Решения районных судов

Решение от 2010-02-10 №А19-28544/2009. По делу А19-28544/2009. Иркутская область.

Решение

г. Иркутск Дело № А19-28544/09-21

10.02.2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03.02.2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 10.02.2010 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

судьи Шубиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Временного управляющего ООО «Гортранс № 1 Ф.И.О. br>
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Иркутской области

о признании незаконным отказа в предоставлении информации, обязании устранить допущенные нарушения

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Полуэктова Т.В. – представитель по доверенности,

от ответчика: Машалайте О.И. – представитель по доверенности,

Установил:

Временный управляющий ООО «Гортранс № 1» Полуэктов Михаил Леонидович обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области в предоставлении информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выраженного в письме от 23.11.2009г. № 12-39354.



Заявитель требования поддержал, полагает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 66 Федерального Закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.

Управление требования не признало, считает отказ в предоставлении информации законным и обоснованным, так как в силу статей 7, 8 Федерального Закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также положений Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Министерства юстиции от 14.09.2006г. № 293, временный управляющий обязан был обратиться в регистрирующий орган лично, предъявив удостоверяющие личность и полномочия документы, с составленным по установленной форме заявлением. Кроме того, полагает, что статья 66 Федерального Закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности) не устанавливает порядок получения сведений из Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), отличный от предусмотренного Федерального Закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее- Федеральный закон № 122-ФЗ).

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как следует из материалов дела определением Арбитражного суда Иркутской области от 29.10.2009г. по делу № А19-21713/09-37 в отношении ООО «Гортранс № 1» введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден арбитражный управляющий Полуэктов М.Л.

Полуэктов М.Л. 16.11.2009г. запросил у Управления федеральной регистрационной службы Иркутской области сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и его обременениях; сведения о содержании правоустанавливающих документов; выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости.

Письмом от 23.11.2009г. № 12-39354 Управление со ссылкой на статьи 7, 8 Федерального Закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» информировало заявителя об отказе в предоставлении указанных сведений.

Заявитель, полагая, что указанный отказ не соответствует требованиям закона и нарушает права и интересы временного управляющего в деле о банкротстве, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что основаниями для отказа в предоставлении запрошенных временным управляющим сведений послужили следующие обстоятельства:

запрос в регистрирующий орган подан не в установленном порядке (заявитель должен был обратиться в регистрирующий орган лично, представив документ, удостоверяющий личность, а также документы, подтверждающие регистрацию юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, учредительные документы);

сведения о содержании правоустанавливающих документов, о переходе прав на объекты недвижимости носят конфиденциальный характер и могут быть предоставлены правообладателю либо по запросу суда, в котором указан интересующий объект, его адрес, кадастровый номер.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона №122-ФЗ государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, должен в течение пяти рабочих дней предоставить запрошенную информацию заявителю или выдать ему в письменной форме мотивированный отказ. Такой отказ может быть обжалован в суд лицом, обратившимся за информацией (п.2 ст.7 Закона).

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном федеральным законом порядке только: самим правообладателям или их законным представителям; физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя; залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся у него в залоге; руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией; судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями; лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону; федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов; Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации для обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации.



Таким образом, указанными положениями предусмотрен различный порядок и основания для предоставления из Государственного реестра различных типов сведений:

«о любом объекте недвижимости» (Данная информация носит открытый характер и предоставляется любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя – п.1 ст.7);

сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным (Данная информация носит конфиденциальный характер и предоставляется в установленном федеральным законом порядке только ограниченному кругу лиц, перечень которых содержится в указанном пункте – п.3 ст.7).

Как следует из материалов дела, заявителем запрашивались сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и его обременениях; сведения о содержании правоустанавливающих документов; выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости.

Таким образом, суд соглашается с доводами Управления о том, что в данном случае регистрирующему органу надлежало руководствоваться, в том числе, правилами пункта 3 статьи 7 Федерального закона №122-ФЗ.

Вместе с тем регистрирующим органом не учтено следующее.

В силу пункта 2 статьи 66 Федерального закона о несостоятельности органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

Сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.

На основании статьи 67 Федерального закона о несостоятельности временный управляющий обязан, в том числе принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника.

В силу пункта 3 статьи 232 Федерального закона о несостоятельности до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих отношения, связанные с банкротством, в соответствие с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)».

Таким образом, Федеральный закон о несостоятельности, имеющий приоритетное значение в регулировании спорных правоотношений как закон специального действия, устанавливает иные основание и порядок выдачи определенного рода информации, не предусмотренные Федеральным законом № 122-ФЗ. Следовательно, обязанность предоставлять запрошенные временным управляющим сведения должна быть исполнена регистрирующим органом в порядке, установленном Федеральным законом о несостоятельности.

Ссылка регистрирующего органа на положения Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Министерства юстиции от 14.09.2006г. №293, в соответствии с которым основанием для начала процедуры выдачи информации является обращение заявителя с документом, удостоверяющим личность, заполненным заявлением о выдаче информации или изготовлении копии правоустанавливающего документа отклоняется судом, поскольку, как указывалось выше, в 2009 году Федеральным законом о несостоятельности введено новое основание для представления определенной информации, в связи, с чем, такой порядок не может быть отражен в нормативном документе 2006 года.

Кроме того, Административный регламент разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1).

Учитывая цель принятия Административного регламента, его положения не могут толковаться таким образом, чтобы это толкование Определило усложнение административных процедур, связанных с реализацией норм Федерального закона N 122-ФЗ.

Помимо изложенного, как следует из материалов дела временный управляющий, обращаясь в регистрирующий орган, приложил к заявлению определение Арбитражного суда Иркутской области, в котором в том числе, отражены сведения о юридическом лице, данные о его регистрации и постановке на налоговый учет, об учредительных документах, участниках, а также сведения об утвержденном временном управляющем – Полуэктове М.Л.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что представленные временным управляющим документы позволяли регистрирующему органу достоверно установить регистрацию данного юридического лица и полномочия обратившегося с запросом временного управляющего.

Суд, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, принимая во внимание указанные выше положения законодательства, приходит к выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении временному управляющего запрошенных им сведений.

При этом, суд также учитывает, что в силу требований Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» в обязанности временного управляющего входит анализ финансового состояния должника, принятие мер по защите его имущества, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, предполагающие исследование перечня имущества должника и обязывающие временного управляющего в случае отсутствия таких сведений запрашивать их у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.

Отказ управления в предоставлении запрашиваемых сведений противоречит законодательству о банкротстве, препятствует реализации возложенных на временного управляющего обязанностей при проведении процедуры банкротства, чем, нарушаются его права и законные интересы, в том числе, как предпринимателя.

В силу пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного, отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области временному управляющему ООО «Гортранс № 1» Полуэктову М.Л. в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выраженный в письме от 23.11.2009г. №12-39354, является незаконным, как несоответствующий требованиям законодательства и нарушающий права и законные интересы заявителя.

Руководствуясь ст.ст.167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выраженный в письме от 23.11.2009г. №12-39354, как несоответствующий Федеральному Закону от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).

Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия к рассмотрению запроса от 16.11.2009г. временного управляющего ООО «Гортранс № 1» Полуэктова М.Л. в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области в пользу индивидуального предпринимател Ф.И.О. урож. г. Иркутска, д.р. 06.08.1974, ОГРН 307381101500039 судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 100 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Т.Ю. Шубина