Решения районных судов

Решение от 2010-02-10 №А32-19229/2009. По делу А32-19229/2009. Краснодарский край.

Арбитражный суд Краснодарского края Именем Российской Федерации Решение

г. Краснодар Дело № А32-19229/2009-65/639

10 февраля 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 3 февраля 2010 года. Решение в полном объеме изготовлено 10 февраля 2010 года.

Арбитражный суд в составе судьи Непранова Г.Г.,

при ведении протокола судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ОАО «Российские железные дороги», г. Москва,

к ОАО «Туапсинский морской торговый порт», Краснодарский край, г. Туапсе,

о взыскании 128 990,44 руб.,

при участии Кисилевой Н.П. – представителя истца по доверенности от 08.12.2009г.,

Балакиной А.С. – представителя истца по доверенности от 08.12.2009г.,

Тагировой Г.М. – представителя ответчика по доверенности от 28.12.2009г.,

Деревенец И.В. – представителя ответчика по доверенности от 29.06.2009г.,

Установил:

ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ОАО «Туапсинский морской торговый порт» (ОАО «ТМТП») о взыскании 128 990,44 руб. платы за пользование вагонами.



Представители истца настаивают на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представители ответчика иск не признают, считают требования истца необоснованными.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд Установил, что Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.04.2007 по делу №А-53-8271/06-С1-17,

оставленным без изменения Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2007, отказано в удовлетворении требований ОАО «ТМТП» о понуждении ОАО «РЖД» к заключению узлового соглашения и удовлетворен встречный иск ОАО «РЖД» о понуждении ОАО «ТМТП» к заключению договора на подачу и уборку вагонов. Во исполнение указанного судебного акта ОАО «РЖД» и ОАО «ТМТП» заключили договор №85/4 от 25.06.2008 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД», для ОАО «ТМТП» при станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги. Стороны распространили действие договора на период с 14.08.2007г. по 14.08.2010г., что не противоречит действующему законодательству. В соответствии с указанным договором ОАО «РЖД» производит подачу и уборку вагонов на/с железнодорожный путь необщего пользования ОАО «ТМТП», примыкающий к путям №5 и №6 парка «В» станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги, через стык рамного рельса стрелочного перевода №207 и стык рамного рельса стрелочного перевода №228, обслуживаемого локомотивом порта.

В период 10 – 20 июля 2008 года ОАО «РЖД» подавало под выгрузку для ОАО «ТМТП» вагоны, что подтверждается ведомостью подачи и уборки вагонов. Часть поданных вагонов находилась на пути необщего пользования грузополучателя сверх установленного договором технологического срока оборота вагонов, за что перевозчик начислил грузополучателю плату за пользование вагонами на основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в сумме 388 927,06 руб., в том числе налог на добавленную стоимость – 59 327,86 руб. Сторонами произведена сверка расчетов, составлен соответствующий акт от 04.08.2008г. (л.д.67). Акт подписан грузополучателем с оговоркой о том, что плата за пользование вагонами за 2 декаду июля 2008 года составляет 167 824,64 руб. От оплаты 221 102,42 руб. грузополучатель отказался по основаниям, изложенным в оговорках к ведомостям подачи и уборки вагонов. Неполная оплата за пользование вагонами послужила основанием для обращения ОАО «РЖД» в арбитражный суд.

Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (УЖТ РФ) определено понятие железнодорожного пути необщего пользования.

Железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Согласно статье 64 УЖТ РФ взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.

В соответствии со ст.39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Оплачиваемое время за пользование вагонами, контейнерами для погрузки грузов, выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования определяется в соответствии с положениями главы IV Устава.

Согласно ст. 57 УЖТ РФ отношения по поводу эксплуатации железнодорожных путей в порту, подачи и уборки вагонов регулируются соответствующими договорами, заключаемыми перевозчиком и портом. Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей в портах осуществляются локомотивом, принадлежащим порту на праве собственности или на ином праве, с передачей вагонов, контейнеров порту на железнодорожных выставочных путях (железнодорожных путях, на которых выполняются технологические операции, связанные с передачей вагонов, контейнеров) в соответствии с договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, договорами на подачу и уборку вагонов.

Пунктом 16.3 договора №85/4 от 25.06.2008 предусмотрено, что плата за пользование вагонами начисляется по ведомостям подачи и уборки вагонов ежесуточно и оплачивается портом подекадно на основании выставленного перевозчиком счета-фактуры с приложением расчета, первичных документов и акта сверки расчетов, который оформляется и подписывается сторонами не позднее 4 рабочих дней после окончания декады.

Пунктом 18.6 договора №85/4 от 25.06.2008 предусмотрено, что плата за пользование вагонами вносится перевозчику в соответствии со ст.39 УЖТ, пунктами 4.6, 4.7 Правил

эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пунктами 11, 12 Тарифного руководства №2.

Согласно пункту 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство №2), утвержденных Постановлением ФЭК Российской Федерации от 19.06.2002г. №35/12, за время нахождения вагонов, контейнеров федерального железнодорожного транспорта у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в настоящем Тарифном руководстве. Согласно пункту 3 Тарифного руководства №2 плата за пользование вагонами определяется умножением базовой ставки платы на коэффициенты, учитывающие суточный вагонооборот, приведенные в таблицах №3 и №4 приложения №1 к Тарифному руководству. В соответствии с пунктом 4 Тарифного руководства №2 расчетные дифференцированные размеры платы за пользование вагонами приведены в таблицах №5 – 10 Тарифного руководства.

Как следует из расчетов ОАО «РЖД» плата за пользование вагонами рассчитана в порядке, предусмотренном Тарифным руководством, но с округлением до 10 копеек, тогда как в таблицах Тарифного руководства расчетные размеры платы приведены с округлением до копейки. В связи с неправильным округлением сумм размер платы в данном случае следует уменьшить на 365,99 руб.



Пунктом 7 договора №85/4 от 25.06.2008 предусмотрено, что сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожные выставочные пути №5 и №6 парка «В» станции Туапсе в количестве не более 26 вагонов.

Между тем, из представленных суду памяток приемосдатчика и ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что перевозчиком в спорный период одновременно подавались и партии вагонов в количестве, превышающем 26 шт.

В силу ст.39 УЖТ (последний абзац) грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором.

Дополнительное соглашение №1 к договору №85/4 от 25.06.2008, которое предусматривает возможность подачи укрупненных партий вагонов по согласованию сторон, заключено сторонами 15.07.2008 и в соответствии с пунктом 3 ст.453 ГК РФ изменяет обязательства сторон с момента его заключения. Соответственно, с учетом положений пункта 7 договора №85/4 от 25.06.2008 и последнего абзаца ст.39 УЖТ РФ, оснований для начисления перевозчиком платы за пользование вагонами, поданными партиями в количестве более 26 шт. в период 10.07.2008г. по 15.07.2008г. не имеется. В период с 15.07.2008г. по 20.07.2008г. укрупненные партии вагонов подавались с нарушением интервала подачи вагонов. В соответствии с пунктом 7.1 договора №85/4 от 25.06.2008 при подаче вагонов на внутриподъездные пути пора укрупненными партиями они зачисляются на ответственность порта с учетом зачисления на ответственность порта ранее поданных партий вагонов после окончания приемосдаточных операций группами по 26 вагонов по установленному интервалу через 1 час, каждая последующая зачисляется на ответственность порта по установленному интервалу через 1 час. При приведении расчета в соответствие с вышеперечисленными положениями закона и договора №85/4 от 25.06.2008 заявленная ко взысканию сумма платы за пользование чужими денежными средствами уменьшится на 107 881,10 руб.

В спорный период истец начислил ответчику плату за пользование вагонами с импортными грузами. При этом истец не учел положение пункта 10 договора №85/4 от 25.06.2008, согласно которому вагоны с импортными грузами снимаются с ответственности порта после оформления перевозочных документов. Поскольку в данном случае вагоны находились на путях ответчика по причинам, не зависящим от грузоотправителя, размер начисленной платы за пользование вагонами подлежит уменьшению на 75 239,08 руб.

В соответствии с пунктом 18.14 договора №85/4 от 25.06.2008 время на оформление одного перевозочного документа при перевозке импортных грузов составляет 13,2 мин., а на маршрутную отправку – 17,9 мин., в случае обработки документов свыше указанного времени данное обстоятельство оформляется актом общей формы и исключается из оплачиваемого времени за пользование вагонами. Из представленных суду актов общей формы следует, что 13 и 14 июля 2008 года время оформления перевозочных документов товарной конторой станции Туапсе превышало 17,9 мин. на один перевозочный документ, в связи с чем из расчета следует исключить плату, начисленную за последующее время, в общей сумме 36 059,47 руб.

Согласно ст.57 УЖТ РФ (предпоследний абзац) в случаях, если по прибытии составов или групп вагонов (груженых или порожних) грузоотправители, грузополучатели или

обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования выполняют своими средствами технологические операции, которые являются обязанностью перевозчика, время на выполнение этих операций не включается в оплачиваемое время пользования вагонами. Продолжительность этих операций оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или в договоре на подачу и уборку вагонов.

Пунктом 11 договора №85/4 от 25.06.2008 (в редакции, действовавшей в период до 15.07.2008г.) предусмотрено, что время на приемосдаточные операции предоставляется по 1 минуте на вагон, но не более 30 мин. на одновременно поданную партию. Ответчик, возражая против предъявленной к оплате суммы за пользование вагонами, ошибочно исходил из того, что время на приемо-сдаточные операции составляет 2 мин. на один вагон, вследствие чего ответчик недоплатил за пользование вагонами.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что взысканию с ответчика в пользу истца подлежит плата за пользование вагонами в сумме 1 556,78 руб. (221 102,42 руб. – 365,99 руб. – 107 881,10 руб. – 75 239,08 руб. – 36 059,47 руб. = 1 556,78 руб.). В удовлетворении остальной части исковых требований следует отказать.

Судебные расходы истца в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возмещению за счет ответчика в части, пропорциональной размеру удовлетворенных исковых требований.

Руководствуясь статьями 65, 71, 110, 167 – 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Взыскать с ОАО «Туапсинский морской торговый порт» в пользу ОАО «Российские железные дороги» 1 556,78 руб. платы за пользование вагонами и 49,37 руб. возмещения судебных расходов.

Отказать в удовлетворении остальной части исковых требований.

Решение может быть обжаловано путем подачи соответствующей жалобы в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья Непранов Г.Г.