплате таможенных платежей от 21.07.2009 № 0294/09/325

при участии

от заявителя – Соболева Е.В. (доверенность от 18.09.2009);

от заинтересованного лица – Казарян А.Р. (доверенность от 12.10.2009 № 06-20/20363), Слободянюк А.А. (доверенность от 19.02.2009 № 06-21/2884);

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – ООО «Перспектива», общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решений Санкт-Петербургской таможни (далее – таможня) от 14.07.2009 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД №№ 10210000-32-17/336, 10210000-32-17/337, 10210000-32-17/338 и признании недействительным требования об уплате таможенных платежей от 21.07.2009 № 0294/09/325.



В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования.

Представители таможни против удовлетворения требований заявителя возражали, считая оспариваемые решения и требование законными и обоснованными.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 26.10.2009 объявлен перерыв, после чего 02.11.2009 судебное заседание продолжено.

Как следует из материалов дела, ООО «Перспектива» ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар – «игрушки – шары воздушные надувные, детские латексные, различных цветов, круглые». Товар прошел таможенное оформление по грузовым таможенным декларациям (далее – ГТД) №№ 10210180/081208/0046339, 10210180/080908/0031422, 10210180/171008/П038480.

При декларировании ввозимым товарам обществом как декларантом в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 718 «О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности», присвоен классификационный код 9503 00 990 0. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908 ставка налога на добавленную стоимость (далее – НДС) при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, классифицируемых в соответствии с данным кодом ТН ВЭД, составляет 10%.

После таможенного оформления и таможенного контроля товары выпущены для внутреннего потребления.

В дальнейшем таможней в порядке, предусмотренном статьей 361 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), проведена проверка правильности определения классификационного кода ТН ВЭД товара, по результатам которой в соответствии со статьей 40 ТК РФ 14.07.2009 приняты решения №№ 10210000-32-17/336, 10210000-32-17/337, 10210000-32-17/338 о классификации товаров по коду ТН ВЭД 9505 90 000 0, что исключает пвозможность применения в отношении названных товаров ставки НДС в размере 10%.

На основании принятых решений таможней выставлено обществу требование от 21.07.2009 № 0294/09/325 об уплате НДС в размере 269057 руб.78 коп.

Считая решения таможни о классификации товаров от 14.07.2009 №№ 10210000-32-17/336, 10210000-32-17/337, 10210000-32-17/338 незаконными, а начисление НДС необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Рассмотрев заявление ООО «Перспектива», выслушав мнение сторон и изучив материалы дела, суд считает, что требования общества подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908 утвержден перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. Согласно названному перечню к таким товарам относятся игрушки прочие для детей, за исключением игрушек из стекла, фарфора, фаянса, керамики; модели в уменьшенном размере («в масштабе») и аналогичные модели для развлечений, действующие или недействующие, для детей, за исключением моделей из стекла, фарфора, фаянса, керамики; головоломки всех видов для детей, за исключением головоломок из стекла, фарфора, фаянса, керамики, относящиеся к товарной субпозиции 9503 00 ТН ВЭД.

В соответствии со статьей 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным названным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Согласно статье 40 ТК РФ товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

В статье 39 ТК РФ предусмотрено, что Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 718 утвержден Таможенный тариф, содержащий Основные правила интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее – Основные правила).



В пункте 1 Основных правил предусмотрено, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.

Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами (пункт 4 Основных правил).

Согласно письму Федеральной таможенной службы от 15.04.2008 № 01-11/14800 «О пояснениях к ТН ВЭД России» при применении ТН ВЭД приоритет имеют Основные правила, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания, дополнительные примечания Российской Федерации и тексты товарных позиций ТН ВЭД. При этом в отношении пояснений к ТН ВЭД в письме разъяснено, что пояснения являются одним из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД должностными лицами таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности и содержат толкование содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.

Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться Основные правила, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что, между тем, не исключает возможность при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать пояснения, содержащие толкование содержания позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры, учитывая то обстоятельство, что пояснения базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации.

К подсубпозиции 9503 00 990 0 ТН ВЭД относятся трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол; куклы; прочие игрушки; модели в уменьшенном размере («в масштабе») и аналогичные модели для развлечений, действующие или недействующие; головоломки всех видов: - прочие.

В подсубпозиции ТН ВЭД 9505 90 000 0 классифицируются изделия для праздников, карнавалов или прочие изделия для увеселения, включая предметы для показа фокусов и шуток: - прочие.

Исходя из текстов сравниваемых подсубпозиций и последовательно применив Основные правила, примечания к разделам, группам и субпозициям, и тексты товарных позиций, при определении товаров, наиболее сходных (близких) с ввезенными обществом товарами, суд также учитывает рекомендации, приведенные в Пояснениях к ТН ВЭД.

Согласно Пояснениям к ТН ВЭД к категории игрушек прочих, классифицируемых в подсубпозиции 9503 00 990 0 ТН ВЭД, относятся игрушки, предназначенные для развлечения людей (детей и взрослых). В их число входят, помимо прочего, игрушечные воздушные шары и воздушные змеи.

Кроме того, из Пояснений к товарной позиции 8801 ТН ВЭД также усматривается, что детские игрушечные шары в данную товарную позицию не включаются, поскольку относятся к товарной позиции 9503, и отличаются коротким горлом для надувания и рекламными надписями или украшениями, часто встречающимися на них.

В Пояснениях к ТН ВЭД также разъяснено, что в товарную позицию 9505 включаются:

Изделия для праздников, карнавалов или прочие изделия для увеселения, которые ввиду их предназначения, как правило, сделаны из недолговечного материала. В их число входят:

Праздничные украшения для украшения комнат, столов и т.д. (например, гирлянды, фонарики и т.д.), декоративные предметы для украшения рождественских елок (мишура, цветные шарики, фигурки животных, другие фигурки и т.д.); украшения для тортов, которые традиционно ассоциируются с определенным праздником (например, фигурки животных, флажки).

Товары, традиционно используемые на рождественских праздниках, например, искусственные елки, картинки с изображением Рождества Христова, рождественские фигурки, фигурки животных и ангелов, рождественские хлопушки, подарочные чулки, искусственные святочные поленья, деды-морозы.

Маскарадные принадлежности, например, маски, приставные уши и носы, парики, накладные бороды и усы (не являющиеся имитацией - товарная позиция 6704), и бумажные шляпы. Однако в данную товарную позицию не включаются маскарадные костюмы из текстильных материалов, относящиеся к группе 61 или 62.

Снежки из бумаги или хлопковой ваты, бумажные узкие длинные ленты (серпантин), картонные рупоры, свистульки, конфетти, карнавальные зонтики и т.д.

В данную товарную позицию не включаются статуэтки, статуи и аналогичные предметы, используемые для убранства мест отправления культа.

В данную товарную позицию также не включаются товары, имеющие праздничный дизайн, украшения, символы или узоры, и которые предназначены для практического использования, например, посуда, столовая и кухонная, приборы столовые и кухонные, кухонные и туалетные принадлежности, ковры и иные текстильные напольные покрытия, одежда, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.

Предметы для показа фокусов и шуток, например, колоды карт, столы, ширмы и контейнеры, специально оборудованные для показа фокусов; предметы для шуток, такие как чихательный порошок, конфеты с сюрпризом, бутоньерки, выпускающие струйку воды, и “японские цветы“.

В данную товарную позицию также не включаются:

натуральные рождественские елки (группа 06);

свечи (товарная позиция 3406);

упаковки из пластмасс или из бумаги, используемые во время праздников (классифицируются в соответствии с составляющим их материалом, например, группа 39 или 48);

подставки для рождественских елок (классифицируются в соответствии с составляющим их материалом);

текстильные флаги или флагдуки товарной позиции 6307;

электрические гирлянды всех типов (товарная позиция 9405).

Таким образом, в разделе Пояснений к ТН ВЭД, касающемся товаров, подлежащих классификации в товарной позиции 9505, воздушные шары не упоминаются.

Применительно к настоящему делу в обоснование законности принятых решений о классификации ввезенного обществом товара в подсубпозиции ТН ВЭД 9505 90 000 0 и примененных ставок НДС таможня ссылается на то, что воздушные шары предназначены для увеселения и украшения праздничных, свадебных, карнавальных демонстрационных мероприятий как детьми, так и взрослыми.

Однако приведенные доводы сами по себе не исключают наличие у воздушных шаров игровой функции и не подтверждают выводы таможни об отнесении к подсубпозиции 9505 90 000 0 ТН ВЭД, поскольку из Пояснений к ТН ВЭД усматривается, что к подсубпозиции 9503 00 990 0 ТН ВЭД могут быть отнесены игрушки, предназначенные для развлечения и детей, и взрослых.

Недолговечность материала, из которого изготовлены воздушные шары, исходя из наименования субпозиции, являющегося приоритетным по отношению к Пояснениям ТН ВЭД, также не является критерием для классификации данного товара в соответствии с кодом 9505.

Учитывая изложенное, а также положения части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что таможенный орган не доказал правомерность классификации ввезенного обществом товара в подсубпозиции ТН ВЭД 9505 90 000 0, а также обоснованность доначисления НДС.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах оспариваемые решения таможенного органа о классификации товара от 14.07.2009 №№ 10210000-32-17/336, 10210000-32-17/337, 10210000-32-17/338 являются незаконными, а требование от 21.07.2009 № 0294/09/325 недействительным, в связи с чем заявление ООО «Перспектива» подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконными решения Санкт-Петербургской таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД от 14.07.2009 №№ 10210000-32-17/336, 10210000-32-17/337, 10210000-32-17/338.

Признать недействительным требование Санкт-Петербургской таможни об уплате налога на добавленную стоимость от 21.07.2009 № 0294/09/325.

Взыскать с Санкт-Петербургской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива» из федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья Александрова Е.Н.