Решения районных судов

Решение от 2010-02-10 №А32-683/2010. По делу А32-683/2010. Краснодарский край.

Арбитражный суд Краснодарского края Именем Российской Федерации

Решение

г. Краснодар Дело № А-32-683/2010-11/30-8АЖ

12 февраля 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 10.02.2010 г. Полный текст решения изготовлен 12.02.2010 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Лесных А.В., при ведении протокола судебного разбирательства судьей Лесных А.В., рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимат Ф.И.О. г. Тихорецк, к Государственному учреждению Краснодарского края «Центр занятости населения Тихорецкого района», г. Тихорецк,

об оспаривании постановления об административном правонарушении от 10.12.2009,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен,

от ответчика: не явился, извещен.

Требование заявлено об отмене постановления Государственного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения Тихорецкого района», г. Тихорецк (далее - административный орган) от 10.12.2009 г. о привлечении к административной ответственности по статье 4.1.1. Закона Краснодарского края 23.07.2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» и назначении административного штрафа в размере 300 руб.

Заявитель в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В заявлении указал, что административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности в части не уведомления предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседание извещен надлежащим образом под роспись представителя в протоколе судебного заседания от 03.02.2010 г.

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Заявитель является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством о внесении записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей серии 23 № 005123709.

Из материалов дела следует, административным органом проведена проверка предпринимателя по вопросу соблюдения законодательства о занятости населения. В ходе проверки установлено, что предпринимателем не предоставлена информация по форме «Сведения о потребности в работниках» до 28.11.2009 г., чем нарушил Постановление главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2004 года № 258 «Об утверждении Положения о предоставлении работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в органы государственной службы занятости населения Краснодарского края.



В ходе проверки административным органом составлен акт о выявлении нарушения от 30.11.2009 № 13. В результате проверки административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 01.12.2009 г. № 61.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, административный орган вынес Постановление от 10.12.2009 г., которым предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.1.1. Закона Краснодарского края 23.07.2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 руб.

Предприниматель не согласился с указанным Постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.

В соответствии с п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно статье 4.1.1. Закона Краснодарского края 23.07.2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» непредставление или несвоевременное предоставление в орган государственной службы занятости населения Краснодарского края информации в соответствии с Постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2004 года № 258 «Об утверждении Положения о предоставлении работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в органы государственной службы занятости населения Краснодарского края», необходимой для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно предоставление в орган государственной службы занятости населения Краснодарского края такой информации в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей, на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Пунктом 2.1. Положения о предоставлении работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в органы государственной службы занятости населения Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2004 г. № 258, информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) все работодатели предоставляют в органы государственной службы занятости по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц до 28-го числа текущего месяца. Предоставление сведений о вакантных рабочих местах (должностях) по истечении указанного срока приравнивается к непредставлению информации.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 15 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» одним из направлений деятельности административного органа является содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. В связи с этим сведения о наличии вакантных мест (должностей) необходимы для осуществления этим органом его законной деятельности.

Согласно части 3 статьи 25 указанного закона работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В силу пункта 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое Решение.

Согласно части 1 статьи 1.1. КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что предпринимателем не представлены в административный орган требуемые сведения о наличии вакантных рабочих мест.

При таких обстоятельствах, судом установлено, что в действиях предпринимателя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.1.1. Закона Краснодарского края 23.07.2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».

Порядок привлечения предпринимателя к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.



Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.

В силу части 2 статьей 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.

В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г. № 2 указано, что положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Более того, названным пунктом Постановления Пленума ВАС РФ указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 г. № 46 «О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Как видно из материалов дела, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении административный орган извещал предпринимателя телефонограммой, направленной по телефону 7-62-32 30.11.2009 г.

Заявитель отрицает факт своей осведомленности о месте и времени составления в отношении него протокола об административной правонарушении, и месте и времени рассмотрения дела. Указанный вопрос исследовался судом.

Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лиц о дате и времени составления протокола и рассмотрения дела, оно, в зависимости от конкретных обстоятельств, может производится с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому направлено извещение.

Направление административным органом телефонограммы не может быть признано судом надлежащим уведомлением, поскольку административный орган не представил суду доказательств, что она получена заявителем, либо лицом, уполномоченным представлять его интересы по делам об административных правонарушениях, либо лицом, уполномоченным на получение корреспонденции лица, привлекаемого к административной ответственности.

Пояснить, кем получена телефонограммы и была ли она передана надлежащему представителю представитель заинтересованного лица не смог, соответствующие доказательства не представил, что свидетельствует о том, что административный орган не контролировал получение информации лицом, которому было направлено извещение.

Представленная распечатка входящей детализации от 30.11.2009 г. и 01.12.2009 г. как доказательство надлежащего уведомления судом не принимается, поскольку не позволяет установить, кому именно передавалась телефонограмма, кем она принята и ее содержание.

Кроме того, текст телефонограммы адресован некому руководителю предприятия, а не заявителю (какого именно предприятия административным органом не указано). Из содержания телефонограммы, очевидно не следует, что заявитель вызывается для составления протокола об административном правонарушении по ст. 4.1.1. Закона Краснодарского края 23.07.2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».

Таким образом, протокол об административном правонарушении от 01.12.2009 составлен в отсутствии предпринимателя, не извещенного надлежащим образом.

В протоколе об административном правонарушении от 01.12.2009 г. указана дата рассмотрения материалов проверки на 10.12.2009. Протокол направлен по почте и вручен жене предпринимателя, что также является ненадлежащим уведомление предпринимателя о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что административным органом не были приняты все необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правками, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.

Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении административным органом 10.12.2009 г. вынесено в отсутствии предпринимателя. Доказательств надлежащего извещения предпринимателя административным органом не представлено.

Таким образом, административным органом нарушена процедура привлечения к административной ответственности. Указанные процессуальные нарушения являются существенными, возможность их устранения отсутствует.

В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое Решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое Решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает Решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах, суд считает Решение административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности незаконным и подлежащим отмене.

В силу пункта 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Определением суда от 13.01.2010 г. заявителю возвращена ошибочно уплаченная им государственная пошлина.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 208, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконным и отменить Постановление Государственного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения Тихорецкого района», г. Тихорецк от 10.12.2009 г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимат Ф.И.О. г. Тихорецк по статье 4.1.1 Закона Краснодарского края 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его вынесения в пятнадцатый апелляционный суд.

Судья А.В. Лесных.